Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Теоретические вопросы………………………………………………………..…3

Тест……………………………………………………………………………….23

Задачи…………………………………………………………………………….26

Библиографический список……………………………………………………..28
1. Экспортные пошлины и границы применения (графический анализ)

 

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

- фискальная — сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

- балансировочная — обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары [6, c. 112].

Алгебраически экспортный тариф, который обычно бывает адвалорным, представляется следующим образом. Предположим, что импорт страны не облагается таможенными пошлинами, а экспорт всех товаров облагается по единой ставке.

Ставка экспортного тарифа должна быть равна процентному превышению экспортной (мировой) цены товара над ценой, по которой он продается на внутреннем рынке.

Россия является одной из немногих стран мира, которая активно использует экспор­тный тариф как средство торговой политики. Введенный с начала 1992 г., на полгода раньше, чем импортный тариф, он на протяжении 90-х гг. становился все более либераль­ным.

По мере развития экономиче­ских реформ и укрепления националь­ной экономики ставки экспортного та­рифа постепенно снижаются.

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протек­ционизма концентрировался на обсуж­дении аргументов «за» и «против» ис­пользования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонника­ми и противниками тарифов, использу­ются в тех или иных вариантах практи­чески во всех странах, включая Россию, и поэтому заслуживают самостоятель­ного рассмотрения [6, c. 113].

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономичес­кий рост. Анализ на основе теории об­щего равновесия показывает, что эконо­мическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного та­рифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одно­го, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тари­фа. Но поскольку импорт большого го­сударства является экспортом других стран или группы стран, то условия тор­говли большой страны могут улучшить­ся только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня бла­госостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом от­рицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной тор­говли.

Одностороннее введение тари­фов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабиль­ность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в од­ностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от на­плыва более дешевых товаров из-за ру­бежа, рискуют испытать на себе ответ­ные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится на­столько и отрицательные экономичес­кие последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол перего­воров и согласуют уровни тарифов, ко­торые устраивают каждую из них [7, c. 93].

Тариф приводит к увеличению на­логового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены поку­пать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким це­нам. Тем самым часть доходов потреби­телей перераспределяется в государ­ственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое пере­распределение доходов в пользу государ­ства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социаль­ных противоречий. Кроме того, им­портный тариф приводит к общему по­вышению уровня цен и, как неиз­бежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары кос­венно подрывает экспорт страны, ос­ложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые при­водит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая стано­вится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, со­кращая импорт, который является эк­спортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латино­американских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

 Тариф ведет к сокращению обще­го уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из- за ограничения импорта может оказать­ся настолько значительным, что поло­жительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конку­рирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издер­жек производства будут требовать по­вышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти от­расли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом [7, c. 94].

Рис. 1 -  Защита молодых отраслей с помощью импортного тарифа

 

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный спо­соб государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Судя по обсуждениям в парламенте и дискуссии в средствах массовой информации, для России наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов.

- Тариф защита молодых отрас­лей ( infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. На стадии становления (рис. 1) новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль про­мышленности совершенствует производство, растет его эффективность, снижается себестоимость продукции. В точке А внутренняя цена товара Pd сближается с мировой Pw . Таможенный тариф отменяется. Открывшись между­народной конкуренции, страна продолжает увеличивать эффективность своего производства, внутренняя цена снижается до уровня ниже мировой, что позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж.

Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет явные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточного для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в продолжение существования тарифа, которые будут убеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться политически очень непростым делом. Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в течение разумного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке. Специальные исследо­вания на примере отдельных стран не подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем в незащищаемых. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющие на внутреннее потребление, такие как, например, субсидии новым отраслям. Правда, их недостаток заключается в том, что, в отличие от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы [7, c. 96].

- Тариф средство стимулирова­ния отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

- Тариф важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в поль­зу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирова­ние обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уп­лату всеми субъектами экономической жизни.

Однако использовать импортный та­риф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.

- Тариф защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к раз­ряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконку­рентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа [7, c. 97].

Соображе­ния национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, истори­чески неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959— 1973 годах. Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запа­сы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического бла­госостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Против­ники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Таким образом, государственное регулирование международной торговли является важнейшим аспектом государственного регулирования. В боль­шинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.  Экспортный тариф, сущес­твующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансиро­вочную функцию. Противники тари­фов подчеркивают, что они в боль­шинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния стра­ны и во всех случаях — мира в це­лом, ведут к торговым войнам, увели­чивают налоговое бремя на потребите­лей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обос­новывают их введение необходимос­тью защиты неокрепших отраслей на­циональной промышленности, стиму­лирования отечественного производст­ва, увеличения доходов бюджета и за­щиты национальной безопасности.

 

Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Кризис мировой экономики, был обусловлен введением во многих странах мира запретительных тарифов и квот, а также осуществлением других протекционистских мер, направленных против импорта товаров. По мере того как страны одна за другой начинали вести политику разорения соседей, международным компаниям становилось все труднее заниматься международной торговлей и инвестициями. Поднимая таможенные тарифы и квоты, правительства отдельных стран рассчитывали на то, что это улучшит положение отечественных отраслей промышленности и облегчит жизнь граждан, несмотря на возможное нанесение ущерба гражданам и экономике других стран [1, c. 125].

С целью создания гарантий того, что мир, наступивший после Второй мировой войны, не будет нарушен такими торговыми войнами, в 1947 г. представители самых влиятельных торгующих стран собрались в Гаване (столице Кубы), чтобы учредить Международную торговую организацию (International Trade Ogra-nization, ITO). Миссия Международной торговой организации состояла в поддержке международной торговли. Эта организация так и не начала свою практическую деятельность из-за противоречий относительно ее полномочий. В результате миссия ITO была возложена на Генеральное соглашение о тарифах и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT), которое разрабатывалось в процессе подготовки к конференции в Гаване.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. 23 странами; оно вступило в силу 01.01.1948 г. и действовало до 1995 г., когда на его основе была создана Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ способствовало либерализации торговли посредством международных переговоров. Функции ГАТТ состояли в выработке правил международной торговли, урегулировании и либерализации торговых отношений [1, c. 126].

Принципы ГАТТ:

- либерализация международной торговли путем снижения таможенных пошлин и ликвидации других ограничений;

- устранение дискриминации посредством введения принципа наибольшего благоприятствования в отношении экспорта, импорта и транзита товаров;

- безопасность торговли;

- предсказуемость действий предпринимателей и регламентация действий правительств;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок, урегулирование споров через переговоры и консультации.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством регулярного проведения многосторонних переговоров (раундов), а также конференций министров 1 раз в 2 года. С 1948 г. было проведено восемь раундов. Средневзвешенная мировая таможенная пошлина составляла в 1940-1950-х гг. 40-50%; в начале 70-х гг. - 8-10; в конце 80-х гг. - 4-5%, в 90-х гг. она снизилась до 3-4% для развитых стран. В рамках ГАТТ были введены односторонние льготы в пользу развивающихся стран.

Наиболее результативными были три последних раунда. В соответствии с решениями Кеннеди-раунда (1964-1967 гг.) за 5 последующих лет таможенные пошлины были снижены в среднем на 35%. В ходе 7-го тура переговоров (Токио-раунд, 1973-1979 гг.) осуществлялось снижение пошлин на 33% поэтапно с 1.01.80-88 гг. Кроме того, было принято соглашение по нетарифным барьерам, где было сказано о том, что нельзя применять в протекционистских целях национальные стандарты и технические регламенты [1, c. 127].

8-й тур переговоров (Уругвайский раунд) состоялся в 1986-1993 гг., в нем участвовали 117 государств, заключительный акт вступил в силу с 01.06.1995 г. На основе ГАТТ в 1995 г. была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

Основные результаты Уругвайского раунда:

Тарифы должны быть сокращены в среднем от 4,7 до 3%; доля беспошлинных товаров должна увеличиться с 20-22 до 40-45%; были отменены тарифы на фармацевтические товары, медицинское оборудование, писчебумажную продукцию и сталь.

Квоты на импорт сельскохозяйственной продукции, текстиль и одежду должны быть заменены менее обременительными тарифами в течение 10 лет. Тарифы развивающихся стран на сельскохозяйственную продукцию должны быть сокращены на 24%, развитых стран - 36%; на текстиль они должны быть снижены на 25%.

Антидемпинговые пошлины не были запрещены, но их применение должно быть более обоснованным.

Объем субсидируемого сельскохозяйственного экспорта должен быть сокращен на 21% за 6 лет. Государственные субсидии на промышленные исследования должны быть ограничены в пределах 50% от стоимости прикладных исследований.

Страны могут временно повышать тарифы или вводить другие ограничения против импорта, если он наносит ущерб отрасли. Запрещается применение санитарных норм и стандартов безопасности в целях протекционизма.

Соглашение обеспечивает 20-летнюю защиту патентам, товарным знакам, авторским правам; допускает 10-летнюю защиту патентам в фармацевтике.

Было принято решение о дальнейших переговорах об ограничениях государственных субсидий производителям гражданской авиации, о либерализации рынка телефонной связи, об ограничениях европейских субсидий на сталь.

Инвестиционные меры, связанные с торговлей. Соглашение исключает выдвижение требований о том, чтобы иностранные инвесторы обязательно приобретали ресурсы на внутреннем рынке или экспортировали столько, сколько они импортируют.

Было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами, в котором были определены взаимные обязательства стран по торговле услугами; были составлены списки начальных уступок по доступу на рынки услуг; был введен специальный статус отдельных финансовых и телекоммуникационных услуг.

Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, получила полномочия заниматься не только промышленными, но и сельскохозяйственными товарами, а также услугами и вопросами интеллектуальной собственности. Решения по торговым спорам должны приниматься не единогласно, как раньше в рамках ГАТТ, а квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

ВТО - это новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений. Был создан Генеральный совет, советы по товарам, по услугам, по торговым аспектам интеллектуальной собственности и др. Эта система должна способствовать расширению сферы действия рыночных сил, структурной перестройки промышленности, сельского хозяйства, более динамичному росту торговли и экономики [3, c. 154].

Активную работу проводят конференции министров стран-членов ВТО, где принимаются важные решения. В 1996-1997 гг. были приняты соглашения о либерализации рынка телекоммуникационных и информационных технологий, которые вступили в силу с 1998 г.

В результате были освобождены от таможенных тарифов свыше 90% товаров, всего 300 позиций, в том числе компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и др. Соглашение по финансовым услугам действует с 1999 г., в нем говорится о снятии барьеров на финансовых рынках, о свободном доступе иностранных инвесторов в национальные банки, страховые, фондовые компании.

Россия пока не является членом ВТО и находится в дискриминационном, т.е. неравноправном положении на мировом рынке. Она не признается страной с рыночной экономикой, несет убытки от антидемпинговой политики, особенно по текстилю, стали; в отношении России действуют ограничения на поставки высоких технологий. В то же время российская экономика не готова к вступлению в ВТО. По некоторым оценкам, от вступления выгоды получат 5% экспортеров, ибо сырье не облагается таможенными пошлинами; кроме того, будут отменены государственные субсидий производителям авиатехники.

Всемирная торговая организация (ВТО) осуществляет свою торговую и промышленную деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве с целью защиты от любых недобросовестных действий, ухудшающих конкурентоспособность предпринимателей из разных стран. Причем защищает бизнес от этих действий как со стороны суверенных государств, так и со стороны частных корпораций. Большинство положений и стандартов ВТО не делает различий между частными и государственными компаниями.

Главный принцип ВТО заключается в том, что все, что ограничивает конкурентоспособность производителей продукции на внешних и внутренних рынках мира должно быть обосновано в соответствии с принятыми Генеральными соглашениями , договорами и протоколами ВТО. Тем самым в обмен на присоединение к ВТО каждая страна делегирует часть своих суверенных полномочий ВТО и поощряет судебную практику иностранных арбитражных судов при торгово-промышленных спорах предпринимателей из стран- членов ВТО [3, c. 155].

Самым главным достижением ВТО - является то, что эта организация располагает обширным арсеналом инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. К этим инструментам относятся прежде всего международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности. Россия уже двигается в этом направлении, приняв Федеральный Закон РФ «О техническом регулировании», в который нужно внести некоторые поправки, соответствующие требованиям соглашений о присоединении к ВТО и расширить его сферы деятельности на такие, как финансовый аудит и образовательные услуги.

Любая страна, присоединяющаяся к ВТО, делает это добровольно и осознанно в целях глобальной интеграции в мировую экономику, основанную на рыночном регулировании с максимальной свободой перемещения капитала, специалистов, товаров и услуг.

Что же представляет собой к настоящему времени ВТО как организация?

Ее штаб-квартира расположена среди административных зданий ООН в Женеве, в Швейцарии. В настоящее время в эту организацию включены - 148 стран (по состоянию на январь 2005 года).

Ежегодный бюджет этой организации составляет - более 168 млн. швейцарских франков (примерно 90 млн. долларов США). Штат секретариата образуют 500 сотрудников, работающих по постоянному найму. Глава - Генеральный директор, периодически переизбирается из числа представителей стран, присоединившихся к ВТО.

Цели и принципы, провозглашенные ВТО, призваны регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли и международного разделения труда.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран - членов ВТО для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотьемлимой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров с помощью широкой сети международных арбитражных судебных палат, рассредоточенных по разным странам - членам ВТО.

С 1947 года обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 9 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался десятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли и соблюдение принципов справедливой конкуренции [6, c. 182].

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ, ВТО являются - торговля без дискриминации, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли исключительно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями ВТО являются - контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда, проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами- членами, разрешение торговых споров, мониторинг национальной торговой политики стран- членов, техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО, сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества для российских предпринимателей и России в целом от присоединения к ВТО заключаются в том, что

- Создаются более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами- членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики.

- Обеспечивается доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом, устранение дискриминации.

- Обеспечивается возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны - члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС).

Система ВТО представляет собой в правовой форме своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Этот контракт предписывает каждому государству, присоединившемуся к ВТО, вести себя, как беспристрастный регулятор рынка по отношению к частным и государственным компаниям.

Основные преимущества бизнеса в условиях ВТО, прежде всего, бизнес получает новые возможности в оказании услуг на собственном и внешних рынках в торговле, индустрии свободного времени, финансовых, юридических, информационных, инновационно-инжиниринговых услугах. То есть рынок для каждого российского предпринимателя потенциально существенно возрастает. При этом бизнес приобретает новые возможности международной правовой защиты своей конкурентоспособности не только от корпоративных конкурентов, но и от недобросовестных действий собственного и иностранных государств [6, c. 183].

Федеральная власть теряет свои возможности централизовано планировать все аспекты пространственного развития РФ. Каждое государство при присоединении к ВТО обязуется под надзором соответствующих независимых международных комиссий ВТО приводить свою политику по росту качества судебной системы и технического регулирования рыночными методами, снижению бюрократического пресса чиновников и непрозрачности регулирования, росту защиты прав собственности, совершенствованию налоговой и таможенной системы. Если государство этого не делает, то оно подвергается экономическим санкциям со стороны других государств - членов ВТО.

Фактически это означает, что ВТО требует перехода на единые стандарты судебных, административных, налоговых и таможенных и иных процедур работы государственных органов с бизнесом, совместимые с аналогичными стандартами стран с развитой рыночной экономикой. Важным обстоятельством является контроль за деятельностью государственных компаний, за добросовестную конкуренцию которых отвечает государство, точно также, как за работу частных компаний отвечает их менеджмент. Тем самым ВТО распространяет контроль за монопольные действия на рынке и на государственные учреждения и предприятия. Это очень важно для России, поскольку ее государственные компании находятся в выигрышной ситуации по сравнению с частными компаниями, поскольку платят меньшие налоги и таможенные платежи, судебные издержки и часто государство защищает их от любой, даже добросовестной конкуренции.

Кроме того, российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения предпринимателей других стран, в случае нарушения последними справедливой тарифной политики, например при установлении высоких импортных и сертификационных пошлин на определенные виды продукции, что приводит к резкому повышению цен на товары и услуги, то есть к потере их конкурентоспособности.

 



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)