Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникативный и докоммуникативный период беременности



2019-12-29 326 Обсуждений (0)
Коммуникативный и докоммуникативный период беременности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение. 2

Теоретические и методологические основы психологии беременности. 3

Пренатальная общность . 3

Коммуникативный и докоммуникативный период беременности . 5

Отношение беременной к шевелению плода. 10

Эмоциональное сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком .. 13

Эмпирическое исследование психологического состояния женщин в период беременности. 19

Организация и методы исследования. 19

Анализ результатов исследования . 23

Заключение. 29

Список литературы: 31

 

 

Введение.

 

Психологическая концепция беременности, если бы таковая имелась, позволила бы обнаруживать и учитывать большее разнообразие условий и предпосылок для включения ребенка в человеческое сообщество еще до рождения. Отсутствие такой концепции связано с представлением о внутриутробном существовании как о закрытой системе с непроницаемыми границами и лишенной какого-либо психологического содержания в течение всего периода от зачатия до рождения. Психология и философия не выделяли в феноменах внутриутробной жизни человека специального предмета изучения. Психическая жизнь младенца в утробе матери мыслилась как тотальная психологическая нерасчлененность и неразрывное телесное единство.

Внутриутробная жизнь человека нередко использовалась в качестве образной основы для понимания исходной точки или предельного регресса при построении типологий развивающихся систем. Рождение представляется критической границей между различными мирами и одновременно процессом превращения небытия в бытие.

Ни отечественная, ни зарубежная психология никогда не усматривали во внутриутробной жизни объекта для целенаправленного воспитывающего воздействия. Неявный вывод о невоспитуемости внутриутробного младенца был сделан на основании сближения понятий "психическое" и "прижизненное".

В настоящее время массовый интерес к голотропному подходу психотерапии, позволяющему сделать доступным для переживания и изменения именно пре- и перинатальный опыт. Возникновение и развитие пренатальных практик (и воспитание, и психотерапия) опирается на изменения в общественном сознании, которые произошли и происходят в последнее время.

Цель представленной работы – рассмотреть психологию беременности.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач: 1) определить основы психологии беременности на основе анализа работ отечественных и зарубежных психологов; 2) провести эмпирическое исследование психологического состояния в период беременности.

Теоретические и методологические основы психологии беременности.

Пренатальная общность

Согласно концепции развития субъективности[1] развитие ребенка представляет собой чередование относительно стабильных периодов (периодов становления) и критических периодов как в развитии самой детско-взрослой общности (событийности), так и в развитии внутреннего мира (субъективности) ребенка. Кризис в развитии событийности называется кризисом рождения и характеризуется нарастанием процессов обособления, кризис в развитии субъективности связан с усилением процессов идентификации, он называется кризисом роста. Преобладание процессов отождествления приводит к застою в системе, к остановке развития и в конечном счете, к гибели системы, преобладание процессов обособления элементов также приводит к разрушению системы. Нормальное развитие с психологической точки зрения это не среднее от того, что существует, а то лучшее, что возможно при соответствующих условиях, главным из которых является целостная и жизнеспособная детско-взрослая общность. Эта концепция позволит избежать искусственного разделения пренатальной общности на мать, плод семью, пренатального инструктора и рассматривать то, что происходит до рождения целостно - с точки зрения происходящих внутри общности процессов, а не с позиции сборки составных частей и элементов. Если поместить наблюдателя вне пренатальной общности, то главным ее свойством будет представляться отождествление - физическое, биохимическое, и т.д. Соответственно и психологическом мире матери, с позиции внешнего наблюдателя, нет места ребенку. При этом ничто не мешает матери субъективно разделять себя и ребенка, мыслить его как "мой ребенок", а не "моя беременность". Период, когда в "событии" преобладают механизмы отождествления, а во внутреннем мире матери идут процессы обособления, осознание себя беременной, мы будем называть "докоммуникативным". Его временные границы размыты.

Наблюдения за беременными в Центре психического здоровья АМН СССР в 1988-1989 гг., подтвержденные данными истории болезни и индивидуальными картами беременной показывают, что для беременных, у которых стимулируется процесс реализации самобытности и принятия позиции матери, коммуникативный период (ощущение, что ребенок двигается) наступает на две-четыре недели раньше принятого срока (двадцать две недели для первородящих), при том, что структурно и функционально эмбрион оснащен для этого гораздо раньше.
В коммуникативном периоде, с точки зрения "события", нарастают процессы обособления, а с точки зрения субъективности матери, идет процесс становления пренатального материнства[2].

Cуществуют три критических перехода, три точки, в которых внутриутробная жизнь как психологический феномен становится доступна наблюдению. Это, во-первых, сам процесс рождения, во-вторых, процессы превращения внутреннего мира женщины "с животом" или "с болезнью" во внутренний мир будущей матери, в-третьих, процесс развития коммуникации между ребенком, увеличивающим спектр движений, и матерью, которая, с одной стороны, создает совершенно новую программу реагирования, а с другой - продолжает накладывать на движения ребенка имеющиеся у нее эмоциональные и поведенческие стереотипы.

 

Коммуникативный и докоммуникативный период беременности

 

В чреве матери жизнь ребенка делится на два неравных периода. Эмбрион неподвижен, как растение, в возрасте около одного месяца происходит формирование поперечно-полосатой маскулатуры, появляются движения, которые не ощущаются матерью. Первый период длится от зачатия до двадцати недель. Во втором периоде в результате различия в скорости роста тела ребенка и плодных оболочек появляется такой фактор, как граница, предел для движений и одновременно с ней ограничение свободы. Граница принадлежит не только миру бытия, но и субъективному миру матери. С этого момента начинается "совместная деятельность" матери и ребенка, ребенок двигается, мать ощущает эти движения и дает ему обратную связь вначале только тем, что замечает или игнорирует эти движения, затем посредством гуморальной регуляции негативно или позитивно санкционирует те или иные движения, затем появляется возможность прикоснуться, обратиться, исследовать тело ребенка через свой живот.

Обретения ребенка, развитие его сенсорных функций не есть результат созревания, но процесс очеловечивания, процесс социальный. Если мать лежит, а не двигается, не гуляет, не танцует, ребенку недостает сенсорной стимуляции, сооветственно угнетается развитие древнейшего мозга. Первичная адаптивная система (структуры древнейшего мозга и нейроэндокринная система), в свою очередь, стимулирует развитие сенсорики. Есть сведения, что латеральная часть гипоталамуса содержит специфические клетки, преобразующие сенсорные связи между стимулами в чувство удовольствия[3].

Зрелость первичной адаптивной системы зависит от эмоциональной среды матери, от ее образа жизни. Общая для матери и ребенка адаптивная система угнетается чувствами беспомощности и бесполезности, утратой любви, чувством покорности и поражения, и укрепляется противоположными - ответственностью, руководством, чувством творчества, победы.

То, как мать интерпретирует не только движения, которые она ощущает, но и то, что она видит, влияет на поведение плода. Австрийские психологи обнаружили, что знания о внутриутробном ребенке, полученные с помощью ультразвукового исследования, увеличивают оценку, которую будущая мать дает своему ребенку по шкалам "активность", "знакомость". Таких изменений не происходит у женщин, которые были одинокими или больными[4].

Чем более разнообразны воздействия на ребенка, тем боле дифференцированной становятся его экспрессия, после рождения он начинает "узнавать" больше стимулов. Поскольку возрастает объем освоенного, расширяется сфера возможностей. Как замечает Томас Верни, "мать и внешнее воздействие творят психику ребенка". Т.Верни отмечает также важность регулярно организованной психологической среды, которая позволяет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, "систематизировать" их, таким образом, возникает целостная программа, в которой в живой нерасчлененности присутствует и воздействие матери, и поведение ребенка[5].

Т.Верни принадлежит также наблюдение, что для внутриутробного младенца предпочтительнее и быстрее осваиваются те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с "Другим", разрывает тонкие нити в мощном канате пренатальной связи. Отделяя его от себя в процессе коммуникации, она соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Поскольку мягкое переживание ребенком этого разрыва внутри самого процесса взаимодействия "оспособливает" его, создавая зачатки самобытности - в дальнейшем мощного средства познания и построения отношений. Каждая волна материнских гормонов выводит внутриутробного младенца из обычного состояния, он начинает "ощущать", что произошло нечто необычное, и пытается "понять", что именно.
Понимание обеспечивается самим совершением движения. Некоторые движения, относящиеся к экспрессии, эксперты наблюдали через кинокамеру, вживленную в стенку матки, и обнаружили, как дифференцируются и изменяются экспрессивные реакции.

Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, сердится, грозит, реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери[6].

Предпосылки этого многообразия закладываются в докоммуникативный период, когда мать непосредственно не ощущает присутствия ребенка как отдельного существа. На втором месяце внутриутробной жизни развивается центральная и периферическая нервная система, полуторамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, на прикосновение к подошвам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод - важность этого фактора в коммуникации впервые отметили микропсихоаналитики).
Эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления ЦНС, когда его клетки способны улавливать изменения в составе крови. С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Уже преодолен кризис, когда его движения встречали только границу и несли негативный смысл ограничения свободы, его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен к опережающему отражению в своем поведении. Он "знает", какие движения вызовут чувства удовольствия, какие - неудовольствия.

Мать активно интерпретирует поведение ребенка внутри как своими чувствами, так и поведением. В рамках исследования психологических предпосылок нарушения психического здоровья у младенцев мы наблюдали подобные случаи интерпретации. Одна будущая мама интерпретировала чрезмерные движения своего ребенка словами "хулиганит", "безобразничает" и надевала бандаж, а другая трактовала сильные толчки как "ему не хватает воздуха, он хочет погулять" и выходила на свежий воздух. Кроме того, шестимесячный эмбрион, испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, переворачивается вниз головой; он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. Семимесячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них, толкая именно в переднюю часть живота.

Таким образом, коммуникативные средства имеют биологическую природу, но отбор их, несомненно, отражает присутствие в их развитии "культурного" влияния, в частности, установок и интерпретаций матери.
Дополнительным аргументом в пользу " рефлексивной", а не только химической природы реакций ребенка на внешние стимулы, является тот факт, что ребенок отвечает на стимулы, которые нейтральны для матери и не нарушают ее гормонального баланса[7].

Эмбрион "понимает" тем, что он делает, а его мать понимает его "внутри" своего поведения, адресованного ему, аналогично тому, как это происходит на стадии новорожденности.

Движения плода, являясь фактом психологическим, происходят на основе биологического по своей природе противоречия между скоростью роста яйца и плодных оболочек, а дальше они развиваются, поскольку приходят в противоречие с ограничениями, налагаемыми поведением матери. Результатами последнего столкновения являются "знак" движения (позитивно или негативно санкционированное) и систематичность (регулярность или нерегулярность).

Попытка содержательно представить структуру и функционирование пренатальной системы в докоммуникативный период принадлежит С.Фанти. Отталкиваясь от теорий о сходстве биологических основ злокачественных опухолей и эмбриональной ткани, он предложил концепцию "внутриутробной борьбы" как движущей силы развития пренатальной общности "мать - плод". Беременность является нейрогормональным событием в иммунной системе, и условием выживания является "способность матери выносить привой - сначала яйцо, потом плод и плаценту. Прогестерон, выделяющийся на высоком уровне, угнетает иммунную систему". Однако биологические, иммунные механизмы могут препятствовать структурному отторжению эмбриона, хотя ситуация отвержения может сохраняться. Ранние токсикозы, как их понимает психоанализ, связаны с ранними конфликтами на стадии становления пищевого поведения и являются протестом против зачатия. Косвенное подтверждение тому - работы отечественных клиницистов по психотерапии ранних токсикозов, успешность лечения которых была обеспечена внушением установок на сохранение плода и эффектом плацебо[8].

Биологические механизмы работают на обособление - к концу первого месяца образуются пуповина и плацента, закладывается поперечно-полосатая мускулатура, и движения плода совершенно пассивны. В это время сигналы о неблагополучии системы не могут быть даны непосредственно, поскольку мать не ощущает присутствия ребенка внутри себя. Сигнал о неблагополучии "посылается" на уровне субъективных ощущений матери, он принадлежит ее психологическому миру, осознается как принадлежащий ей.



2019-12-29 326 Обсуждений (0)
Коммуникативный и докоммуникативный период беременности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникативный и докоммуникативный период беременности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)