Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Республиканская форма правления



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
Республиканская форма правления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    2.2.1. Республика и ее виды

 

    Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.[14]

    Общими признаками республиканской формы правления являются:

    - существование единоличного и коллегиального главы государства;

    - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

    - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

    - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

    - обязательность решений верховной государственной власти.[15]

    Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Еще в месопотамских городах-государствах (IV – III вв. до н.э.) формируются основные признаки этой формы правления.[16] Греческие республики – знаменитые города-полисы вошли в историю в качестве классического примера демократических способов управления делами общества и государства. По образцу древнегреческих республик строились республиканские государства средневековой Италии – Флоринтийская, Веницианская республики.

    Но наибольшее распространение эта форма правления получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.[17]

    В республиках источником власти являет­ся народное большинство, высшие органы государства избира­ются гражданами.

    Республика – самая распространенная в нынешнее время форма правления – существует в трех видах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная).[18] В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти.

    Возникновение парламентской республики связано с исторической практикой британской политической системы, оформившейся в современном виде примерно в XVII – XVIII вв.

    В парламентской республике руководящий орган государственной власти – парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими – классическими – характеристиками:        

    - выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;   - парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;

    - глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет  полномочия распустить ее;

    - раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ – канцлеру и т.д.);

    - правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях – ФРГ – еще  и право вето на законопроекты);

    - независимость правительства по отношению к главе государства.

    Кроме того, оппозиция, существующая в рамках парламента, обладает определенными средствами воздействия на органы исполнительной власти.[19]

    Роль главы государства в парламентской республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте. Свое право досрочного роспуска парламента он реализует либо в соответствии с императивными нормами законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Избирается глава государства (президент), как правило, парламентским путем, т.е. членами парламента или коллегией выборщиков, не менее половины которой составляют депутаты (есть и исключения – в Австрии президент избирается всеобщим голосованием). Типичные примеры парламентских республик – Италия, ФРГ, Ирландия.

    Разновидностью парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной – так называемый режим ассамблеи. Особенность его заключается в сосредоточении всей полноты верховной власти в государстве у единственного собрания, представляющего суверенный народ. Исторические примеры такой формы правления: во Франции – начало I Республики (1793 г.) и 1918 – 1958 гг.(IV Республика, кроме вишистского периода оккупации страны в годы Второй мировой войны); современная модель – государственность Швейцарии, поскольку ее двухпалатное Федеральное (Союзное) собрание осуществляет высшую власть в стране, конституционно ограниченную только правами народа и кантонов.[20] При этом типе государства правительство избирается парламентом из числа его депутатов и может быть отозвано им же. Глава государства и правительства – президент.

    В президентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламент ской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в конституции США 1787 г.; президентскими республиками являются также Аргентина, Бразилия и др.).[21]

    Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:

    - в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;

    - исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;

    - президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;

    - президент политически ответствен перед народом, а правительство – перед президентом;

    - парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;

    - при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;

    - исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако, в США вице-президент – председатель сената).[22]

    Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепарламентским путем – всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.

    Известная американская система сдержек и противовесов дополняет разделение властей и позволяет их механизмам функционировать как еди­ное целое. Такая система включает: право отлагательного вето президента в отношении законов; парламентский импичмент со смещением президента; принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д.

    Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют президенциализмом) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Ланке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. [23]

    Для президенциализма характерны следующие принципы:

   - глава государства – президент – избирается на всеобщих прямых выборах;

   - президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответственен перед ним;

   - правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия;

   - партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают (так нередко бывает в современной Франции);

   - президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;

   - у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;

   - у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентский мандаты).[24]

    При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает. Во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установленных конституцией сферах, а все остальные регулируются актами правительства. Таким образом, значение президента в этой стране оказывается еще выше.

    Полупрезидентской формой правления охвачено 42 государства мира.

    В современном политическом мире существуют и другие, более спефические разновидности президентских республик: с коллегиальной главой государства; с институтом капитан-регентства; так называемые суперпрезидентские.

    В ряде стран имеется коллегиальный, а не индивидуальны глава государства. Например, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным (Союзным) советом, выбираемым парламентом в составе семи членов на относительно широкой коалиционной основе. Председа­тельствует в Совете президент, который избирается сроком на один год поочередно из состава его членов и выполняет чисто представи­тельские функции. Принцип парламентской ответственности в этой стране отсутствует. То есть форма правления в Швейцарии обладает чертами президентской республики, за исключением того, что глава государства не единоличный. Коллегиальный глава государства дей­ствует также в Гвинее-Бисау.[25]

    В Сан-Марино (датой возникновения республики считается 301 г.) обязанности главы государства и правительства исполняют два капитана-регента, избираемые парламентом на шесть месяцев. По закону они должны все вопросы решать единогласно. Формально Сан-Марино не знает института парламентской ответственности капитанов-регентов, но короткий срок их позволяет парламенту фактически контролировать деятельность этих руководителей.[26]

       В ряде африканских республик центральная фигура в системе государственных органов – тоже президент. Роль представительных и судебных институтов здесь невелика, фактически почти вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Отдельные африканские страны возглавляются пожизненными президентами (в т.ч. пришедшими к власти в результате военного переворота), в других – президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии. В ряде стран, где президентов формально периодически переизбирают парламентским или всеобщим голосованием, на практике их победа предопределена, т.к. оппозицию, если она существует, верховная власть подавляет, не допускает к участию в выборах, все СМИ и пропагандистский л холятся под контролем президента и сплотившейся вокруг него узкой политической группировки. Из-за особенностей местной политической культуры население воспринимает выборы как некий ритуал, где все и писаны заранее.[27]

        

 

 

    2.2.2. Сравнительный анализ видов республик

 

    Таким образом, мы можем подвести итог и сравнить основные виды республиканской формы правления (табл. 3).

    Таблица 3 – Виды республик и их сравнительные признаки

 

Линии сравнения Президентская Смешанная Парламентская  
1 2 3 4
1. Порядок избрания президента

Избирается всенародным голосованием

Избирается на заседании парламента
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
3. Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству Двойная ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства
4. Право роспуска парламента у президента Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министра Отсутствует

Существует пост премьер-министра

 

 

    Продолжение табл. 3

 

1 2 3 4
6. Объем полномочий президента Президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти Президент – глава государств. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность
7. Современные государства США, страны Латинской Америки Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

 

    Каждый из видов республиканской формы правления имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные из них.

    Парламентскую форму правления можно считать наиболее демократичной. Достоинствами этого вида республики являются, во-первых, то, что народ влияет на власть, избирает парламент; во-вторых, подотчетность правительства парламенту. Среди недостатков можно отметить неустойчивость исполнительной власти.  Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком также может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу – председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики – утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т.е. парламент передает свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет. Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

    Достоинствами президентской республики как формы правления являются следующие:

    - народ имеет больше возможностей влиять на власть;

    - большая устойчивость власти.

    Основной недостаток заключается в существовании возможности установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.

    Также президент может стать невольным заложником своего окружения. Предотвратить развитие этой тенденции может разработка и закрепление механизма широкого участия общественности в управлении страной, прозрачность в области принятия решений.

 



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
Республиканская форма правления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Республиканская форма правления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)