Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие государства с естественными монополиями.



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Взаимодействие государства с естественными монополиями. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»[4]

Естественные монополии, существующие тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Монопольная организация этих рынков вызвана технологическими особенностями. Их отличительная черта – наличие сетевых структур (трубопроводного транспорта, линий электропередач, систем водоснабжения, железнодорожных путей), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммунального характера.

    Для нашей странней наиболее яркие представители естественных монополий – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Открытое акционерное общество «Газпром», Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ[5]», РАО ЕЭС России. Нередко естественная монополия является либо полностью государственной собственностью, либо значительная часть активов монополии принадлежит государству.

Деятельность таких монополий за счет значительных объемов производимой продукции (оказания услуг) позволяет существенно снизить затраты на производимое количество продукции, что значительно ее удешевляет. К тому конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержке, а к тому же активы естественных монополий, трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути и пр., не могут переориентированы на другие рынки и продать такие активы практически невозможно.

    Конечно же наличие одного продавца на рынке может привести к нарушению технологии, привести к постепенному увеличению издержек и в конечном счете подорвать деятельность естественной монополии.

    Чтобы избежать неконтролируемой монопольной власти, государство осуществляет регулирование естественных монополий.

    Основными методами регулирования выступили:

- ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;

-  определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

        

 

Взаимодействие государства с искусственными монополиями.

 

Вот именно во взаимодействии с искусственными монополиями и отражается вся суть антимонопольной политики страны. Именно здесь можно увидеть все плюсы и минусы.

    Что же такое искусственная монополия? Такого рода монополией может быть и синдикат и картель и концерн. Такая монополия направлена на занятие доминирующее положение на рынке и возможности удержания этого положения как можно длительное время с целью реализации своих товаров или услуг.

    Суть взаимодействия государства с такими монополиями направлена в основном на пресечение монополий, создание для них ограничений с целью сохранения конкурентной среды на рынках. В это число входит демонополизация, реорганизация, дробление монополистов.

    И эффективность антимонопольной политики государства именно в отношении искусственных монополий оказывает существенное влияние на оздоровление рыночной экономики, сохранения конкуренции в тех отраслях, где она необходима.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в настоящей работе нами рассмотрены сущность и виды монополии, антимонопольное законодательство, органы посредством которых государством осуществляется антимонопольное регулирование и взаимодействие

    Антимонопольная политика государства имеет огромное развитие в экономике. Для Российской Федерации с ее достаточно динамично развивающейся рыночной экономикой это один из ключевых факторов роста. Конечно антимонопольную политику государства на сегодняшний день нельзя назвать совершенной, что связано с определенными факторами:

· Десятилетиями в советском государстве складывалась отраслевая монополия, заменить в одночасье которую на самостоятельные саморегулирующиеся рынки не представлялось возможным;

· несовершенством законодательства, только в 2000-х годах меры воздействия в отношении предприятий у которых усматривались признаки монополии стали существенными (штрафы накладываются в процентном отношении от получаемой прибыли), а до этого фиксированные размеры штрафа не наносили существенного экономического ущерба;

· Высокий уровень коррупции, когда чиновниками незаконными способами лоббируются интересы определенных фирм (групп фирм), которые устанавливают монопольно высокие цены на оказываемые услуги; при этом на рынок не допускаются конкурирующие фирмы. Против недобросовестных чиновников возбуждается более половины всех антимонопольных дел.

· недостаточным опытом работы антимонопольных органов.

Монополизация рынков приводит к увеличению затрат обществом, т.к. завышается стоимость реализуемой продукции, снижением качества продукции либо оказываемой услуги, а также замедляется научно-технический прогресс, т.к. производитель являясь монополистом слабо заинтересован с дополнительных затратах на совершенствование производимой им продукции.

    В большинстве случаев наличие у государства естественных монополий необходимо в тех отраслях, где конкуренция невозможна вследствие исключительно невозвратных издержек, активы монополий специфичны и не могут быть переориентированы.

Также в антимонопольной политике немаловажную роль может играть и общество. Общество должно быть осведомлено о проводимой государством антимонопольной политики и играть в этой политике определенную роль в том числе путем выражения в установленном законом порядке протестов, жалоб и заявлений. Так характерным примером можно отметить «Горючий протест» который провели 24.12.2007 года водители-дальнобойщики в городе Москве, а также в ряде других городов России в связи с увеличением цен на дизельное топливо.

Без надлежаще результативной антимонопольной политики Российская экономика не сможет эффективно развиваться, завоевывать новые внешние и внутренние рынки.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РСФСР № 948-1 от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

2. Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 года «О естественных монополиях».

3. Федеральный закон № 117-ФЗ от 23 июня 1999 года «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

4. Федеральный закон № 108-ФЗ от 18 июля 1995 г. «О рекламе».

5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

6. Агапова, Т.А. Серёгина, С.Ф. Микроэкономика: Учебник/Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.-448с.

7. Амосова, В.В., Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: Учебное пособие/В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян.- СПб.: Питер, 2002.-480с.

8. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: Юристъ,2002.-336с.

9. Васильева, Т.И. Ильин С.С. Экономика: Учебник/Т.И. Васильева, С.С. Ильин.- М.: Эксмо, 2003.-544с.

10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учебник/ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, Моргунов В.И. – Спб.: «Экономическая школа», 2004. т.2 - 504с.

11. Журавлев Г.П. Экономика: Учебник/Г.П. Журавлев.-М: Юристъ, 2001.-574с.

12. Князева И.В. Антимонопольная политика России: учебное пособие/И.В. Князева – 4-е издание, испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.- 493с.

13. Общая экономика: Учебное пособие/ В.Иванченко, Г.Иньшин, И.Каплинская [и др.]. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1998.- 278с.

14. Экономическая теория: Учебник/А.Грязнова, Т.Чечелева, Т.Бурменко [и др.]. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 592с.

 

 


[1] Князева И. К вопросу о монополистах // Антимонопольная политика России – 2009. – с. 22

[2] Князева И. К вопросу о монополистах // Антимонопольная политика России – 2009. – с. 177

 

[3] Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

1 О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 года № 147-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации 1995 №34 ст. 3426.

 



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Взаимодействие государства с естественными монополиями. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие государства с естественными монополиями.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)