Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон и служебный долг. Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД.



2019-12-29 1278 Обсуждений (0)
Закон и служебный долг. Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Независимо от личных политических пристрастий каждый, кто носит погоны,
должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит
закону. Закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону
о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это
тоже одна из гарантий нашего патриотизма - служение закону, уважение закона. К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, к примеру, до сих пор считают своим основным законом Великую Хартию вольностей 1215 года.

Уважение закона - основа государственности.

Уважение закона предполагает поведение, соответствующее его нормам, и
проявляется в готовности сознательного исполнения его требований.

Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения,
необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь
первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов.

В этих целях необходимо активно использовать печатную пропаганду, телевидение,
правовое обучение, художественные средства правового воздействия.

Правовая пропаганда представляет собой определённый вид массовой
идеологической работы, в ходе которой сотрудниками ОВД на основе научной информа­ции о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное воспри­ятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трёх основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать право­вое бытие.

Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве,
демократии и праве. Не случайно в России получили широкий размах соответствующие
классы в общеобразовательных школах, милицейские колледжи; где учащиеся полу­чают азы правовых знаний.

Вместе с тем, ключевая роль в процессе правового и правопослушного воспитания
населения принадлежит низовому звену, сотрудникам, непосредственно «стоящим на
земле». И одной из центральных фигур этого звена является участковый уполномочен­ный милиции - человек, входящий в каждый дом в прямом смысле этого слова, вступающий в непосредственный контакт с гражданами и стоящий ближе всех других работников ОВД к населению. Он всегда на переднем плане и от результатов его работы прежде всего зависят общие конечные результаты борьбы с преступностью.

В этом вопросе первоочередной задачей является повышение авторитета как УУМ,
так и сотрудников ДПС и ППСМ среди местного населения, воспитание у них высо­ких нравственных качеств.

Первостепенная важность этой задачи обусловлена тем, что нередко сотрудники
данных служб являются и судьями, и прокурорами, и следователями, и мудрыми
педагогами. В их работе, как говорил К.Д. Ушинский, должна участвовать серьёзность,
допускающая шутки, но не превращающая дело в шутку, Ласковость без притворства,
справедливость без придирчивости, доброта без слабости, постоянная разумная
деятельность. Немало зависит и от того, насколько сотрудники ОВД справедливы, честны;
каково их отношение к службе и поведение в быту.

Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные
характеры, достойные всеобщего уважения. Сотрудникам нередко приходится действовать
в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как
храбрость, мужество, преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.

Однако в настоящее время престиж ОВД явно недостаточен, что осложняет
налаживание эффективного взаимодействия с другими гос. органами, населением в деле
укрепления правопорядка, противодействия преступности.

Основными факторами, снижающими авторитет правоохранительных органов,
являются:

крайне недостаточное ресурсное обеспечение;

низкий уровень культуры общения работников милиции с гражданами;

низкий профессионализм, бюрократизм, волокита, коррумпированность;

использование служебного положения в корыстных целях.

Во избежание выше перечисленных негативных факторов необходимо укрепление
нравственных основ правопорядка, преодоление духовного кризиса в обществе, выработать
правовые, материальные, моральные и иные стимулы обеспечения законопослушного
поведения граждан.

Нравственная сущность служения сотрудников правоохранительных органов
обществу и государству - один из важнейших факторов воспитания у людей уважитель­ного отношения к закону.

Строжайшее соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел,
повышение профессиональной культуры - важная предпосылка укрепления правосознания
граждан, их уважительного отношения к закону.

Личный состав ОВД в работе по укреплению правопорядка и борьбе с
преступностью должен в своей основе опираться на исторические традиции верного
служения отечеству, нравственные и духовные устои в обществе, быть достойным
представителем своего народа, твёрдо стоять на страже законности, Конституции РФ,
неуклонно выполнять свой служебный долг.

Категория долга - одна из важнейших в этике вообще и среди категорий
профессиональной этики в особенности. Сферу морали с достаточным основанием име­нуют сферой должного. Будь добрым, честным, справедливым. В долге как ни в какой другой категории силён обязательный побудительный момент. Он не только чётко формулирует саму идею, но и придаёт ей повелительный характер: зовёт, требует, настаивает на её претворении в жизнь. Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Областью, в которой категория долга получила особенно большое признание,
издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сфе­рах деятельности долг, действительный или мнимый, использовался и используется как крайне действенная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника ОВД является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинён решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга
могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным
отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, кото­рому служишь.

Долг сотрудника ОВД - это высокая и почётная обязанность, вытекающая из
объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освещённая
государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и
коллектив, и духовные силы общества в целом. В правоохранительных органах придаётся
первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их
сотрудников. Механизм поведения сотрудников правоохранительных органов, суть
нравственных отношений в их коллективах основывается на трёх важнейших факторах:

зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его
заинтересованности в общественной поддержке и одобрении, находящую эмоциональное
выражение в чувстве и муках совести;

определённой свободе, независимости сотрудника, которая выражается в
возможности выбора той или иной линии поведения в пределах объективно определённого
спектра возможностей;

ответственности сотрудников за результаты и возможные последствия
«свободы» своих действий, т.е. обязанности каждого отдельного сотрудника быть готовым
ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых
коллективом и обществом.

Нравственный долг сотрудников ОВД имеет объективную и
субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасно­сти государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная
представляет чётко сформированные задачи, поставленные государством перед ОВД;
сознательность и ответственность сотрудников при выполнении возложенных на них задач
по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и сво­бод его граждан; готовность и способность каждого сотрудника осознать требования
нравственного долга, своё место и роль в общем деле, определить своё внутреннее
отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.

Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов
общества. Однако труд сотрудников ОВД особый. Специфика требований долга
обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации,
своеобразием условий, в которых протекает их деятельность. Эта организация требует особой ответственности, организованности и напряжения нравственных и физических сил.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные
отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах
гражданской жизни. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и
общества, и его веления должны быть выполнены. Нравственное содержание долга
подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную
основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность и разумная инициатива,
самоотверженность и мужество, достоинство и честь, активное отношение к общественным
обязанностям.

Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профессиональны долг,
обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как
правило, является и нарушением юридических норм. В требованиях юридически
оформленного профессионального долга, выраженного в присяге, уставах, наставлениях,
инструкциях, вместе с тем заключена моральная оценка и правовая норма. В сфере
профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены
моральной силы, как нет и нравственных норм, лишённых правовой активности.

 

Нравственное воспитание в ОВД - это целенаправленная деятельность
начальников, имеющих подчинённых, кадровых и воспитательных аппаратов,
общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских,
морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное
выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач, укрепление законности и
служебной дисциплины.

Актуальность и значимость нравственного восприятия в современных
условиях определяются:

возросшей активностью различных политических партий и общественных
движений, стремящихся оказать влияние на сотрудников ОВД;

значительным увеличением физической, моральной и психологической нагрузки
на сотрудников ОВД, резко усилившимся воздействием на них со стороны противоправных
элементов;

недостаточной социально-правовой защищённостью личного состава и
необходимостью его юридической, материальной, моральной и психологической
поддержки;

деформированной нравственностью, эстетической невоспитанностью и низкой
культурой многих сотрудников, отрицательно влияющими на состояние служебной
деятельности, дисциплины и законности;

необходимостью повышения авторитета (престижа) ОВД в обществе,
формирования объективного общественного мнения об их деятельности;

существенным ослаблением внимания к проблемам нравственного воспитания
сотрудников в предшествующий и настоящий периоды времени.

Приоритетной задачей руководителей органов и подразделений внутренних дел
является воспитание подчинённых в духе неукоснительного выполнения требований
Конституции и законов РФ, уставов, приказов, верности Присяге, Кодекса чести, высо­кого профессионализма В службе, вежливого и внимательного обращения с гражданами,
добросовестного выполнения своего служебного долга.

Реализация данной задачи должна осуществляться по следующим основным
направлениям:

Профессионализм. Предполагает формирование у каждого сотрудника гордости и
уважения к своей профессии, понимания её общественной значимости, убеждённости и
потребности в постоянном повышении профессионального мастерства и деловой
квалификации, преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к
выполнению обязанностей по ООП и БОП, развитие здоровой потребности в служебном
росте.

Морально-психологическая устойчивость. Направлена на формирование и
поддержание требуемого морально-психологического состояния сотрудников и обеспечение
оптимального проявления профессиональных качеств при выполнении ими
функциональных обязанностей.

Морально-психологическая подготовка требует проведения регулярного анализа
морально-психологического климата в коллективах и своевременного разрешения
возникающих конфликтов, оказания воздействия на различные категории личного состава и
отдельных сотрудников для психолого-педагогической помощи в решении острых проблем
в быту и на службе, нейтрализации негативных индивидуально-личностных состояний и
предупреждения профессионально-нравственной деформации, снятия психологических и
физических нагрузок, стрессовых состояний и реабилитации сотрудников, изучения причин
нарушения прав и законных интересов личного состава, случаев травматизма, гибели,
суицида и организации профилактических мероприятий по их предупреждению,
противодействия расколам служебных коллективов по различным признакам, повыше­ния уровня готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях и боевой
обстановке.

Нравственная культура. Достигается в ходе целенаправленного воздействия на
нравственное самосознание сотрудников с целью превращения знаний о профессиональной
и общечеловеческой морали и красоте в глубокие личные убеждения, подлинно
нравственные поступки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к личному
составу. Основными задачами профессионально-этического воспитания являются:
формирование у сотрудников устойчивых нравственных чувств и потребностей, высо­кой культуры общения и поведения, чуткого и внимательного обращения с гражданами,
профилактика грубости, чёрствости и бездушия, умение творчески применять нравственно-
эстетические принципы и понятия в конкретных ситуациях, использование духовного
богатства, содержащегося в произведениях искусства, для повышения культурного уровня
сотрудников, организация содержательного культурного досуга сотрудников и членов их семей.

Строгое и неуклонное соблюдение норм и правил поведения, закреплённых в
Кодексе чести рядового и начальствующего состава ОВД, является основным
критерием нравственно воспитанной личности.

Правосознание. Достигается целенаправленным воздействием на сознание
сотрудников с целью формирования у них правовой образованности, установок, навыков и
привычек активного правомерного поведения и действия.

Задачи правового воспитания неразрывны с воспитанием нравственным и решаются
посредством юридического образования сотрудников, их правового информирования,
профилактики правонарушений среди личного состава, установления и поддержания
правопорядка в служебной деятельности сотрудников.

Патриотизм. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
предполагает систематическое воздействие на сознание и чувства сотрудника с целью
воспитать в нём качества патриота и гражданина России, ответственного за судьбу страны и
способного уважать другие народы.

В целях воспитания патриотизма должны решаться следующие задачи:

изучение героической истории Российского государства и народов, его
населяющих;

воспитание у сотрудников любви к многонациональной родине;

формирование глубокого понимания необходимости защиты её от нападения
извне;

воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами и
государствами;

воспитание уважения к национальным особенностям каждого народа.
Говоря о традициях ОВД, отметим, что они тесно связаны с традициями своего
народа, своей Родины. Воспитание на традициях направлено на побуждение сотрудников к
образцовому выполнению своего долга, честному служению народу - через изучение,
пропаганду, внедрение передаваемых из поколения в поколение правил, обычаев и норм.

Наиболее прочными традициями ОВД, на которых строится воспитательная работа,
являются: преданность Родине, России; кровная связь с народом; строгое соблюде­ние законности; всемерная охрана прав и законных интересов граждан, гуманное отношение к ним; верность присяге, служебному долгу и кодексу чести; товарищество и коллективизм; любовь к своему делу, своей профессии, постоянное стремление к профессиональному, нравственному совершенствованию.

Воспитание на традициях предполагает изучение истории ОВД и коллективов, в
которых служат сотрудники; проведение встреч с ветеранами; создание комнат и музеев
боевой славы; проведение торжественных ритуалов; организацию шефства над семьями
погибших сотрудников.

Практика показывает, что, как правило нравственная невоспитанность отдельных
сотрудников ОВД сводит на нет их положительные качества, профессиональные зна­ния, служебный опыт, приводит, по существу, к моральной ущербности человека. Нравственная культура - большая ценность. Речь идет не только о культуре нравственного осознания личности. Принцип «От человека знаний к человеку культуры» определяет статус профессиональной нравственной культуры сотрудника как одно из приоритетных направлений все воспитательной работы. Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при условии естественного пробуждения в нем нравственного самосовершенствования, при сохранении преданности долгу, чувству удовлетворенности от своей работы, при несомненном обладании определенным моральным стержнем повседневного поведения.

Поэтому нравственное воспитание представляет собой сложный психолого-
педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в
личные убеждения сотрудника и на этой основе развития у него способности к
саморегуляции поступков, а также регуляции общественного поведения. Движущей силой
этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между
достигнутым и необходимым уровнями профессиональной нравственной культуры.

Принципы морали – это наиболее обобщенное выражение моральных требований, которые определяют общую направленность поведения человека. Роль принципов заключается в том, что они:

дают социальную ориентацию поведения;

формируют нравственные требования к поступку в той или иной ситуации;

выступают в качестве моральной оценки поступков.

В теории этики выделяют порядка трех десятков принципов, условно разделенных на несколько групп. Некоторые из них, положенные в основу оценок деяний личности, позволяют дать им негативную оценку (например: волюнтаризм, утилитаризм, цинизм). Другие же, напротив, придают поступкам индивида ярко выраженный нравственный аспект (принципы: гуманизма, альтруизма, справедливости, патриотизма и т.п.).

Последние, безусловно, являются необходимым компонентом профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с ними должна строиться их деятельность. Наряду с этим, оценивая моральный аспект профессий сотрудника органов внутренних дел и медицинского работника, зачастую используют понятие «профессиональный цинизм». Его суть заключается в том, чтобы поставить некий психологический «заслон» между миром собственных переживаний и чужими страданиями (как физическими, так и психологическими). Если врач будет ежедневно искренне воспринимать чужую боль, «пропуская» ее через себя, то очень скоро он будет и физически и психически надломлен. Сотрудник органов внутренних дел, постоянно сталкиваясь с чужой бедой, тоже вынужден в какой-то степени отгораживаться от поступающей негативной информации, способной причинить вред его психологическому состоянию. Поэтому ему очень важно четко представлять себе ту грань, которая разделяет «профессиональный цинизм» и обыкновенное равнодушие, черствость по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи и ожидающему ее от представителя органов внутренних дел. Работать в системе органов внутренних дел должны только те люди, которые обладают способностью к сопереживанию, состраданию и не утрачивают ее с течением лет.

Если же для представителя органов правопорядка, человек – это не ценность, а всего лишь досадный элемент профессиональной деятельности, то можно констатировать наступление состояния, именуемого профессионально-нравственной деформаций личности. Это состояние, характеризующееся искажением морального сознания личности.

Кроме того, нельзя забывать о том, что всякая профессия выполняет определенную социальную функцию, и она же определяет выбор специфической среды общения, накладывающей свой отпечаток на ее представителей, независимо от того, хотят они этого или нет. Среда общения сотрудников органов внутренних дел не всегда благоприятна для развития лучших человеческих качеств. Приходится сталкиваться с грубостью, хамством, ненавистью и т.п. Между тем связь двух людей не может быть односторонней. Если представитель правоохранительных органов не выработает у себя иммунитет против агрессии и недоброжелательности, которые будут регулярно направляться в его адрес, то он рискует со временем принять моральный облик тех людей, с которыми борется, то есть преступников. Это будет свидетельством духовного распада личности. Предотвратить подобный исход может гуманное, доброжелательное отношение сотрудника ОВД ко всем лицам, с кем ему приходится сталкиваться по роду службы. Таким образом, гуманизм как принцип деятельности сотрудников органов внутренних дел необходим не только тем лицам, которые выступают объектом их профессионального интереса, но и самим людям в погонах.

Гуманизм означает человечность, любовь к людям, уважение их достоинства.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел данный принцип занимает одно из центральных мест (ст. 3 Закона РФ «О милиции»).

В теоретическом значении гуманизм выступает как принцип мировоззрения, политики, права, морали.

Нравственное содержание принципа гуманизма применительно к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел выражается в целом ряде норм и требований морали. Отметим, что основными среди них являются следующие:

отношение к человеку как к высшей ценности;

уважение его прав и свобод;

неприемлемость унижения чести и достоинства личности в ходе осуществления правоохранительных и правозащитных функций;

непримиримость ко всякого рода дискриминации по отношению к лицам – объектам профессионального интереса;

готовность к самопожертвованию.

Все эти требования, положенные в основу морального сознания сотрудника и воплощенные в конкретных его поступках становятся основой нравственных качеств, необходимыми для эффективной, морально оправданной профессиональной деятельности. Они также отражены в законе РФ «О милиции».

Указанный нормативный акт в ст. 5 конкретизирует принцип гуманизма в профессиональной деятельности сотрудников сил правопорядка в следующих формах:

милиция обязана предоставить возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь;

милиция обязана сообщить по просьбе задержанного (а при задержании несовершеннолетнего – в обязательном порядке) о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы;

милиция при необходимости должна принять меры к оказанию задержанным доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц;

милиция не имеет право разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного.

Особенно четко и наглядно принцип гуманизма проявляется в международной и внутригосударственной регламентации применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия. 

Одним из руководящих принципов, закрепленных в подобных документах является запрет применения таких видов огнестрельного оружия и боеприпасов, которые наносят чрезвычайно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Общим лейтмотивом международных актов является положение о том, что «в любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты от смерти».

О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям.

В основе нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников органов внутренних дел, заложен принцип справедливости. Справедливость выражает соответствие между трудом и вознаграждением, практической деятельностью людей и их социальным положением, между преступлением и наказанием.

Нарушение справедливости как нормы морали не образует правонарушения, если не входит в сферу права. В то же время любое нарушение правовых норм является проявлением неуважения к праву и поэтому имеет нравственную оценку: правонарушение всегда является нарушением морали и, прежде всего, справедливости.

В содержании справедливости выделяют три элемента:

меру воздаяния;

меру требования;

правомерность оценки.

Понятие «меры воздаяния» означает вознаграждение или наказание человека со стороны общества за совершенные поступки в соответствии с их моральной значимостью.

Понятие «мера требования» выражает совокупность моральных требований, предъявляемых к личности со стороны общества и представленных в виде норм и правил поведения, традиций, обычаев.

Понятие «правомерность оценки» означает правильность оценки, наличие единого морального критерия, предъявляемого ко всем людям, их действиям и поступкам.

Закрепленный в нормах права, принцип справедливости выступает и как признанный государством масштаб соизмерения действий людей, и как морально-правовое требование, выполнение которого строго обязательно. Благодаря праву то, что было только моральным, приобретает силу закона. Всякое отступление от него является не только правонарушением, но и нарушением норм морали.

Высшим проявлением принципа справедливости является равенство прав и свобод граждан, а также их равенство перед законом и судом.

Принцип справедливости требует, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден. Неотвратимость наказания лиц, совершивших преступления – основная задача правоохранительных органов демократического государства.

Следователи и сотрудники криминальной милиции зачастую не видят моральных препон тому, чтобы сознательно пойти на нарушение прав человека в виде обмана допрашиваемого лица, психического принуждения его к даче показаний, фальсификации доказательств его вины и т.п. При этом в качестве решающего аргумента приводится ссылка на исчерпанность всех имеющихся правовых способов и методов добывания доказательств по делу. Справедливость при этом отождествляется с неизбежностью наказания за совершенное деяние и вполне, по их мнению, оправдывает нарушения прав человека.

В подобных ситуациях важно осознать, что утверждение справедливости должно производиться справедливыми (то есть моральными и, одновременно, правомерными) средствами. В противном случае на смену идеям справедливости приходит произвол.

В качестве средств реализации справедливости как цели права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда связано с ограничением прав и свобод человека, поэтому они должны быть справедливыми по своему характеру.

Следует заметить, что принцип справедливости в области уголовного наказания непосредственно проявляется в том, что:

направлен на индивидуализацию ответственности;

при определении меры ответственности суд руководствуется точной оценкой преступления и данных, характеризующих субъекта, его совершившего;

наказание должно быть соразмерно совершенному преступлению;

при наличии исключительных обстоятельств оправдано более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление;

недопустимо дважды привлекать к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Иногда в сознании личности справедливость как принцип права и как моральный принцип противоречит ее субъективному пониманию социальной справедливости. Отсюда – внутреннее неприятие сотрудником существующего в обществе явного социального и имущественного неравенства и как следствие - нежелание защищать интересы лиц, чье благополучие (в первую очередь материальное) не вписывается в каноны его субъективного представления о социальной справедливости вообще и принципе распределения материальных благ – в частности. Это является нарушением требований Присяги сотрудника органов внутренних дел, предполагающей обязанность соблюдения Конституции и законов РФ, добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Центральное место в системе моральных требований занимает уважение прав си свобод человека. Права человека – это его неотъемлемые свойства, возможности свободного развития, вытекающие из его природы и определяющие меру его свободы, гарантированные обществом и международным сообществом. В нравственном смысле права человека отражают идею достоинства личности. Достоинство – это наивысшая социальная ценность личности; нет никаких материальных и духовных ценностей выше, чем достоинство. С точки зрения гуманистической теории прав человека все люди, независимо от национальности, расы, вероисповедания, пола, социального положения равны в своем достоинстве, и, следовательно, в своих правах.

Эти принципы положены в основу таких международных документов, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская декларация о полиции от 8 мая 1979 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и др.

Российский законодатель в ст. 4 действующего Закона РФ «О милиции» установил, что международные договоры РФ являются одним из элементов правовой основы деятельности милиции. Указанные стандарты правоохранительной деятельности должны быть изучены представителями сил правопорядка и положены ими в основу выполнения своего служебного долга.

Национальные кодексы полицейской этики, как правило, провозглашают в качестве одного из важнейших этических принципов правоохранительной деятельности уважение достоинства любого человека, независимо от его происхождения и национальности, его социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений.

Но при этом сотрудник сил правопорядка должен четко сознавать, что немалое количество преступлений сегодня совершается именно по политическим мотивам с национальной окраской (например, терроризм, массовые беспорядки и т.п.) Таким образом, он обязан, с одной стороны, осознавать значимость не допущения какого-либо ущемления прав человека по политическим, национальным или иным основаниям, а с другой стороны, не должен воздерживаться от активного преследования лица, совершившего противоправное деяние по вышеназванным мотивам.

 



2019-12-29 1278 Обсуждений (0)
Закон и служебный долг. Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон и служебный долг. Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)