Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
Экология - наука комплексная. При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития) я учитываю следующие положения: • цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой; • знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у школьников определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; • содержание должно отличаться научностью. Школьники должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; • содержание должно способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой; • экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; • нормы экологически грамотного безопасного поведения должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе; • обучающийся должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.[13] При изучении природы материков и страноведческой части на всех уроках рассматриваем вопросы охраны природы. Использую при этом самые разнообразные формы урока: конференция, лекция, игра-путешествие, ролевые игры, просмотр презентаций, учимся проводить дискуссию и др. Я считаю, что дискуссия является одним из наиболее эффективных методов изучения особенно региональных экологических проблем. Вопросы для дискуссии на уроке предлагаются заранее, в порядке выполнения домашнего задания. А система продуманных целенаправленных вопросов учителя в ходе дискуссии подводит учеников к обоснованным, продуманным, самостоятельно сделанным выводам. Выводы никем не навязываются. Виды работ учащихся на уроке стараюсь тоже разнообразить: групповая форма по карточкам - заданиям или «визитным карточкам»; творческие работы: сочинения, экологические рисунки, плакаты, географические диктанты с ошибками («Из дневника капитана Врунгеля»), составление кроссвордов, географических диктантов по новым речевым понятиям, экологические диктанты и др. Большое значение имеют разнообразные практические задания, работы по контурным картам как индивидуальные, так и для групповых работ на уроке. С большим желанием после изучения темы ребята пишут рефераты, подготавливают сообщения на выбранную тему, которая заинтересовала детей. Очень нравится обучающимся выполнять работы творческого характера-сочинения, в которых дети передают свои чувства, ощущения, впечатления. Например, «Путешествие капельки». Опираюсь на имеющиеся у учеников знания, они должны описать, как они представляют себе процесс круговорота воды в природе, что происходит с водяными капельками на каждом этапе. Но развитие творческого мышления возможно только с помощью проблемного обучения. Проблемное обучение является неотъемлемым элементом современного учебного процесса. Оно характеризуется тем, что учащиеся включаются учителем в решение проблемы. С точки зрения психологии проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность человека. Поэтому проблемное обучение необходимо для развития творческого мышления учащихся. В основе проблемного обучения лежат понятия: · проблемная ситуация, т.е. состояние интеллектуального затруднения ученика, пути, преодоления которого требует поиска новых знаний новых способов деятельности; · учебная проблема, т.е. осознание элемента, вызывавшего затруднение, это проблемная ситуация, принятая человеком к решению; · проблемный вопрос – (задание или задача) как форма выражения проблемы – противоречие между имеющимися знаниями и требования задания. Решение связано с поиском новых способов деятельности. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ: 1. Осознание проблемной ситуации. 2. Формирование проблемы. 3. Применение известных способов действия. 4. Формирование гипотезы. 5. Проверка гипотезы. 6. Общие выводы.[14] Приведу пример структуры урока на основе логики решения проблемы, 9 класс. - Комплексная дидактическая цель (КДЦ) – Характеристика топливно-энергетического комплекса. - Интегрирующая цель (ИЦ) – Характеристика энергетики как отрасли. - Учебный элемент (УЭ) – задание «Пользуясь картами атласа, установить, где распространены ТЭС, ГЭС и АЭС, какие экологические проблемы будут характерны для районов распространения?».
Проблемное построение учебного прогресса предполагает отбор актуальных вопросов, как из современной науки, так и из реальной, окружающей школьников действительности. Трудность учителя в создании проблемных ситуаций заключается в том, что он должен добиться, что ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и требованиями задания, столкнулись с новыми условиями применения известных знаний. В настоящее время личность ученика ставится в центр учебного процесса. Это требует от учителя переосмысления целей и задач урока опять же с помощью ученика.[15] Поэтому все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще не решенным задачам, может быть, еще не совсем доступным для этого возраста заданиям, но с которым он столкнется в будущем.[16] По И.Я. Лернеру, «проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия». Для выполнения проблемных заданий я рекомендую использовать на уроках разнообразные источники географических знаний – атлас, учебник, статистический материал, научно-популярную литературу, статьи текущей периодической печати, при возможности использовать ресурсы ИНТЕРНЕТа. Приведу пример, как организуется познавательная деятельность обучающихся на основе вопросов и заданий учебников 6, 9 классов. В 6 классах в ходе осуществления проблемного обучения на уроках часто разыгрываются игровые ситуации, практикумы, уроки - «путешествия». Например, рассматривая влияние хозяйственной деятельности человека на природу, разыгрывается игровая ситуация « Спасите остров Робинзона!»,6 кл.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |