Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специализация и унификация Российского законодательства



2019-12-29 490 Обсуждений (0)
Специализация и унификация Российского законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Специализация и унификация прони­зывают все сферы социально-юридической практики: экономику и политику, управление и законодательство, по-разному воздействуя на их содержание, структуру, перспективы развития.

Являясь парными категориями, они настолько тесно взаимосвязаны, что их раздельное существование немыслимо.

Специализация как особая форма социальных отношений пред­ставляет собой такое единство взаимообусловленных факторов, кото­рое проявляется, с одной стороны, в сужении сферы человеческой дея­тельности, с другой – в концентрации, мобилизации ее усилий в строго определенном на­правлении, что в совокупности позволяет быстрее, качественнее и с наименьшими затратами решать многие поставленные задачи.

Цель правовой специализации — наиболее полно и точно охватить многочисленные особенности, новизну и динамику социальных преобразований, отразить качественное состо­яние проводимых реформ.

Выделяют следующие виды специализации: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная.

Суть предметной специализации состоит в том, что нормативные акты и правовые установления, регламентируя многообразные сторо­ны общественной жизни, предопределяют дифференциацию законодательства на различные от­расли.

Известно, что образование любой новой отрасли не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально-эконо­мической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит по­степенное накопление однотипного нормативного материала в зависи­мости от выполняемых функций.

В последнее время в системе российского законодательства, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей: о здравоохранении, страховании, банковской системе, правовой кибернетике и др. В стадии становления находится налоговое, космическое законодательство и т.д.

Под воздействием функциональной специализации происходит от­носительное обособление правовых установлений внутри кодифика­ционных актов, за счет чего модифицируется их организационное строение, шлифуется и совершенствуется структура. На пороге такой ре­конструкции стоит современное трудовое законодательство. Сегодня оно призвано регулировать трудовые отношения всех работающих граждан независимо от формы собственности и вида деятельности предприятия. Трудовые полномочия не только рабочих и служащих, но и членов производственных кооперативов, семейных и малых предпри­ятий и т.п. должны быть зафиксированы кодексом в специальных разделах, дифференцированных по формам собственности.

Широкое распространение в последнее время получила региональ­ная специализация законодательства, представляющая собой такой процесс урегулирования общественных отношений, который опти­мально учитывает характерные черты федерального устройства Рос­сийского государства, географические, природные, местные климати­ческие условия, традиции, особенности развития экономики отдель­ных регионов.

Правовую основу региональной специализации составляет Консти­туция РФ и Федеративный договор. Исходя из предоставленных полномочий, каждый субъект Федера­ции осуществляет свое правотворчество, создающее юридическую базу их законодательства и отражающее не только своеобразие и самобытность конкретной территории, но и ее самостоятельность.

Проявление смешанной специализации законодательства много­степенно. Нередко она выступает в форме предметно-территориаль­ного направления и отражает не только своеобразие общественных отношений, но и особенности их проявления в местных условиях.

Позитивный характер процесса специализации законодательства можно обозначить следующими основными параметрами:

• позволяет охватить правовым воздействием широкий спектр раз­нообразных общественных отношений;

• ведет к устранению пробелов в праве;

• способствует логически правильному и более совершенному по­строению нормативно-правовых актов;

• придает гибкий, динамичный характер системе законодатель­ства.

Однако специализация законодательства не самоцель, она должна разумно сочетаться с унификацией.

Унификация имеет двуединую направленность: с одной стороны, выработка общих предписаний по тем или иным сход­ным проблемам социального развития, а с другой — грамотная обработка уже принятых унификационных поло­жений, т.е. систематизация. Издание общих норм и правовых актов – лишь часть этого процесса, юридическая основа унификации.

Унифика­ция способствует синхронному действию всех структурных элементов системы законодательства, укрепляет их взаимообусловленность. Мо­нолитность же указанной системы выступает юридической основой унификации законодательства, потребность в которой находится в за­висимости от интенсивности накопления нормативного материала. Специфика общественных отношений не должна ограничивать сферу действия процесса унификации законодательства, так как наличие у них общих свойств и граней, а также их системное единство, одновре­менно предполагают целостное урегулирование. Эффективность дан­ного подхода усматривается в том, что унификация: во-первых, создает ряд выгод законодательного характера, например, уменьшает объем нормативного материала, исключает его дублирование, а во-вторых, облегчает применение правовых предписаний на практике и устраняет неоправданные случаи специализации.

Процесс унификации небеспределен и должен иметь свои границы, т.к. при определенных обстоятельствах может возникнуть объективная потребность в дифференцированном урегулировании общественных отношений, и тогда унификация станет не только не эффективной, но даже нежелательной. А это, в свою оче­редь, вызовет обратную тенденцию — специализацию законодательст­ва. Поэтому при разработке унифицированных нормативных актов нельзя ставить чрезмерно общие задачи, непомерно расширять сферу их действия и тем самым превращать в сложный документ, малопри­годный для практического применения.

Следовательно, унификация российского законодательства пред­ставляет собой процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предпи­саний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершен­ствование всей системы законодательства.

Тема 15

Система права

1. Понятие системы права, ее отличие от правовой системы. Система права и система законодательства.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

3. Отрасли права: их общая характеристика.

4. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное право и национальное право.

Дополнительная литература:

1. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 25-34.

2. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. – 1998. – № 2.

3. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.

 



2019-12-29 490 Обсуждений (0)
Специализация и унификация Российского законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специализация и унификация Российского законодательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)