Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Проблемы занятости населения



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Глава 5. Проблемы занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии с действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной. Существует служба занятости населения, это - государственный посредник на рынке труда. Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости. В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу

2. Информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда

3. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную

доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе; регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. Как отмечалось ранее, безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных. Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается, прежде всего, обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения. Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости. Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест). Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)-4. совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработице, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.) Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за “активной политикой”, т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько “корыстный подход” государства, сколько психологических маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
1. Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;

 

2. Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
3.  Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
4. Участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
5.  Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
6.  Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
7. Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, соблюдение международных трудовых норм.

Проблема занятости требует, прежде всего, своего определения. Это означает, что требуется тщательная проработка, исходя из основных целей и задач и в связи с изменившейся социально-экономической обстановкой, переходом страны на рыночные отношения. 4 Методология занятости трудоспособного населения должна включать в себя государственную правовую поддержку и нормативное обеспечение решения проблемы занятости, свободу выбора сферы и вида занятости трудоспособного населения, свободный перелив рабочей силы по сферам занятости, включая и международную миграцию, формирования ценностных профессиональных ориентаций, экономическое обоснование формирование оптимальной структуры занятости.

 

4. Токсанбаева М.С. ,«Социальные интересы работников и использование трудового потенциала»



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Глава 5. Проблемы занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. Проблемы занятости населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)