Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III. Образы девушек в комедиях Менандра



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Глава III. Образы девушек в комедиях Менандра 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Менандр в своих комедиях часто показывает только влюбленных юношей, о чувствах их избранниц он не упоминает, видимо, всем должно быть ясно, что, получив героя-молодца в мужья, любая девушка будет счастлива. Кроме того, по традиции по поводу брака договаривались родители, молодые часто даже не видели друг друга до свадьбы, тем более никто не спрашивал мнения девушки. Девушка должна была во всем слушаться родителей, кроме того, воспитанной девушке не позволялось разговаривать с незнакомыми мужчинами. В эллинистическое время обычаи понемногу начали меняться, но особой революции не было.

Мотив женитьбы по любви – новшество Менандра. Особенностью его творчества стало то, что он открыл положительные стороны у таких персонажей, которым в комедийной традиции были присущи только пороки, например, в комедиях «Третейский суд» и «Самиянка» изобразил благородных гетер. Другим нововведением стало выведение свободной девушки непосредственно на комическую сцену.

В комедии "Брюзга" действие происходит в маленьком аттическом селении Фила, где живет крестьянин Кнемон, озлобленный житейскими невзгодами на всех людей и презирающий весь человеческий род. Характер Кнемона столь тяжел, что от него ушла жена к своему сыну от первого брака Горгию, тоже бедному крестьянину. Кнемон остается вместе с дочерью и старой нянькой. Молодой человек из богатой семьи, Сострат, увидев случайно дочь Кнемона, влюбляется в нее и собирается на ней жениться. Однако сделать это не так-то легко. Вместе со своим параситом Хереем он является во владение Кнемона, пытается безрезультатно через своих рабов познакомиться с ним, сближается с его сыном, чтобы добиться руки девушки. Все напрасно. Однако влюбленному помогает случай. Кнемон попадает в колодец, и его вытаскивают Горгий и Сострат. Кнемон смягчается, мирится с Состратом и соглашается на брак дочери, а также на брак Горгия с сестрой прежде так им презираемого Сострата.

Девушка, дочь Кнемона на себе испытывает все капризы и причуды отца, но вместе с тем по-своему жалеет этого одинокого человека, она любит отца, переживает за него. О ее чувствах к Сострату ничего не сказано, но мы видим, что она получает в мужья благородного человека.

Действие другой комедии - "Третейский суд" - возникает благодаря одному случаю, происшедшему за несколько месяцев до того. Богатый юноша Харисий на празднике Таврополий вступил в связь с некоей Памфилой. Вскоре после этого Харисий вступает в законный брак с Памфилой, не зная, что это та самая девица. В отсутствие Харисия она рождает через пять месяцев после заключения брака ребенка, не зная, что это ребенок от Харисия. Вернувшийся же Харисий тоже не знает, что ребенок от него, бросает свою жену и не хочет с ней жить. Он проводит время в кутежах со своими приятелями и с арфисткой Габротонон. Памфила же, удрученная тяжелыми семейными обстоятельствами, подкидывает своего ребенка чужим людям. Ребенок попадает сначала к рабу Харисия, а раб Харисия отдает его рабу приятеля Харисия. Рабы между собой ссорятся, так как раб Харисия хочет оставить у себя те вещи, которые были при ребенке, и между прочим перстень, потерянный Харисием и найденный Памфилой. В качестве третейского судьи оба раба зовут Смикрина, отца Памфилы, то есть тестя Харисия, тот присуждает вещи вместе с ребенком рабу, взявшему ребенка на воспитание. Но раб Харисия узнает по перстню подлинного отца ребенка, то есть Харисия, а Габротонон, беря ребенка к себе вместе с перстнем, без труда доказывает Харисию, что этот именно их ребенок, Харисия и Габротонон. Оказывается, Габротонон тоже была на злополучном празднике Таврополий и даже помнит в лицо Памфилу, Габротонон все-таки все открывает Памфиле, передавая ей ребенка с перстнем. Харисий, веря Габротонон, раскаивается в том преступлении, в котором сам обвинял Памфилу, но Габротонон открывает тайну и ему.

Памфила в этой комедии представляет собой вариант образа преданной жены, готовой поддержать мужа в трудные минуты его жизни, эта женщина борется с отцом за право остаться вместе с человеком, который бросил ее ради наемной любовницы.

Отличается и образ Габротонон. Предшественники Менандра рисовали гетеру мало привлекательными красками: это алчная хищница, готовая разорить очередного вздыхателя и немедленно приняться за следующего, очень редко в ее характеристике звучали более мягкие тона. Ни в средней, ни в новой комедии не было фигуры гетеры, подобной Габротонон. Она не только берет на себя вымышленный грех, но и делает все от нее зависящее, чтобы примирить Харисия с женой и восстановить мир в их семье. «Она старалась, она дитя спасла, - В ней благородство есть!», - говорит в конце Симий, друг Харисия, подчеркивая положительную роль умной и доброй рабыни. Таким образом, Менандр показывает, что порядочность не есть привилегия знатных и богатых, даже люди самого низкого положения могут и должны быть честными и благородными.

В комедии «Сикионец» рассказано, как командир наемников Стратофан, считающий себя гражданином Сикиона, лет 10-12 назад находясь в Карий, купил на рабском рынке раба Дромона с маленькой девочкой по имени Филумена. По рассказам раба, Стратофан знал, что девочка, происходящая из Элевсина, была похищена пиратами. Об обстоятельствах пропажи дочери знал и ее отец Кихесий, так как пираты, захватив сначала вместе с Филуменой и рабом старуху-няньку, отпустили последнюю, считая ее таким товаром, за который много не возьмешь. Когда девочка повзрослела, Стратофан влюбился в нее и мог бы сделать ее своей сожительницей. Вместо этого он в сопровождении парасита Ферона и своей любовницы Малфаки приезжает в Элевсин с целью разыскать родителей Филумены и оформить свои отношения с ней законным браком. Здесь ему, однако, приходится преодолеть значительное сопротивление со стороны некоего Мосхиона - молодого человека, возымевшего свои виды на девушку.

В данной комедии вновь ничего не сказано о чувствах девушки, об этом можно только догадываться, но человек, ставший ее супругом, поступает благородно. Заметно, что он интересуется мнением девушки, что было редкостью.

В случае с Кратией и Гликерой, также учитывается мнение девушек. В комедии «Ненавистный» Фрасонид испытывает ужасные муки из-за купленной им на рабском рынке девушки: несмотря на предоставленную ей свободу и богатые подарки, она отказывается отвечать взаимностью на любовь воина, он же не заставляет девушку стать его женой, а ждет решения от ее отца, который учитывает мнение дочери.

В комедии «Отрезанная коса» рассказывается о воине Полемоне, живущем с девушкой Гликерой. Однажды Полемон увидел, как ее обнимал соседний молодой человек Мосхион, из ревности Полемон обрезал у девушки косу, чем опозорил ее перед всеми людьми, а сам удалился в деревню, где предался кутежам. Гликера обратилась к соседке Миррине, объяснив ей, что приемный сын Миррины Мосхион – ее брат и что оба они были брошены отцом, которым оказывается Патек, друг Полемона. При посредничестве Патека Полемон добивается у Гликеры прощения и вступает с ней в законный брак. В построении сюжета Менандр исходил из реалий афинского быта в последние десятилетия IV в. В этом быту с богатством соседствовала бедность, и старой женщине, не имеющей средств к существованию, чтобы хоть как-то устроить жизнь своей воспитанницы, приходилось отдавать ее на содержание разжившемуся в далеких походах воину.

В данной комедии четко вырисовывается характер девушки, ее твердая натура. Гликера умная и решительная девушка, она заботится о том, чтобы не испортить положения своего легкомысленного брата, попавшего в лучшие материальные условия, прощает обиду своему импульсивному почитателю, которого она любит.


Заключение

менандр аттическая комедия девушка

Используя определенный набор устойчивых сюжетов и ситуаций, характерный для новой комедии, закрепленные типы, или маски, Менандр создал ряд своеобразных комедий, герои которых поражают своей нестандартностью, несводимостью к сценическому стереотипу. Это очень живые образы, и каждому присущи индивидуальные черты, действуют они согласно своему нраву, социальному положению, говорят в соответствии с собственным культурным уровнем. Именно Менандр впервые сделал действующим лицом комедии свободную девушку, наделив ее индивидуальным характером (Памфила, Гликера). Автор впервые показал, что и гетера может быть благородной, она также обладает личным характером, черты которого и побуждают ее поступать честно. Индивидуальные характеристики есть и у других героев Менандра.

После гибели демократии, когда бушевали войны, и не осталось твердой почвы под ногами, Менандр упорно утверждал, что мировым бедствиям человек может противопоставить только свою собственную нравственность. Автор искал и находил в мире частицы снисходительности, доброты, благородства. Он любовался людьми, которым свойственны такие черты характера, изображал всех с сочувствием и любовью. Автор прощает своим героям недостатки и верит в возможность их исправления, он считает, что улучшение нравов благотворно повлияет на жизнь общества, поэтому чувствует себя призванным ограждать людей от заблуждений и помогать им преодолевать пороки.

Менандр был высоко оценен вскоре после смерти, сделавшись одним из самых любимых поэтов Греции. За ним единогласно было признано первенство среди поэтов новой аттической комедии. Творчество Менандра оказало влияние на римскую, а впоследствии и на европейскую литературу


Список использованной литературы

 

1. Античная литература. Греция: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2002

2. Хрестоматия по античной литературе. Т 1. – М.: Просвещение, 1965

3. Анпеткова-Шарова Г. Г. Античная литература : учеб. пособие / Г. Г. Анпеткова-Шарова, В. С. Дуров. - М. ; СПб. : Академия : Изд-во С.-Пб. гос. ун-та, 2004. – с. 192-198

4. Гиленсон Б. А. История античной литературы: Древняя Греция. Древний Рим : Учеб. пособие для студ. филол. ф-тов пед. вузов: [В 2 кн.] / Б. А. Гиленсон. Кн. 1, Древняя Греция. - М. : Флинта : Наука, 2001. – с. 360-366

5. Дилите Д. Античная литература / Пер. с лит. Н. К. Малинаускене. - М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2003. – с. 171-179

6. Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / А.Ф.Лосев. – М.: ЧеРо, 2001. – с.220-229

7. Радциг С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. - М. : Лист Нью, 2004. – с. 396-407

8. Ярхо В. Н. Древнегреческая литература / В.Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2000. – с. 78-162

 

 



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Глава III. Образы девушек в комедиях Менандра 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III. Образы девушек в комедиях Менандра

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)