Л.С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особые, неповторимые отношения, складывающиеся между ребенком и окружающей средой. В нашем случае предпринята попытка исследования гендерного компонента социальной ситуации развития дошкольника в условиях детского сада.
Основным концептом нашего подхода к проблеме развития гендерного самосознания является констатация в качестве механизма конструирования гендера в дошкольном детстве превращение бессознательного компонента гендерного сознания в активный, преобразующий. Известно, что период развития ребенка от рождения до 7 лет является фундаментальным, базовым в онтогенезе. Кроме того, дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного образования.
В последние годы стало модным писать и говорить о гендерных индикаторах в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Как правило, гендерные индикаторы упоминаются в связи со становлением и развитием гражданских и демократических институтов в современном обществе. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться названными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендерных индикаторов и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста. К сожалению, подобные исследования редки, и в научных публикациях отсутствует развернутое артикулирование гендерных индикаторов в сфере образования и воспитания детей.
Далее приводится список индикаторов, посредством которых педагоги могут осуществить полноценный гендерный анализ в группах дошкольников.
Гендерные индикаторы
№
| СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
| ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
| ИНСТРУМЕНТАРИЙ
|
1.
| Специально организованное обучение (занятия)
| 1.1. гендерное содержание занятий, упражнений;
1.2. активизация мальчиков и девочек;
1.3. учет опыта мальчиков и девочек
| 1.1. Дидактический анализ занятий;
1.2. видеоанализ (30 мин.)
|
2.
| Среда обучения
| 2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек;
2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек;
2.3. отношение педагога к мальчикам и девочкам;
3.4. позитивная трансляция гендерного опыта педагога
| 2.1. наблюдения;
2.2. видеоанализ
|
3.
| Игровая деятельность
| 3.1. распределение ролей;
3.2. гендерная составляющая игр;
3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и девочек;
3.4. количество игрушек для мальчиков и девочек;
3.5. возможность транслировать собственный опыт мальчиком и девочкой
| 3.1. видеоанализ (40 мин.);
3.2. анализ игр;
3.3. наблюдения;
3.4. статистический анализ;
3.5. видеоанализ
|
4.
| Физиологическая среда
| 4.1. доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты);
4.2. организация сна, питания и т.д.
| 4.1. видеоанализ (30 мин.)
|
5.
| Повседневная деятельность
| 5.1. возможность заниматься собой (мальчик/девочка);
5.2. возможность удовлетворения своего интереса/ хобби;
5.3. возможности и способность сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка; девочка-мальчик; девочка-девочка; мальчик-мальчик)
| 5.1. видеоанализ
|
6.
| Взаимоотношения:
-ребенок ← ребенок;
→
-ребенок ← воспитатель;
→
-ребенок ← родитель;
→
-ребенок ← др. взрослый
→
| 6.1. возможности ребенка строить гендерно окрашенные отношения;
6.2. учет воспитателем гендерных составляющих взаимоотношений с ребенком;
6.3. гендерная компетентность родителей в построении взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);
6.4. гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления)
| 6.1. видеоанализ общения родителей с детьми;
6.2. структурированное интервью (родители, педагоги);
6.3. видеоанализ
|
7.
| Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей
| 7.1. в игре;
7.2. в обучении;
7.3. в повседневной деятельности;
7.4. во взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка)
| 7.1. бланк наблюдений
|
8.
| Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности
| 8.1. в семье;
8.2. в детском саду;
8.3. в социуме (улица, публичные места)
| 8.1. структурированное интервью;
8.2. фокус-группа;
8.3. анкета половых ролей Бем (BSRI)
|
9.
| Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков
| 9.1. гендерное поведение мальчиков;
9.2. гендерное поведение девочек
| 9.1. бланк регистрации гендерных поведенческих паттернов
|
10.
| Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности
| 10.1. половая дифференциация;
10.2. выбор партнера по играм и др. видам деятельности с учетом пола (девочка, мальчик);
10.3. трансляция гендерных норм;
10.4. репрезентированность позитивного смысла гендерных отношений;
10.5. гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек
| 10.1. хронометрированные наблюдения;
10.2. видеоанализ (40 мин.)
|
11.
| Гендерное пространство детского сада
| 11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада)
| 11.1. статистический анализ
11.2. статистическая карта
|
12.
| Дидактический материал
| 12.1. гендерное содержание методического материала;
12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников
12.3. иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности;
12.4. гендерно-сензитивная направленность методических пособий и книг
| 12.1. гендерный анализ методического материала;
12.2. гендерный анализ пособий и книг для дошкольников
|
Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволит педагогам создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задаст перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков. Это придаст законченность гендерной политике государства в области образования.