РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Основная проблема, без решения которой не может быть ни стабилизации экономики, ни всего остального, это увеличение производства нужных обществу товаров. С ней в автомобильной промышленности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от разрушения) производство как самой отрасли, так и имеющееся у поставщиков комплектующих и материалов, в том числе подшипников. Другими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже ослабленных коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без которых восстановление (а в последующем - и развитие) отрасли растянется на многие годы. К сожалению, в ближайшие годы восстановление, а затем и рост объемов производства будут идти не за счет инновационных усилий и других радикальных капиталоемких мер, необходимость которых бесспорна, а главным образом за счет возможностей самой отрасли. Появляются и надежды на то, что правительство все-таки сделает шаги, направленные не на окончательное удушение, а на возрождение и развитие промышленности, прежде всего ее основы - машиностроения. В пользу этого говорит многое: и общественный настрой, и отрезвление ведущих экономистов, постепенно становящихся на позиции здравомыслия, да и хотя бы то, что "дальше ехать некуда". Если же этого не будет, машиностроение, в том числе такая его высокотехничная отрасль, как автомобильная, обладающая, несмотря ни на что, все еще достаточно мощным потенциалом, зачахнет вместе со всеми своими многоотраслевыми кооперантами. Основная проблема российской автомобильной промышленности - низкая конкурентоспособность продукции. Признаками этого являются: устаревший модельный ряд многих производителей, невыгодное соотношение цена/качество, меньшая прибыльность производства по сравнению с зарубежными конкурентами и значительная доля импортной продукции на российском авторынке. Для повышения конкурентоспособности российского автопрома необхо- 15 дима его модернизация. Вследствие значительного увеличения доли импортной автомобильной продукции, радикальная модернизация отрасли силами самих российских производителей невозможна. Необходимо государственное участие в этом процессе. Возможны следующие направления деятельности государства:8 -Ускоренная либерализация автомобильного рынка, направленная на ужесточение конкуренции с зарубежными производителями, в ходе которой на рынке останутся только конкурентоспособные производства. Действия государства: упрощение условий доступа иностранных производителей на российский рынок, отказ государства от протекционистской экономической политики. Основные риски: сокращение производства в автомобильной отрасли и смежных отраслях, потеря рабочих мест на российских предприятиях; -Активное государственное регулирование автомобильной промышленности, направленное на ее модернизацию. Действия государства: стимулирование инноваций в автопроме, развитие производства и поддержка сбыта продукции в стране и за рубежом. Основные риски: возникновение дополнительных расходов бюджета, эффективность которых не известна заранее. С точки зрения развития российской экономики более выигрышной представляется стратегия модернизации автопрома через активное государственное регулирование. Для преодоления рисков, связанных с этой стратегией, необходима тщательная проработка совокупности мероприятий, направленных на модернизацию автомобильной промышленности. Мировой опыт государственного участия, направленного на развитие автомобильного производства внутри страны, заключается в поддержке иннова-ционности автомобильной промышленности (стимулирование разработок новой продукции и применения новых технологий производства). Кроме этого, государство принимает активное участие в создании основных фондов автомобильного производства, таких как подготовка квалифицированных кадров, 8 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. // Российская газета - Экономика Северо-Запада №5179 от 12 мая 2010 г. 16 предоставление информации о зарубежных рынках, и т.д. За рубежом с этой целью используются налоговые и таможенные стимулы, а также методы ЧГП (частно-государственного партнерства), заключающиеся в разделении ряда затрат между бизнесом и государством. Поддержка НИОКР и инвестиций. Концепция развития автомобильной промышленности предусматривает стимулирование НИОКР и инвестиций с помощью программы развития дизелестроения, налоговых стимулов и создания свободных экономических зон. В 2002-2004 гг. в России была начата реализация программы развития дизелестроения, введены некоторые налоговые стимулы для инвесторов. Тем не менее, существующие налоговые стимулы по НИОКР и инвестициям не достигают уровня зарубежных стран, вследствие чего недостаточны для проведения масштабной модернизации производства. Заявленная в «Плане приоритетных задач по развитию автомобилестроения в РФ», программа развития дизелестроения не была принята из-за отсутствия согласования с Минфином РФ. -Техническое регулирование. Согласно Концепции развития автопрома России, к 2005 г. предполагалось введение экологических стандартов Евро-2,3, разработка технических регламентов. В 2002-2004 гг. была принята «Программа разработки технических регламентов», начато внедрение современных экологических стандартов в производство. Несмотря на это, ряд технических регламентов все еще находится в состоянии разработки, переход к экологическим стандартам Евро-2 и Евро-3 не осуществлен. —Подготовка кадров. При реализации Концепции развития автопрома была начата работа по обеспечению автомобильной промышленности квалифицированными кадрами. В 2002-2004 гг., согласно «Плану приоритетных задач по реализации Концепции развития автопрома РФ», проводилась работа по изучению потребностей рынка в кадрах. Нехватка квалифицированных кадров (рабочих, инженерных и управленческих специальностей), имеющих современный уровень подготовки, сохраняется до сих пор. Программы и техническая база подготовки специалистов нуждаются в совершенствовании. 17 Совершенствованию поддержки производства в автомобильной промышленности России возможно осуществить следующими методами:9 1. Стимулирование НИОКР и инвестиций с помощью налогового и тамо 2. Содействие обеспечению производителей квалифицированными кадра 3. Развитие режима промышленной сборки как одного из основных 9 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. // Российская газета - Экономика Северо-Запада №5179 от 12 мая 2010 г. 18 поставленные требования оказались слишком высокими и привели к перемещению производства за пределы стран. В большинстве случаев наблюдалась интеграция отечественных и иностранных производителей, позволявшая привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы для развития национального авто-прома и заимствовать результаты НИОКР. 4. Отдельным подходом государственного участия, направленным на сохранения и развитие национальной автомобильной отрасли, возможно выделить формирование национальных автопромышленных кластеров.10 Правительства развивающихся стран в последние 10-15 лет прилагали усилия по созданию/сохранению собственной автомобильной промышленности, традиционно требующей больших инвестиций и внедрения новых технологий. В условиях бескомпромиссной международной конкуренции в автомобилестроении создание национальных автомобильных кластеров - один из лучших способов развития автомобильных индустрии в развивающихся странах. Рекомендации по стимулированию спроса на продукцию российской автомобильной промышленности могут быть следующими: -Совершенствование технического регулирования российского рынка -разработка и применение норм, постепенно ограничивающих поступление подержанных иномарок, и автомобилей, не соответствующих принятым экологическим нормам и стандартам безопасности, на российский рынок; -Внедрение механизмов ЧГП при осуществлении финансовой и информационной поддержки экспорта. Необходимо ввести ответственность государственных органов за результативность проводимых программ. 10 Кластер - обусловленное географически сообщество людей, имеющих схожие экономические интересы, и это особенно актуально для автомобильной промышленности. Q ЗАКЛЮЧЕНИЕ Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструк-торскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций. В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек. Российская автомобильная промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее «пострадавших» отраслей экономики. Производство легковых автомобилей в 2009 году сократилось на 59,4% по сравнению с 2008 годом и составило 597 тыс. штук. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1% объема 2008 г.) или 53,1% общего объема производства легковых автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 280,1 тыс. шт. (47,3% объема 2008 года) или 46,9% общего объема производства легковых автомобилей, в том чис- 20 ле предприятиями, работающими в режиме «промышленной сборки» - 192,2 тыс. шт. (51,1% объема 2008 г.). Общий объем отгруженной в 2009 году продукции легкового автомобилестроения составил 227,0 млрд. руб. (59,2% объема 2008 г.) Производство грузовых автомобилей в 2009 году составило 91,4 тыс.шт. (35,7% объема 2008 г.). Грузовых автомобилей иностранных моделей в 2009 г. изготовлено 7,4 тыс. шт. (40,6% объема 2008 г.), что составляет 8,1% общего производства грузовых автомобилей. Общий объем отгруженной в 2009 году продукции грузового автомобилестроения составил 79,6 млрд. руб. (49,8 % объема 2008 г.) Автобусов в 2009 г. изготовлено 35,5 тыс. шт. (на 46,3% меньше, чем за 2008 г.), при этом изготовлено 4,5 тыс.шт. автобусов иностранных марок (104,5% к 2008 г.) или 12,7% общего объема производства автобусов. Общий объем отгруженной в 2009 году продукции по автобусам составил 12,6 млрд. руб. (56,6 % объема 2008 г.) Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) составил в 2009 году 489,5 млрд. руб. (56,% объема 2008 года), в том числе предприятиями, находящимися исключительно в российской собственности 226,5 млрд. руб. или 46% общего объема отгруженной 2009 г. продукции. В январе-октябре 2009 года сальдированный финансовый результат по отрасли составил минус 60,8 млрд. руб. (в отличие от суммарной прибыли за аналогичный период 2008 г. - 19,9 млрд. руб.), в том числе: -по производству автомобилей - минус 57057,8 млн. руб. (легковых автомобилей - минус 40559,7 млн. руб., грузовых автомобилей - минус 11843,1 млн. руб., автобусов - минус 251,1 млн. руб.); -по производству двигателей внутреннего сгорания для автомобилей — минус 3033,3 млн. руб. 2! -по производству частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей - минус 3999,9 млн. руб. При этом в налоговую систему России за период январь-октябрь 2009 от предприятий автомобилестроения поступило более 39,8 млрд. руб. налогов и сборов (включая единый социальный налог и платежи во внебюджетные фонды) что составляет около 3% общей суммы поступлений по обрабатывающим отраслям промышленности. Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств в 2009 г. были удовлетворены за счет внутреннего производства (отечественных и локализованных иностранных автопроизводителей) по легковым автомобилям на 53,7 % (41% в 2008 г.), по грузовым автомобилям - на 69,6% (50,6% в 2008 г.), по автобусам - на 92 % (86,3% 2008 года). Прогнозируя рост автомобильного рынка и изменение предпочтений потребителей, в Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России. В результате часть прямого импорта автомобильной техники была замещена продукцией, произведенной в Российской Федерации. Однако приход ведущих иностранных автопроизводителей, ввиду малого объема требуемых по законодательству минимальных производственных мощностей (25 тыс. автомобилей в год), не сформировал предпосылок для создания экономически оправданных современных производств автокомпонентной отрасли. Результаты государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную промышленность, положительные, в первую очередь, для конечных потребителей, оказались недостаточными для её полноценного развития. В связи с чем, Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики 10 ноября 2009 г. было принято решение о разработке программы развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года. Стратегия предназначена: -для определения приоритетных направлений развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации; -для обеспечения на основе государственно-частного партнерства согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе; -для определения перспективных направлений по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности; -для принятия решений на государственном уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов развития автомобильной промышленности. 23 список использованной литературы 1 .Автомобильный рынок России. Обзор отрасли. // Данные Росстат, МЭР 2.Баршев В., Велетминский И. Автоспор. // «Российская Газета» №104(3773) от 19.05.2010 З.Воронин В.В. «Экономическая география РФ», Самара,2009 4.Греф Г.О. Основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2010 - 2012 годы. - http://www.niisp.ru/News/ Events/art42 5.Кузнецов Ю.Д., Кобылковский Г.П. Планирование развития транспортной сети в экономическом районе. - М: - 2009 6.Обзор работы российской автомобильной промышленности за 2000-2009 годы и прогноз дальнейшего развития. // Редакция i-Mash.ru по материалам ОАО «АСМ-холдинг» 7.Пашков В.И. Автомобильная промышленность России в 2009 г. // «Автомобильная промышленность» - 2010, № 3 8.Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. // Российская газета - Экономика Северо-Запада №5179 от 12 мая 2010 г. 9.Фасхиев Х.А., Костин И.М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. - Наб.Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2009 Ю.Хмелев М. Российские автозаводы проиграли иномаркам. // «Известия» №77 от 12.05.2010 24
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |