Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституционное право Российской Федерации, Методические рекомендации для студентов и слушателей по изучению курса, Антропова Н.В., Хохлов А.В., Москва МИФИ, 2004, 24 с.

Программа курса обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«Общей юриспруденции и правовых основ безопасности» протокол №____ от ___________2004 года

 

Содержание:

Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

2. Планы семинаров, литература, рекомендации по подготовке к занятиям

Вопросы для подготовки к экзаменам и зачетам

Тематика курсовых работ

 

Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

 

Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу, а также вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.

Семинарские занятия могут проходить в различных формах: собеседование, организация «Круглого стола», использование докладной системы и творческих дискуссий. Поскольку одну из важных задач преподавания составляет развитие самостоятельного современного государственно-правового мышления, на семинарских занятиях обязательно следует использовать новейшие материалы из официальных государственных изданий, средств массовой информации, решая правовые задачи, использовать компьютерные программы и др.

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждения (дискуссия), основанные на подготовке всей группы ко всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а преподаватель ставит дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления следует , но это не должно быть «чтение текста вслух».

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.

Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.

Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).

Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, умение четко формулировать мысли и ясно их излагать. Конспект произведения это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.

Для конспектирования существуют следующие правила:

1. Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника: его автор, название, год и место его издания, количество страниц.

2. Для последующих уточнений и дополнений обязательно оставляются широкие поля конспекта.

3. Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.

4. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.

5. Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).

6. В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.

Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий: высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни практики работы судебных органов, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.

Проверка усвоения изученного материала также осуществляется в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят 10-15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются. Результаты контрольных работ учитываются в журнале успеваемости. По итогам изучения крупных разделов программы обязательно проводится рубежный контроль в форме письменных контрольных работ по всем темам раздела с обязательной их оценкой, оценка рубежного контроля обязательно учитывается при устном экзамене по итогам курса.

В процессе подготовки к семинарам студенты готовят устные доклады и письменные рефераты. Объем доклада 6-8 страниц тезисов для устных сообщений на занятиях. Объем реферата – 12-15 страниц машинописного текста. Тематика рефератов и докладов согласовывается с преподавателем, проводящим семинары.

Реферат должен иметь план, список использованной литературы и источников. Необходимо также указать фамилию, имя, отчество студента; курс, группу, факультет. Подписанную студентом работу нужно сдать преподавателю для проверки в сроки, согласованные с преподавателем. Реферат, как правило, является формой работы студента, предваряющей написание обязательной курсовой работы по тому или иному предмету, поэтому необходимо придерживаться определенных общепринятых приемов, которые необходимы в любой исследовательской работе, в том числе и при выполнении рефератов и игровых работ.

Во-первых, предложения должны быть краткими и ясными. При изложении чернового варианта работы необходимо оставлять поля, причем крайне важно, чтобы они были достаточно широкими, занимали до одной трети ширины страницы, это нужно для того, чтобы можно было сделать исправления, поставить вопросы, указать дополнительную литературу, внести поправки стилистического характера, поменять последовательность некоторых предложений и т.п. Писать следует только на одной стороне листа. Даже черновик нужно писать аккуратно и разборчиво, через определенные интервалы. Во-вторых, в исследованиях принято писать от первого лица множественного числа: "мы", "по нашему мнению", или от имени третьего лица: "автор", "по мнению автора". В-третьих, при пользовании цитатами нужно соблюдать следующие правила:

а) цитаты должны быть точными и неискаженными;

б) критикуя то или иное теоретическое положение, студент должен проявлять определенный такт и уважение к авторам указанных работ;

в) нельзя применять цитаты, заранее выписанные из книг, не проверив их по источнику, не посмотрев, в связи с чем цитируемая мысль высказана, к какому времени указанное произведение относится и т.д.;

г) при свободном цитировании своими словами важно, чтобы четко была передана мысль автора.

В раскрытии содержания темы важно учитывать особенности каждого раздела работы.

Так, например, во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель работы и ее основные задачи, методология проблемы, дается характеристика используемых источников и литературы. Объем введения 2-3 страницы.

Основная часть работы должна состоять из обзора, где излагается процесс исследования (хронология) и содержательной части, в которой отражается методика исследования, достигнутые результаты и выводы. Все вспомогательные материалы (таблицы, схемы и т.д.) оформляются в приложении. В конце каждой главы (раздела) формируются краткие выводы.

В заключении автор работы подводит итог проведенного исследования, обобщенно излагает выводы по основным проблемам, формулирует практические предложения. Объем заключения 2-4 страницы.

Немаловажную роль в подготовке работы играет ее оформление.

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом. Следующей страницей работы оформляется план. Текст основной части работы должен быть вычитан и отредактирован, его следует печатать через 1,5 интервала (при печати на печатающей машинке или компьютере), соблюдая требования делопроизводства. На странице располагается 28-30 строк, в строке 62-68 знаков, включая пробелы. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но указывается в тексте с первой страницы (со введения) до последней. Объем работы исчисляется с титульного листа до последней страницы основной части (список использованной литературы и приложений в подсчете объема работы не учитываются).

Особо следует уяснить и соблюдать требования, которые предъявляются к оформлению ссылок на цитируемые работы, приводимые примеры и т.п. В процессе написания реферата и курсовой работы студент должен делать ссылки на все нормативные и литературные источники, которые оформляются со следующими требованиями.

Буквальное цитирование должно сопровождаться ссылкой в нижней (подстрочной) части страницы, отделенной от ее основного текста чертой. В ссылке указывается: а) порядковый номер ссылки (1, 2, 3,...); б) фамилия и инициалы автора; в) полное название книги или статьи; г) место и год издания; д) страница, на которой помещена цитата.

Например: 1Тихомиров Ю-А. Действие закона.М., 1992. С.8

Если на одной странице работы дается несколько ссылок на один источник одного автора, то после первой полной ссылки все последующие ссылки в пределах одной страницы оформляются так:

2Там же. С. 13

3Там же. С. 65

Если работа одного автора цитируется на нескольких страницах, то на каждой из них так же делается сокращенная ссылка в следующей форме: 1Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 18

Если ссылка приводится не дословно, то после ее порядкового обозначения ставится “См.”. Например: 1См.: Тихомиров Ю.А-Указ. соч. С.23

Ссылка на статью из научного журнала оформляется следующим образом: а) фамилия и инициалы автора; б) название статьи; в) помещается знак //, который показывает, что данная статья размещена в журнале (сборнике); г) название журнала; д) год издания; е) порядковый номер за год; ж) номер страницы статьи, на которой размещена цитата, мысль автора.

Например: 1Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. №2. С.22-23

Ссылки на автореферат диссертации оформляются по следующему образцу: 1Киримова Е.А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование). Автореф. дисс. ...канд.юрид.наук. Саратов, 1998. С.4

При первом упоминании о нормативном правовом акте в тексте на него оформляется сноска, в которой указывается его полное наименование, название акта, кем и когда был принят, а после знака // указывается еще и официальный источник, в котором он опубликован (кроме Конституции и кодексов). Например: 1Об оружии: Федеральный закон от 13.12.96. №150-ФЗ. Принят Государственной Думой 13 ноября 1996 г.// Российская газета. 18 декабря 1996г.

Необходимо отметить, что все подстрочные ссылки печатаются через 1 интервал. Нумерация ссылок устанавливается для каждой страницы отдельно, но иногда практикуется и так называемая сквозная нумерация для того или иного раздела работы. Допускается и печатание ссылок в конце каждой главы (параграфа) работы с общей порядковой их нумерацией.

Введение, каждая глава (параграф), заключение начинаются отдельной страницей. В тексте курсовой работы обязательно воспроизводится наименование глав (параграфов), которые пишутся заглавными буквами.

Список использованных источников и литературы должен включать источники и литературу, которые использовал студент в ходе подготовки и написания работы и составлять не менее 25 наименований. Должен быть соблюден порядок расположения нормативных документов в соответствии с юридической силой акта: Конституция РФ, Законы, Указы президента РФ, Постановления Правительства, ведомственные нормативные акты, нормативные акты государственных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления. А внутри каждой из указанных групп документов проводится их систематизация по хронологии. Ведомственные документы приводятся по официальным изданиям соответствующих ведомств. Акты дореволюционного времени приводятся по соответствующим официальным изданиям. Иностранная литература указывается на языке оригинала с соблюдением орфографических норм для соответствующего языка. Список использованных источников и литературы печатается через два интервала. Иностранные источники располагают в алфавитном порядке, причем сначала перечисляется литература на языках, в основе которых лежит латиница, затем - кириллица и иероглифическое письмо. Заглавия работ латинским шрифтом могут быть написаны от руки печатными буквами. Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-84[1]. Развернутая методика описания источника в данном разделе изложена в кн.: Правила составления библиографического описания. Ч. 1. М., 1986.

Библиографию целесообразно сгруппировать по разделам: 1. Нормативные акты. 2. Учебная и научная литература (в алфавитном порядке). 3. Судебная практика и неопубликованные документы.

Приложения оформляются как продолжение работы после списка использованных источников и литературы, располагаются они в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа в правом верхнем углу словом «Приложение» и нумеруется последовательно арабскими цифрами, например, Приложение 10, Приложение 11, и т.д. В приложении в левом углу следует указать, на основании каких источников оно составлено.

В работе произвольные сокращения недопустимы. Возможны лишь общепринятые сокращения. Например, вместо «и другие» - «и др.», «и так далее» - «и т.д.», «и прочее» - «и пр.». Допускаются также сокращения в названиях некоторых источников. Например: Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ; ГиП - Государство и право; СГиН - Советское государство и право; СЗ - Собрание законодательства РФ; ВМУ - Вестник Московского университета.

Студент должен также знать, что в оформлении ссылок и раздела «Список использованной литературы» для ряда городов приняты специальные сокращения:

М. – Москва;

Л. – Ленинград;

С.-Пб - Санкт-Петербург.

 

2. Планы семинаров, литература, рекомендации



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)