Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В СССР В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ», 1985-1991 гг.



2019-12-29 716 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В СССР В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ», 1985-1991 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




Решающее значение для развития отечественной культуры имела политика «гласности», начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. Реформаторское крыло рассматривало политику «гласности» в качестве составной части политики «перестройки».   Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась новыми ве­яниями в культуре. Уже в 1986 году появляются первые литературные произведения, в которых поднимались ост­рейшие проблемы развития страны, упадка нравственно­сти, утраты морально-этических ценностей, нарастания  бездуховности  в обществе «застоя». Это книги Ч. Айтма­това «Плаха», В. Распутина «Пожар», В. Астафьева «Пе­чальный детектив». После долгого периода удушения свободного слова повеяло свежим ветром. С провозглашением в январе 1987 г. политики «гласности» обрушилась буквально лавина интереснейших литературных произведений. Начался читательский бум, тиражи литературно-художественных журналов выросли в десятки раз. Определялось и их общественное политическое лицо. На последовательно демократических позициях стояли журналы «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Нева», «Дружба народов». Патриотическое направление преобладало в тематике «Молодой гвардии» и «Нашего современника», радикально демократическую позицию занял «Огонек», бывший в течение долгих лег журналом для семейного чтения. Журналы вели меж собой острейшую полемику. С началом реабилитации, возвращением в нашу историю имен политических деятелей, вычеркнутых из нее в годы сталинизма, возрастает интерес в литературе к нашему историческому прошлому. Появляются произведе­ния, в которых переосмысливается наша история, раскрываются ее «белые пятна», по выражению того периода. Следует выделить исторические драмы М. Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...», книги М. Дудинцева «Белые одежды»,        Д. Гранина «Зубр»„ А. Бека «Новое назначение», А. Рыбакова «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие годы», «Страх». Часть этих книг была написана раньше, но в свет они вышли лишь в годы перестройки.                                                                                                      С развитием гласности начинается публикация про­изведений, ранее недоступных советскому читателю, произведений, написанных «в стол». Это повести М. Булгакова «Собачье сердце» (фильм по этому произведению, поставленный на телевидении, произвел сенсацию и вошел в золотой фонд отечественной кинематографии), роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго», Ю. Домбровского «Хранитель древностей», рас­сказы и повести Ю. Тендрякова, А. Битова, Ф. Искандера.              Происходит возвращение на родину произведений писателей-эмигрантов. Два течения русской литературы сливаются в одно. Публикуются произведения представителей первой эмиграции: классика русской и мировой литературы В. Набокова, автора исторических романов М. Алданова, Е. Замятина, Н. Берберовой и др. Издаются резко полемичные, во многом необъективные «Окаянные дни» И. Бунина. Русский читатель получает возможность самостоятельно сопоставлять различные точки зрения. Началась публикация и писателей-эмигрантов т. н. второй волны, выехавших из СССР в 70–80 гг. Это произ­ведения В. Аксенова, В. Войновича, В. Максимова, С. Довлатова. А. Зиновьева, А. Соколова, В. Некрасова, Э. Ли­монова. Многие из них носили откровенно антисоветскую направленность, обусловленную их сложной, противоречивой судьбой. Со второй половины
1989 г. начинается мас­совая публикация произведений А. Солженицына.       После многих лет замалчивания читатель получил возможность самостоятельно судить о достоинствах и недостатках про­изведений этого незаурядного писателя, лауреата Нобе­левской премии. Были опубликованы впервые в СССР «Раковый корпус», «В круге первом», художественно-пуб­лицистическое произведение «Архипелаг Гулаг», началась публикация эпопеи «Красное колесо». Наконец-то стали известны советскому читателю произведения и другого Но­белевского лауреата – поэта И. Бродского. В литературе прозвучали и новые имена. Широкую известность получили произведения Ю. Полякова «Сто дней до приказа», «Апофегей» и др., поднимавшие важ­ные проблемы и вызывавшие каждый раз острую полеми­ку. Написанные в духе безысходности, беспощадно опи­сывающие самые мрачные стороны жизни произведения Л. Петрушевской, С. Каледина, оригинальная проза В. Пьецуха,– все эти произведения вошли в число лучших произведений русской литературы. Стали доступны широкому кругу читателей стихи выдающихся русских поэтов О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гу­милева, ранее печатавшиеся весьма ограниченными тира­жами. Впервые были опубликованы поэмы А. Ахматовой «Реквием» и А. Твардовского «По праву памяти». Важным этапом в развитии общественно-политической мысли стала публикация работ выдающихся российских философов, высланных в 20-е годы за пределы страны – Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, П. Сорокина и др. Они обогатили вещественную мысль. Были опубликова­ны работы религиозного философа П. Флоренского, историка Л. Гумилева и др. Были опубликованы работы и мемуары политических деятелей, ранее изъятые или никогда не публиковавшие­ся в СССР. Эти работы как коммунистических руководителей, противников Сталина – Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова, Ф. Раскольникова, так и деятелей других революционных партий – А. Керенского, Б. Савинкова, Б. Чернова, И. Суханова, И. Церетели; представителей либеральной интеллигенции – П. Милюкова, П. Струве, лидеров белого движения – А. Деникина, А. Врангеля и др. – расширили наши представления о революции и последующем развитии страны, познакомили с различными точками зрения. В кинематографии событием стало появление фильмов И. Абашидзе «Покаяние», Э. Рязанова «Небеса обе­тованные» и др. Советские зрители получили возможность увидеть работы лучших мастеров мирового кинематогра­фа, ранее недоступные.

В живописи извлечены из запасников и выставлены были произведения художников-авангардистов 20-х гг., ранее не экспонировавшиеся. Широкую известность получил новый русский авангард, ранее существовавший полуподпольно. Появилась возможность знакомства, с творчеством эмигрантов: художника М. Шемякина, скульптора Э. Неизвестного.                   Таким образом, в годы «перестройки» советское общество вступило, а эпоху серьезной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которая продолжается до настоящего времени и по своим масштабам может иметь непредсказуемые последствия для дальнейшего развития нашего общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Наше государство и общество со второй половины 80-х гг. по 1991 г. проходило вступление в фазу радикальной трансформации. Шел напряженный процесс поиска дальнейшего пути развития России. Произошло преобразование, переустройство важнейших сторон жизни советского общества. Нельзя забывать, что этот период жизни нашей страны имеет уникальный и неповторимый исторический опыт.

Советский Союз середины 80-х гг. и Россия 90-х гг. – страны разные не только по названию и территории. Изменилось многое : от экономического уклада жизни простого населения до политической системы и господствующих в обществе идей и ценностей. Между этими полюсами – период отечественной истории, получивший название «перестройки».

Эпоха перестройки имеет определенные начальную и конечную даты: март 1985 г. – избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС и декабрь 1991 г. – роспуск Советского Союза и уход первого Президента СССР со своего поста. Но этот период не изолирован от других периодов отечественной истории. Причины, приведшие к необходимости реформирования и сделавшие это реформирование возможным, стали складываться еще до прихода М. С. Горбачева к власти. Реформирование важнейших сторон не остановилось после 1991 г. В годы перестройки перемены изначально были инициированы «сверху» - напрямую созданы властью. Последствия этих реформ ощутимы до сих пор.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горбачев М. С. Как это было.М.,1999.

2. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление. http://www.gorby.ru.

3. История России. Россия в мировой цивилизации.3 том. Учебное пособие/под ред. Сахарова А. Н.

4. Зуев М. Н. История России. Учебник для вузов., М., 2000.

5. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России. С-Пб., 2001.

 



2019-12-29 716 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В СССР В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ», 1985-1991 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В СССР В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ», 1985-1991 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)