Лингвистические задачи
К РАЗДЕЛУ 2: · Прочитайте приводимые ниже отрывки из знаменитого в свое время трактата „Человек-машина" французского философа-материалиста Ж.О. Ламетри (1709-1751). В чем ошибался ученый при сравнении интеллектуальных способностей человека и животного? (Язык человека и язык животных)
· * Ниже приводятся 6 высказываний, из которых 3 с позиций современной грамматики являются истинными (правильными), а 3 - ложными (неверными). Найдите те и другие. Слова состоят из звуков. Морфемы состоят из фонем. Высказывания состоят из словоформ. Слова состоят из морфем. Словоформы состоят, из морфов. Предложения состоят из словосочетаний. (Язык как система и структура)
К РАЗДЕЛУ 3: · Представьте себе следующую ситуацию: Вы встречаете на улице знакомого и говорите ему: „Привет! Слушай, скажи Ирке - я сегодня на репетицию не приду, ко мне брат приехал, записи привез - блеск!" Какие функции языка здесь реализуются? (Функции языка) · Ниже приводятся три цитаты из книги немецкого философа-гуманиста И.Г. Гердера (1744-1803) „Идеи к философии истории человечества". В чем следовало бы сегодня дополнить или исправить выводы ученого? (Язык и мышление) · Русская пословица гласит: „Языком не расскажешь, так пальцами не растычешь". Как следует ее понимать? Опишите роль жестов в обыденном общении. Сравните ее с функциями языка жестов (вторичной знаковой системы, используемой глухонемыми).
Творческие задания · Вспомните сказки, связанные со знаками, помогающими героям. Прокомментируйте события, связанные с этим.
· Познакомьтесь с символикой цвета и цветов. Напишите приглашение на вечер, в кино, на свой день рождения, поздравление (кому угодно и с чем угодно), используя символику цвета и цветов. (Язык – знаковая система)
К РАЗДЕЛУ 5: · К. Маркс писал в „Капитале": „Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом". Как следует понимать эту цитату? Разве имя человека не говорит нам о том, какого пола его обладатель, а, возможно, также какого возраста, национальности и т. п.? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения. (Происхождение языка) Контрольные вопросы к проблемному семинару по теме «Происхождение языка» 1. Частью какой более общей проблемы является проблема происхождения языка? 2. В чем разница между вопросом о происхождении языка, человеческой речи и вопросом формирования отдельных языков? Что значит решить проблему происхождения языка? Что значит выяснить, как образовался тот или иной конкретный язык? 3. Почему вопрос о происхождении языка не может быть решен одними лингвистами, а требует комплексного подхода, участия многих наук. 4. Когда (в какую историческую эпоху) и при каких условиях происходит расчленение проблемы происхождения языка на вопрос о возникновении речи вообще и вопрос о происхождении отдельных языков? 5. Каковы биологические предпосылки возникновения мышленияи языка? 6. Какие теории о происхождении языков вы знаете? 7. Перечислите и охарактеризуйте индивидуалистические (биологические) теории происхождения языка. В чем сущность звукоподражательной теории? Междометной теории? Когда они возникли? В чем их несостоятельность? 8. Какие социальные теории происхождения языка вам известны? Раскройте сущность теории социального договора, назовите ученых - её сторонников. В чем смысл теории трудовых выкриков? Кто её создал? Покажите, в чём несостоятельность этих теорий. В чём ошибочность теорий, преувеличивающих роль жестов в происхождении языка? 9. Перечислите основные положения, вытекающие из учения Ф.Энгельса. Роль труда в процессе превращения "обезьяны в человека", раскройте их: а) Охарактеризуйте условия, в которых жили наши обезьяноподобные предки. Каковы были предпосылки их последующего перехода к прямой походке? б) Какие обстоятельства обусловили переход наших обезьяноподобных предков к наземному образу жизни? в) Какие функции первоначально выполняли освободившиеся от ходьбы передние конечности обезьяноподобных существ при переходе их к наземному образу жизни? г) Какова та грань, которая отделяет формирующегося человека то животных? д) Почему изготовление искусственных орудий труда составляет отличительную черту человека? е) Назовите основные, обусловленные коллективным трудом формировавшихся людей факторы, которые вызвали потребность в общении? ж) В каких фактах проявилось определяющее влияние общественного труда на становление человека? з) Какое влияние оказало становление языка на развитие мышления? Каково было влияние этих двух явлений на дальнейшее развитие общественного труда? 10. В чём основные отличия человека от животного? 11. Почему только звуковой язык мог стать полноценным средством общения первобытных людей? Почему не могло быть, "безъязыкого" человека? 12. Приведите современные научные данные о происхождении человеческой речи: а) Каков "возраст" человека и человеческого общества? б) Какие стадии выделяются в биологическом и социальном развитии человека? в) Какие изменения в анатомическом строении развивавшегося человека способствовали развитию его речевого аппарата? г) Как отражалось на развитии языка совершенствование мозга и органов чувств? д) Каковы признаки нечленораздельной речи? е) Когда и как произошел переход от нечленораздельной речи к членораздельной? 13. Охарактеризуйте соотношение звуковой и кинетической речи (жестов и мимики). 14. В чем сущность учения Л.П. Павлова о 2-х сигнальных системах ?
БМ 2
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |