Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация самостоятельной работы студентов



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Организация самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1. Организация самостоятельной работы студентов – ведущий вид организационно-педагогической и организационно-методической образовательной деятельности кафедры НФИ КемГУ по формированию мотивации, знаний и навыков профессионального самообразования специалиста, навыков профессиональной деятельности по соответствующей специальности и в соответствии с целями и объемами, определенными соответствующим Государственным стандартом.

3.2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин.

3.3. Преподаватель учебной дисциплины составляет план СРС студента по дисциплине с распределением внеаудиторных затрат времени студента на СР по разделам или темам и отражает план СРС по дисциплине в учебных программах дисциплин ( Приложение 3).

Все кафедры НФИ КемГУ ежегодно самостоятельно планируют объем внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине и в целом по всему циклу дисциплин исходя из объемов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки и составляют сводный план СРС по кафедре на учебный год (по 2 семестрам учебного года) по курсам.

Сводный план СРС составленный кафедрами согласовывается с выпускающими кафедрами и утверждается на методических комиссиях факультетов и заместителем директора по учебной работе.

 Сводный план СРС содержит, кроме того, расчет внеаудиторной учебной работы преподавателей дисциплин с указанием объемов работы (в соответствии с нормами времени) для каждого запланированного вида СРС и в целом по дисциплине и по всем дисциплинам учебного плана на учебный год (Приложение 4).

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу па учебной дисциплине, осуществляется преподавателем.

3.4. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане специальности - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

- в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам

3.5. Расчет общего объема времени, отведенного учебным планом и рабочей программой дисциплины на СРС.

Объем времени на СРС по дисциплине составляет от 30 до 80% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине в зависимости от формы обучения. При этом для дневного обучения общая сумма часов СРС по всем дисциплинам, исходя из 36-часовой рабочей недели (54 часа академических), должна составлять 30-33 академ. часов при норме аудиторной нагрузки студента 21-24 часа. В целом по семестру (17 недель) объем СРС составит примерно 510-561 академ. часов. В семестре планируется, как правило, изучение 6-8 дисциплин, что дает объем СРС на одну дисциплину от 63 до 70 академ. часов в семестре (или 3,7-4 академ. часа в неделю на дисциплину).

Превышение общего объема СРС в семестре по дисциплинам в целом недопустимо, т.к. ведет к превышению недельной рабочей нагрузки студента.

3.6. Расчет времени на СРС по дисциплине.

Преподаватель учебной дисциплины эмпирически определяет затраты времени студента на самостоятельное выполнение учебного задания каждого конкретного вида и содержания СРС на основании:

a) наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы;

b) опроса студентов о затратах времени на то или иное задание;

c) хронометража собственных затрат на подготовку, решение, оформление и предъявление той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студентов.

Преподаватель может планировать СРС и составлять задания как для индивидуальной СРС, так и для группы студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. При этом групповыми видами внеаудиторных учебных занятий считается участие студента в деловых играх по анализу конкретных ситуаций и решению практических задач, тематических дискуссиях, в научно-практических конференциях. Проведение этих видов СРС включается преподавателю в учебную аудиторную работу см. п. 2.4 Рекомендаций КемГУ).

По совокупности запланированных заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу студента по учебной дисциплине, он не должен превышать объем, расчет которого указан в п.3.5.

При расчете своей работы по планированию, организации и контролю СРС в учебном году для сводного плана организации СРС выпускающей кафедры преподаватель использует Рекомендации по нормам времени, утвержденным Ученым советом КемГУ 01.10.03г. п.2, 3, 4 для учебной, учебно-методической и организационно-методической работы.

3.7. Технологическая организация СРС включает три элемента:

1) планирование;

2) методическое обеспечение;

3) контроль и оценка результатов СРС.

Планирование.

Планирование предполагает три этапа и соответственно три технологии работы:

1). Технология отбора целей самостоятельной работы.

Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам , отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы.

Цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2). Технология отбора содержания СРС.

Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования преподавателя (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3). Технология конструирования заданий.

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов. Задания составляются в соответствии с видами и формами СРС и работы с информацией (п.2).

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение процесса организации СРС обеспечивается следующими документами:

1) План СРС по каждой дисциплине в часах отражается в учебных программах дисциплин (Приложение 3).

2) План затрат времени преподавателя на организацию СРС (Приложение 4).

3) Отчет о выполнении плана затрат времени преподавателя на организацию СРС составляется в журнале индивидуальной нагрузке преподавателя

4) Сводный план СРС по кафедре на учебный год (по 2 семестрам учебного года) по курсам.

5) Сводный отчет по выполнению СРС кафедр.

Контроль и оценка результатов СРС

1. Контроль за результатами СР студента:

1). Качество результатов выполнения самостоятельной учебной работы определяется качеством планирования СРС преподавателем.

2). Технология организации контроля включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

3). Средства контроля результатов СРС определяются видом и формой организации СРС.

4). Основные формы контроля СРС студента:

a) проведение проверочных работ;

b) проверка, анализ, оценка и разбор рефератов, контрольных и курсовых работ;

c) проверка отчетов по практике;

d) контроль этапов выполнения НИР и т.п.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

a) уровень освоения студентов учебного материала;

b) умения студента использовать теоретические знания при выполнение практических задач;

c) сформированность общеучебных умений;

d) обоснованность и четкость изложения ответа;

e) оформление материла в соответствии с требованиями.

Поощрение студентов за добросовестную самостоятельную учебную работу - важное стимулирующее условие организации СРС.

Формы поощрения:

a) публичное признание достижений студента и др.

b) использование рейтинговых технологий оценки знаний студентов;

c) зачет результатов СРС в зачетную и экзаменационную сессии;

d) рекомендация и направление студента для участия в научно-практических конференциях;

e) представление студента для получения повышенной стипендии;

2. Контроль за результатами организации СРС преподавателя:

    Оценка и подведение итогов работы преподавателя по организации СРС осуществляется на основе заполнения индивидуальных журналов и отчетов кафедр по разделу СРС с учетом планов работы и норм времени.

 

 

Разработчики:

Альбах Е.Н.

Шевелева И.И.


Литература

1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. Учреждений сред. Проф. Образования. М.: Мастерство, 2001. 272с.

2. Симухина О.И. Формирование навыков самостоятельной работы студентов как фактор их адаптации в условиях педучилищ. / Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже (Материалы научно-практической конференции «Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты», С.-Петербург, 10-13 октября 1998г.)- СПб, 1998. ч.1 – С.46-49

3. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. (Программно-методическое пособие). М.: ДАЕ, 2000. – 120с.


Приложение 1

 

Виды работы с информацией

 

Аннотация краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.

Компоненты содержания:

· основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения;

· значимость текста.

Доклад– публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Компоненты содержания:

· план работы;

· систематизация полученных сведений;

· выводы и обобщение.

Квалификационная работа – научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей наук; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Компоненты содержания:

· оглавление;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы.

Курсовая работа – это самостоятельная теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы.

Компоненты содержания:

· оглавление;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы.

Конспект – краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

Компоненты содержания:

· в плановых конспектах – соответствие определенной части конспекта плану;

· в текстуальных конспектах – цитаты;

· в свободных конспектах – сочетание выписок, цитат, тезисов;

· в тематических конспектах – ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.

Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо.

Компоненты содержания:

· заключение о соответствии работы заявленной теме;

· оценка качества выполнения исследования;

· оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости исследования;

· оценка работы.

План компактно отражает последовательность изложения материала.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким же изложением.

Компоненты содержания:

· план – оглавление;

· введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение целей и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);

· основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга);

· заключение;

· список литературы (не менее 8 – 10 источников).

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье). Это краткое объективное воспроизведение взглядов автора статьи и развернутое научно обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.

Компоненты содержания:

· изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, как в целом, так и к главным ее положениям.

· изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств;

· выводы рецензента.

Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.


Приложение 2

 



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Организация самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация самостоятельной работы студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)