Мониторинг создания и реализации Федеральных целевых программ
Основной целью мониторинга реализации целевых программ является, с одной стороны, объективная оценка результатов выполнения как ФЦП в целом, так и отдельных ее этапов и программных мероприятий, с другой - выработка рекомендаций по совершенствованию ФЦП на уровне корректировки целей и задач программы, сроков и основных этапов выполнения, системы программных мероприятий и их исполнителей, механизмов ресурсного обеспечения и реализации программы, а также системы организации управления и собственно контроля за ее реализацией. По своей сути мониторинг представляет собой оперативную информационно - аналитическую систему наблюдений за динамикой изменения показателей результативности реализации ФЦП на основе оценки качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, финансовых, социальных, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других. Важнейшими проблемами при разработке систем мониторинга является формирование системы индикаторов и оценки их допустимых пороговых значений, методологии анализа и прогнозирования динамики их изменения с целью определения уровня эффективности реализации ФЦП На эффективность выполнения ФЦП оказывают влияние огромное количество факторов, причем не только относящихся к сфере экономики, но и социальные, политические, экологические и т.д. Наблюдение и контроль такого всего набора этих факторов очевидно невозможен. Исходя из этого решающее значение при организации системы мониторинга ФЦП имеет задача выбора приоритетных факторов. Определение приоритетов, например, при организации систем экономического мониторинга зависит от цели и задач конкретных экономических ФЦП. Приоритетность факторов определяется с учетом критериев, отражающих их ключевое значение для эффективности выполнения ФЦП в настоящее время, а также выделенным множеством источников уязвимости и угроз каждой конкретной ситуации в ходе выполнения ФЦП. Основными целями мониторинга реализации ФЦП являются: 1. обеспечение органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях необходимой и своевременной информацией, обеспечивающей возможность выработки эффективных стратегических, тактических и оперативных управленческих решений при реализации программных мероприятий ФЦП; 2. представление информации о целях и успехах ФЦП средствам массовой информации (информационная поддержка); 3. сбор информации для проведения исследовательских работ с целью построения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов выполнения ФЦП. Основные функции системы мониторинга выполнения ФЦП можно классифицировать по блокам: 1. Нормативно-правовой блок 1.1. нормирование порядка предоставления информации о ходе реализации ФЦП федеральными и региональными административными органами; 1.2. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению мониторинга ФЦП на федеральном и региональном уровнях; 1.3. определение объема информации адекватной масштабам ФЦП; 1.4. нормирование порядка доступа к информации. 2. Аналитический блок: 2.1. согласование методологического обеспечения ведения различных видов мониторинга состояния ФЦП и социально-экономической системы (СЭС) в целом; 2.2. выделение объектов наблюдений федерального и регионального уровней, формирование концептуальной и информационной моделей объектов наблюдений; 3. Информационный блок: 3.1. обеспечение сбора и обработки достоверной и сопоставимой информации о состоянии реализации основных и промежуточных целей ФЦП, а также экономической, политической и социальной сферы в целом. 3.2. разработка систем кодирования, обработки и представления информации на основе современных информационных технологий; 3.3. разработка эффективных систем передачи информации на основе компьютерных сетей и средств связи; 3.4. многоуровневая агрегация информации и представление ее в виде, пригодном для принятия управленческих решений; 4. Экспертный блок: 4.1. комплексная и тематическая обработка информации, полученной в ходе реализации ФЦП; 4.2. экспертная оценка и выдача рекомендаций по совершенствованию системы программных мероприятий ФЦП, механизма их реализаций, а также управлению и ресурсному обеспечению; 4.3. оценка эффективности принимаемых решений на уровнях законодательной и исполнительной власти, а также на региональном уровне. В рамках системы мониторинга ФЦП должна использоваться: 1. Текущая информация - информация о состоянии ФЦП и СЭС страны в целом и отдельных регионов на текущий момент времени либо за некоторый предшествующий ему период времени: месяц, квартал, полугодие, год. Текущая информация базируется на данных статистической отчетности федеральных и региональных органов управления, а также ведомственной текущей информации. 2. Аналитическая информация- информация и оценки, полученные после определенных процедур сравнения, установления тенденций динамики реализации ФЦП по отношению к некоторым базовым периодам и этапам. 3. Расчетная информация- информация и оценки, полученные на основе текущей, аналитической и нормативной информации, представляющие собой значения индикаторов эффективности реализации ФЦП и важнейших показателей СЭС страны. Мониторинг ФЦП должен проводиться на различных уровнях: локальном, региональном и федеральном. Схема функционирования системы мониторинга приведена на рис.1. Рис.1. Схема функционирования системы мониторинга [31, стр. 17] В соответствии с целями и приведенными определениями мониторинг ФЦП должен осуществляться в трех основных направлениях: 1. наблюдения и прогноз возникновения источников уязвимости, потенциально способных привести к возникновению угроз реализации ФЦП; 2. наблюдения за рисками и воздействием реальных угроз конкретных ФЦП; 3. прогнозирование и оценка ущербы реализации ФЦП, выработка и контроль реализации мероприятий по ликвидации нанесенного ущерба. Таким образом, основной задачей мониторинга реализации ФЦП является расчет текущих значений индикаторов ее состояния, прогноз их изменения и анализ отклонений от допустимых значений. Следует отметить, что мониторинг должен обеспечивать формирование исходной, причем структурно широкой и выверенной информационно-аналитической базы, характеризующей текущее состояние ситуации и динамику развития ФЦП, что обеспечивает возможность формирования прогнозов как самих значений индикаторов эффективности реализации ФЦП, так и развития социально - экономической ситуации в целом по стране. При этом целесообразно интегрировать различные методы моделирования и прогнозирования. Статистический прогноз. При статистическом прогнозировании сложившиеся ретроспективные тенденции проведения мероприятий, сходных с программными мероприятиями конкретной ФЦП экстраполируются на будущее. Основой прогноза являются временные ряды данных, отражающие динамику изменения основных показателей социально-экономического развития государства (объем ВВП, уровень инфляции, объем налоговых поступлений и др.). При построении прогноза ряды апроксимируются функциями, наиболее характерно описывающими динамику изменения индикаторов ФЦП. Результатом задачи является инерционный прогноз индикаторов реализации ФЦП в предположении отсутствия «форс-мажорных» обстоятельств и неизменности факторов, влияющих на данный процесс. Имитационный прогноз. Имитационный прогноз предназначен для вариантных расчетов индикаторов ФЦП при условии различных сценарных воздействий: инвестиционных, налоговых, бюджетных и т.д. Отвечая на вопрос «Что будет, если...?», имитационный прогноз позволяет качественно оценить результаты принимаемых решений с точки зрения эффективности реализации ФЦП, что делает его одним из самых необходимых элементов прогнозирования. Целевой прогноз. Целевой прогноз направлен на определение количества ресурсов, необходимых для достижения заданных конечных и промежуточных целей ФЦП, либо для противодействия вьщеленным подмножествам угроз реализации ФЦП. Эффективность функционирования системы мониторинга в исключительной степени зависит от качества и достоверности собираемой информации. Учитывая, что для решения рассматриваемой задачи требуется скоординированная деятельность федеральных, отраслевых и региональных статистических органов. В этом плане исключительно важным организационным условием для создания системы мониторинга упорядочение и координация деятельности по формированию первичных баз данных. В настоящее время основным препятствием для организации мониторинга даже на основе имеющейся статистической информации является отсутствие общего хранилища, в котором аккумулировалась и оперативно обновлялась информации федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств. Функциональная структура системы контроля эффективности выполнения целевых программ представлена на рис. 2. Рис. 2. Структура системы контроля эффективности выполнения целевых программ [31, стр. 22] Основные задачи контроля выполнения целевых программ должны решаться следующим образом. На первом этапе должен проводиться анализ предметной области - СЭС государства. Результатами детального анализа является формирование динамической модели социально - экономической системы и внешней среды. В качестве общеметодологической базы для формализации служит объектно-ориентированный подход к анализу сложной социально-экономической системы, в рамках которого изучаемые объекты представляются в достаточно общем декомпозиционном виде: 1. объекты, которые подвергаются изучению и воздействию; 2. субъекты, которые их реализуют; 3. отношения между указанными объектом и субъектом; 4. отношения между действующими субъектами. Объектно-субъектный подход в сочетании с методологией структурного анализа сложных систем является весьма эффективным средством для сценарного контроля выполнения ФЦП, а также при анализе поведения социально-экономической системы (СЭС). Динамическая модель реализации ФЦП должна описывать ее моментальные состояния, обстановку, динамику их изменения, задает в каждый момент времени текущие ограничения на «нормальные», с точки зрения выполнения целей и задач программных мероприятий, состояния (например, в виде множества «нормальных» состояний для каждого параметра), выход за которые неприемлем с точки зрения условий выполнения ФЦП. Исходные понятия такой концепции моделирования включают следующие составляющие: 1. идентифицированная модель ФЦП и СЭС государства; 2. модель окружающей обстановки; 3. общая модель поведения ФЦП и СЭС; 4. модель измерения состояний ФЦП; 5. модель измерения состояния окружающей среды; 6. модель корректировки ФЦП. На основе результатов анализа и моделирования социально-экономической обстановки должны быть сформированы множества индикаторов для оценки и прогнозирования состояния реализации ФЦП, разработаны комплексы методов и инструментальных средств определения их значений, а также методы определения пороговых значений индикаторов. Основным условием функционирование системы контроля эффективности выполнения ФЦП является непрерывное осуществление мониторинга социально-экономической обстановки (в первую очередь тех ее аспектов, которые имеют непосредственное отношение к ФЦП). Основной целью мониторинга является определение значений индикаторов реализации ФЦП и оценка их выхода за пороговые значения. Основой для оценки и расчета значений показателей и их отклонений должен являться комплекс баз данных, формирование и ведение которых должно осуществляться в рамках системы обеспечения контроля выполнения ФЦП. Данный комплекс должен представлять собой, по существу, интегрированное хранилище фактографических и графических данных (ИХД), имеющее интерфейсы с информационными и экспертными системами, системами моделирования и т.п., с использованием программных средств, которые должно осуществляться решение функциональных задач обеспечения эффективного контроля реализации ФЦП. В ИХД должна храниться информация, необходимая и достаточная для решения основных задач обеспечения экономической безопасности. Безусловно, в состав ИХД должны включаться необходимые данные по вновь возникающим задачам управления и контроля ФЦП. На основе данных мониторинга и результатов исследования модели системы должны выявляться угрозы реализации целей ФЦП, а также осуществляться прогнозирование и оценка тяжести возможного ущерба (недостаток ресурсов, невыполнение плана по сбору налогов, невыполнение расходных статей бюджета и т.д.). Для обеспечения контроля над выполнением ФЦП требуется решение управленческих задач, направленных на разрешение выявленных противоречий, противодействие угрозам, а также снижение тяжести последствий. Классификация индикаторов ФЦП представлена на рис.3. Рис.3. Классификация индикаторов ФЦП [31, стр. 37] Группа общих макроэкономических индикатороввключает наиболее значимые взаимозависимые и специфические параметры рыночной экономики, которые дают наиболее полную характеристику состояния экономики в целом. Включение этих показателей в систему контроля выполнения ФЦП обусловлено необходимостью учета влияния на выполнения программ экономики страны в целом. Базовые макроэкономические индикаторыоценивают состояние производственных отношений и ход их трансформации, т.е. охватывают все направления экономического становления, развитие процессов разгосударствления и приватизации, демонополизации и т.п. Эта группа является основой, обуславливающей показатели других групп производных параметров ФЦП. По сути, базовые показатели оценивают состояние экономики со всеми вытекающими последствиями вообще и служат индикаторами риска выполнения ФЦП в частности. Частные экономические индикаторыоценивают различные стороны состояния и развития производства товаров и услуг и являются индикаторами, отражающими динамику реализации ФЦП. Экономические индикаторы на мезоуровне позволяют оценивать состояние и направления реализации ФЦП в регионах и отраслях. Группа общих базовых макроэкономических индикатороввключает в себя следующие показатели: 1. Структура собственности. Определяет долю государственного и частного секторов (их вклады в ВВП, национальный доход, распределение по этим секторам продукции, предприятий, численности занятых); 2. Динамика разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий и фондовый рынок; 3. Монополизация и демонополизация; 4. Развитие рыночных структур; 5. Механизм управления (степень управляемости), т.е. качество управления в смысле правового и государственного регулирования; 6. Налоговая система: 7. Внешнеторговые тарифы; 8. Денежное обращение: 9. Процентная и учетная ставки. Количественные производственные показатели на макро 1. Темп роста промышленного производства (индекс промышленного производства) и доля его составляющих в ВВП. 2. Структура ВВП: 3. Валовые и чистые инвестиции: 4. Розничный товарооборот (сальдо). 5. Сальдо платежного баланса 6. Обеспеченность ресурсами (основным сырьем, продуктами). 7. Общая сумма неплатежей. 8. Количество неплатежеспособных предприятий.
Количественные производственные показатели на мезоуровне. Для региона: 1. Удельный вес региона в ВВП и его структура, значимость региона для выполнения ФЦП; 2. Коэффициент вывоза и ввоза, в т.ч. доля ввоза в региональном потреблении, сальдо вывоза-ввоза. 3. Экспорт, импорт, сальдо экспорта-импорта; 4. Коэффициенты межрегиональных транспортных пото 5. Общая сумма неплатежей; 6. Количество неплатежеспособных предприятий. Использование методологии анализа, моделирования и формирования множества сценариев должно, в свою очередь, обеспечить возможность решения следующих основных задач контроля выполнения ФЦП: • Сбор, обработка и хранение данных в ИХД; • Идентификация, классификация и анализ основных проблем, возникших в процессе реализации ФЦП; • Выявление причин, и оценка и анализ параметров несоответствия достигнутых результатов ожидаемым; • Разработка механизмов компенсации результатов неэффективных решений; • Корректировка системы программных мероприятий и механизмов их реализации с целью повышения эффективности реализации ФЦП. Как уже было сказано, одной из важнейших составляющих механизмов мониторинга и контроля исполнения ФЦП является анализ достигнутых результатов и прогнозирование развития социально-экономической системы (СЭС) в целом и входящих в нее сегментов, представляющих собой предметную (целевую) область ФЦП на основе моделирования и анализа взаимовлияний совокупности макроэкономических характеристик (факторов), определяющих их текущее и прогнозируемое состояние. Результаты моделирования и прогнозирования процессов в СЭС с использованием аппарата знаковых графов определяются взаимодействием базисных социально-экономических процессов и факторов, действующих в СЭС и изменяющих состояние ее элементов. При этом взаимовлияния базисных процессов могут образовывать циклы обратных связей, а взаимодействия циклов вызывать либо монотонные нарастающие колебания социально-экономических факторов, либо резкое их усиление - резонанс. При моделировании тенденций развития СЭС и отдельных сегментов должна быть определена система показателей (факторов), определяющих возможные траектории развития макроэкономической ситуации в как в региональном разрезе, так и на уровне федерации в целом.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |