Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные подходы к правам человека



2019-12-29 436 Обсуждений (0)
Основные подходы к правам человека 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помо­щью определенных принципов, во­площающих гуманистические ценнос­ти во взаимоотношениях между индивидом, обществом и госу­дарством. Такой специфической конкретизацией гуманистичес­ких представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаи­моотношений между людьми и государством, обеспечивающие ин­дивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида власти. Само же возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности.

  Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

  Впервые идеи встречаются у древнегреческих философов - софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права.     Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность. 

  Что представляют права человека в современном мире, какова их теория и каковы их основные положения на практике - об этом я поговорю ниже в представленной работе.

 

 

ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Права человека во взаимоотношениях государства, общества и личности

Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это - собственно права).[1]

Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человекам и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

  Возможны четыре основных способа взаимоотношения индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и парципаторный (участия).

Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отожествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

  Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель: монарх, диктатор и т.п.)

  Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства.

  Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т.е. узко и ограниченно.

  В современной политической науке преобладает третий, парципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

История прав человека

На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав че­ловека не стояла и не могла стоять, так как в то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости утверждать и защищать во властных от­ношениях ценность личности, ее свободу.

Само возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой инди­видуальности. Исторически первой формой осмысления и утверж­дения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI—V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и име­ют одинаковые, обусловленные природой права. Само же госу­дарство Ликофрон трактовал как результат общественного дого­вора.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Арис­тотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право ко­ренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Его идея верховенства естест­венного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманисти­ческих ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеям выс­ший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравствен­ными ценностями.

Отношения между индивидом и властью представляли собой сложную общественную иерархию прав и обязанностей. Человек, в соответствии с местом, занимаемым на социальной лестнице, был обязан выполнять указания своего господина (сюзерена) и в то же время мог рассчитывать на его покровительство и защиту, а также на послушание подданных (если они сущест­вовали), неся перед ними, в свою очередь, определенные обязанности.

В целом же во времена феодализма идея равенства от рожде­ния естественных прав всех людей или хотя бы правового равен­ства всех свободных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные подданным монархом или сюзереном. Каждое из сословий имело специфические права, ко­торые сокращались по мере снижения по лестнице обществен­ной иерархии.

В период феодализма идеи естествен­ного права не были полностью забы­ты. Нередко они использовались для обоснования справедливости восстаний против угнетателей, по­сягающих на традиционные народные вольности. Свое воскре­шение, либеральное переосмысление и развитие эти идеи по­лучили в XVII— XVIII вв. в трудах выдающихся мыслителей ли­берализма и Просвещения.

Виднейшие представители либерализма — Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Джефферсон, Смит, Милль, Бентам и другие — по существу заложили основы современного понимания прав чело­века. Они обосновали понимание фундаментальных прав челове­ка на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных, неотъемлемых (неотчужда­емых) и священных императивов и норм взаимоотношений меж­ду людьми и властью.

Историческая заслуга Просвещения в вопросе о правах чело­века состоит не только в их теоретическом обосновании как гуманистических целей человечества, но и в нахождении важней­ших способов их практического осуществления. К ним относятся прежде всего принципы народного суверенитета и разделения властей.

Впервые либеральная концепция прав человека нашла сис­тематизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США, принятого в 1791 г. В 1789 г. основопола­гающие права — свобода личности, права на собственность, безопасность и сопротивление угнетению — были конститу­ционно закреплены во французской Декларации прав челове­ка и гражданина.

 Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, хотя, конечно же, ны­нешние представления о правах человека намного богаче по содержанию.

 

Основные подходы к правам человека

Статус и авторитет прав человека в государстве во многом связаны с трак­товкой их источника. Просвещение утвердило в качестве решающего критерия определения естест­венных прав личности человеческий разум. Тем самым оно по­пыталось найти им земную основу. Сегодня политологи различ­ной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают ко­нечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род ос­новополагающих потребностях — в поддержании жизни, в без­опасности, свободе от насилия и социально неоправданных огра­ничений, уважении человеческого достоинства, духовном разви­тии и т.д.

Другие же возводят наиболее высокие из прав к душе, Богу.

Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопро­се об определении прав человека по­служила основанием для трех основных подходов в их трактовке, получивших широкое распространение в XX в.

Первый из них, естественно-исторический подход ограничивает роль разума глав­ным образом лишь осознанием объективно существующих есте­ственных человеческих прав. Наследуя либеральную традицию, он исходит из того, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государ­ство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения есте­ственные права оно не может.

Второй, позитивистский (или юридическо-позитивистский) под­ход базируется на трактовке государства как реального воплоще­ния общественного разума и отрицании всякого внегосударственного происхождения прав человека. Утверждается рациональ­ная самоценность права, его независимость от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права счита­ется государство. Право и закон не имеют существенных разли­чий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к законам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей общества.

Третий из наиболее распространенных подходов к правам чело­века, марксистский, разделяет прагматическую установку позити­визма, подчиняя ее государственной целесообразности. Однако марксизм исходит не из рациональной самоценности права, а из его социально-экономической и прежде всего классовой детер­минации. Право понимается как возведенная в закон воля гос­подствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида становится излишней вследствие трактовки лич­ности как совокупности общественных отношений, продукта оп­ределенного общественного строя.

В целом же марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают общечеловеческую природу права, подменяют общече­ловеческие ценности моралью, основанной на классовой, пар­тийной целесообразности. Не­смотря на слабую совместимость с самой идеей прав человека марксизм и претендующие на его реализацию социалистические страны внесли немалый вклад в обоснование и утверждение со­циальных прав личности.



2019-12-29 436 Обсуждений (0)
Основные подходы к правам человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные подходы к правам человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)