Технологическая карта системы учебных занятий
12 Методические рекомендации Разработке инновационных форм учебных занятий Авторы - разработчики Игнатьева Г.А., доктор пед. наук, зав. кафедрой педагогики и андрагогики; Тулупова О.В., кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики; Медвидь М.В., кандидат филолог. наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики; Мольков А.С., старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики, аспирант ГОУ ВПО НГПУ
Нижний Новгород 2011 Содержание методических рекомендаций
1. Проектирование системы учебных занятий по предмету[1]
Логика проектирования системы учебных занятий При конструировании системы учебных занятий по предмету в соответствии с требованиями ФГОС общего образования приоритет отдается целям самореализации обучающихся, затем - формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом - содержанию учебного материала. Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность.
Рис.1. Структура проектирования системы учебных занятий
Приоритетные установочные и индивидуальные цели обучения формулируются на основе конкретных условий обучения. Данные цели достигаются разными путями, зависящими от выбора базовой технологической структуры учебных занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Технологическая структура системы учебных занятий Выбор технологической структуры является начальным этапом конструирования системы учебных занятий. Возможны следующие типы таких структур: 1.Последовательная структура. Все вопросы курса (раздела, темы) изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой. 2. Блочная структура. Материал разделов (тем) рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты разделов (тем) в начале и в конце ее изучения. 3. Разнородные концепты. Последовательно рассматриваются различные концепты содержания: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации. Концепты предлагаются учителем, а также могут составляться учениками. 4. Однородная деятельность. Учебные занятия по разделам (темам) проводятся на основе одной ведущей деятельности, например проектной или решение задач. Образовательной доминантой в данном случае выступает предметная деятельность учеников, содержание материала оказывается вторичным и вариативным. 5. Групповая работа. Учебный материал изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая - по своему плану, разрабатывая содержание в своем аспекте. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. 6. Ситуативная структура. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка индивидуальной и коллективной деятельности.
Технологическая карта системы учебных занятий
Технологическая карта – это педагогическое средство, инструментарий конструирования системы учебных занятий с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом. Приводимая ниже технологическая карта демонстрирует фрагмент системы учебных занятий, представляющий целостный блок занятий по определенной теме.
1.4. Тематическое планирование учебных занятий
Тематический план и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса и составляется, как правило, на весь учебный год. В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования - определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время. Алгоритм тематического планирования: 1. Изучение учебной программы. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов, главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы (универсальные учебные действия). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения. 2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как содержательных, так и деятельностных компонентов 3. Рассчитывается учебное время для каждого из основных блоков тематического плана 4. Планирование занятий внутри каждого из блоков тематического плана. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В-третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения. Схема представления учебных занятий в тематическом плане: 1. Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, т. е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий - с начала занятий. 2. Тема занятия. 3. Тип (форма) занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т. п.). 4. Цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы). 5. Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т. п.). 6. Домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным маршрутам и т. д.). При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т. п.
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |