Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Минск 2011

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

Иностранный язык (ИЯ)

Информационные технологии (ИТ)

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Кафедра английского языка гуманитарных специальностей (АЯГС)

Современные информационные технологии (СИТ)

Технические средства обучения (ТСО)

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. 10

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 10

1.1 Реформирование сферы образования в. 10

Республике Беларусь. 10

1.2 Активные методы обучения ИЯ (метод проектов) 17

1.3 Обзор новейших Интернет-ресурсов для обучения ИЯ.. 25

1.4 Технические средства обучения и содержание учебного материала. 37

1.5 Индивидуализация иноязычного обучения при помощи современных информационных технологий. 39

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 45

ГЛАВА 2. 47

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ.. 47

2.1. Анализ методик формирования коммуникативной компетентности будущего юриста-международника в вузе. 47

2.2. Методика и организация экспериментальной работы по исследованию иноязычной коммуникативной компетентности студентов – будущих юристов-международников. 51

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 73

Список использованных источников. 75

Список публикаций соискателя. 80

Приложение А.. 82

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 82

Приложение Б. 83

Действующий личный сайт в WWW (http://www.seoglobe.net/ )и Print SCreen главной страницы 83

Приложение В.. 84

Приложение Г. 85

Презентация кандидатской диссертации. 85

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существование и развитие общества на современном этапе немыслимо без высокоразвитых информационных технологий. Образ жизни людей стремительно меняется во всех сферах, как, например, в труде, отдыхе, образовании, развлечениях и самопознании в том числе. Та информация, которая была накоплена человечеством за прошедшие столетия и даже тысячелетия генерируется, трансформируется и в конечном счете превращается в знания, которые определяют могущество человека. Создание массовых коммуникативных и вычислительных возможностей в кратчайший срок совершило революцию в формировании и использовании знаний, превратив их в мощную производительную силу человечества. Некогда автономные, слабо связанные вычислительные средства превращаются в глобальные разветвленные сети, которые содержат всю имеющуюся на данный момент сумму знаний. Важно отметить, что вышеуказанные сети вслед за языком, как средством общения, представляют собой открытые системы, способные к гибкому изменению своих структурных элементов и допускающие различные интерпретации своего содержания. Сегодня человек впервые получил возможность ко всему информационному богатству, накопленному человечеством за все время своего существования. Человек получает невиданные ранее возможности учить и учиться, создавать новые знания и активно потреблять знания, созданные другими, исследовать, управлять и контролировать.

Как отмечают Ю.В.Бородакий и Ю.Г.Лободинский, ”современная ситуация сложилась благодаря появлению не просто компьютера, а микрокомпьютера. Благодаря созданию небольшого и относительного недорогого устройства общество оказалось у порога эпохи новой индустриальной революции.” [3] В самом деле, именно благодаря постоянному и непрерывному развитию информационных технологий и, в конечном счете, создании более мощных и в то же время доступных устройств приводит к тому, что они начинают массово использоваться в обществе, которое тяготеет к получению качественной информации через современные каналы передачи сообщений.

Практически все современные исследователи едины во мнении, что в конце XX-ого и начало XXI века человечество вступило в стадию развития, которое получило название постиндустриального или информационного общества. Еще Г.М.Маклюэн [51] утверждал, что ”смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий”. Именно информационные и коммуникативные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий как знание и язык и вносят неоценимый вклад в образование.

Представление о важнейшей функции языка – получении и передаче с его помощью знания – сложилось исторически: язык – это знаковая система [39], специфическая система связи или коммуникации. Однако, помимо языка для поиска и получения информации, для хранения и передачи знаний о мире и о самом себе человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали часто революционное влияние на жизнь общества в целом. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, глобальная сеть Интернет – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передачи знаний.

И.Г.Захарова [8] отмечает, что суждение о том, что сегодня мы живем в век информации и коммуникаций не совсем верно, так как ”… коммуникации и информация существовали всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем”. Бурно развивающаяся практика создания информационных систем явно перегоняет процесс осмысления происходящего, оценку перспектив его ближайшего и отдаленного последствий, требует уточнения и пополнения терминологии в этой области. Умело распоряжаться всем арсеналом накопленной информации о технологиях и методах решения современных задач смогут те члены общества, которые будут обладать не только знаниями, но и умениями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Глобальной целью должно стать умение использовать всех преимуществ современного процесса глобализации при сохранении своей самобытности. Одной из главных целей развития обществ, живущих в разных городах и странах, на разных континентах, должно стать обеспечение возможности работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Достижение такой цели возможно лишь в условиях неограниченной оперативной коммуникации и точной интерпретации сообщений. Последнее возможно лишь при условии сформированности иноязычной коммуникативной компетентности у участников общения. Поэтому иноязычная компетентность как и развитие иноязычного образования в целом являются одной и приоритетных задач в образовательной политике большинства стран.

Иноязычное образование сегодня в Республике Беларусь как никогда востребовано на всех уровнях. Роль иноязычного образования сложно переоценить, так как только при условии владения иностранными языками специалист в любой области имеет возможность конкурировать на международном рынке труда, повышать свою квалификацию, учитывая мировые тенденции и условия развития инновационной экономики. Как известно, инновационная экономика — это экономика знаний и высококачественного человеческого капитала. В числе составляющих данного понятия приоритетными являются образование, наука, человеческий капитал и благоприятная среда для его развития. Образование неразрывно связано с наукой, а наука, как известно, не имеет ни географических, ни политических, ни языковых границ. Что касается человеческого капитала, а также благоприятной среды для его развития, то и здесь прослеживаются задачи не только экономического и социального порядка, но и культурные и духовные факторы, необходимые для создания условий творческой реализации человека. Поэтому сегодня невозможно рассматривать иноязычное образование отдельно от основных направлений образования в целом, особенно когда заходит речь о таких понятиях как инновационный подход и информационное общество и возникает необходимость объединения понятий наука, образование, производство в один целый многоструктурный механизм для реализации важнейших государственных программ.

Главной целью развития страны на ближайшие годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Таким образом, национальная система образования призвана решить вопрос о подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих помимо ключевых и специальных компетенций, так называемым «инновационным багажом знаний», который может включать в себя знание компьютерных технологий, основ экономики и предпринимательства, и, конечно же, владение несколькими иностранными языками. 

Поиск путей инновационного развития иноязычного образования является непростой задачей, учитывая, что в Республике Беларусь сохраняется устойчивая тенденция к сохранению традиционных подходов. Вместе с тем, именно такая тенденция позволяет предостеречь национальную систему образования от излишнего технократизма, когда инновационный подход трактуется лишь как посыл повсеместного использования информационно-коммуникативных технологий. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) должны стать своеобразным проводником для учеников, студентов и специалистов в мир специальных знаний, дополнительным инновационным инструментом в процессе обучения. Поэтому стоит отметить, что использование ИКТ ни в коем случае не должно заменить традиционные подходы в обучении, так как само изучение ИКТ не является конечной целью обучения, когда речь заходит именно о выборе подходов иноязычной подготовки в любом учебном заведении.

Сегодня все больше и больше преподавателей иностранного языка стараются применять ИКТ на занятиях. Новейшие компьютерные программы позволяют не только проверять усвоение учащимися языковых понятий, но и могут служить языковыми тренерами и в какой-то степени заменить преподавателя, предоставляя учащимся возможность самим ставить цели и задачи каждого конкретного занятия. Что же касается глобальной сети Интернет, то следует отметить, что использование ресурсов всемирной сети позволяет повысить мотивацию обучаемых, дает возможность использовать иностранный язык для общения со сверстниками и вообще снимает границы языковой коммуникации. Электронная почта, форумы, конференции, чаты, интернет-пейджеры (ICQ, MSN), IP-телефония (Skype), социальные сети (Facebook, LiveMocha) ввиду своего специального назначения позволяют изучающим иностранный язык самим находить языковых партнеров, носителей языка в киберпространстве. И все же не стоит забывать, что современные требования к обучающимся не сводятся лишь к способности общения на иностранном языке и информационной грамотности. Информационно-коммуникативные технологии должны оставаться лишь средством обучения иностранному языку и не превращаться в цели и задачи на занятиях.

Как уже было отмечено, расширение международного сотрудничества в рамках как экономической, так и политической глобализации, а также участие нашей страны в ”Восточном партнерстве” неминуемо приводит к тому, что кардинальным образом изменяются требования, предъявляемые сегодня работодателями к выпускникам вузов Республики Беларусь. Одной из важнейших задач современного высшего образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего не только высоким профессиональным уровнем подготовки, но и высоким уровнем языковой информационной компетенции. Именно непрерывное формирование иноязычной информационной компетенции делает возможным дальнейший профессиональный рост на основе как отечественных, так и зарубежных достижений, обмен опытом с зарубежными коллегами, совместные проекты, а также научные исследования по своей специальности. Даже тот факт, что на сегодняшний день Республика Беларусь до конца не определилась с вступлением в Болонский процесс, не может влиять на необходимость реформирования высшей школы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода, кардинального пересмотра образовательных стандартов и типовых программ, использование инновационных методик обучения, а также повсеместного внедрения информационных технологий.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)