Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие налоговой системы в России



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Развитие налоговой системы в России 0.00 из 5.00 0 оценок




В очень затянувшемся переходном состоянии российской экономики можно выделить небольшой ряд изменений, позволяющих высказать предположение о том, что современная налоговая система РФ пытается встать на базис требований рыночных отношений.

В прошлом взаимоотношения государства с юридическими и физическими лицами основывались на административно-централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% всей прибыли. Доля бюджета государства в СССР достигала более 70% национального дохода. Действовала система перераспределения, при которым всячески оказывалась помощь плохо работающим предприятиям посредством прибыли хорошо работающих. Между бюджетами разных уровней и тогда и сейчас не исключались споры из-за доходов т.к. не было четкого разграничения поступлений.

Формирование (точнее сказать форсирование) рыночных отношений в нашей стране привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы, по мнению многих авторов, были использованы как накопленный отечественный опыт, так и практика зарубежных стран. Уже к 1992 году был принят целый пакет налоговых законов, который определил принцип построения налоговой системы, её структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. Но уже к 1995 году закон настолько устарел, что принятые поправки к налоговому законодательству шли врозь с самим законом, что предвосхитило налоговую неразбериху 1996-1997 годов.

По своей структуре и принципам построения налоговая система отражает в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. Но эта система грешит тем, что для сбора налогов тратится очень большая сумма денег, происходит рост расходов и создаются условия для всяческого уклонения от уплаты.

Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: они базируются на шаткой, но все же правовой основе, а не на подзаконных актах, как было раньше; становится стабильной, хотя и не в отношении всех налогов; пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением дохода, пусть не всегда справедливо; налоги и сборы начали вводиться и отменятся только органами государственной власти. К новаторству можно отнести и построение ее по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. В сбор включены недавно созданные новые налоги (НДС, налог на имущество предприятий). Закон о налоговой системе устанавливает четкую последовательность при уплате налогов, что соответствует более-менее цивилизованной системе, также как и при обложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия–по крайней мере она стремится к этому. Налоговая система России представляет собой сочетание двух основных налогов прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В недавнем прошлом косвенное обложение в нашей стране полностью отрицалось.

Налоговая система России строится на общепризнанных принципах–однократность обложения, строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основе которой положена компетенция гос.власти; четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.

Но надо признать, что объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере.

Вновь создаваемая налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании. К недостаткам стоит отнести непомерно высокий уровень налогов, их огромное, увеличивающееся количество, которое не всегда соответствует реальной экономической ситуации, сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения и дополнения и др.

По данным пресс-центра Гос. налоговой службы РФ, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит 4 налогам: налогу на прибыль, НДС, акцизам и подоходному налогу с физических лиц, на долю которых в России приходится 90 % всех поступлений.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из самых важных налогов в современной России. Он взимается с 1 января 1992 года на всей территории страны. Этот налог, хорошо известный с 50-х годов за рубежом, представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по мере реализации. Этот налог заменил 2 ранее действовавших налога: налог с оборота–введенный налоговой реформой 30-х годов и налог с продаж, введенный в начале 90-х. Они функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами.

НДС выгодно отличается от предыдущих. Он более эффективен, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, менее обременителен для отдельных производителей, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, включая предприятия с иностранными инвестициями, но в действительности его плательщиками становятся конечные потребители, которые оплачивают его при покупке услуги или товара.

Объектом налогообложения являются обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги. Ставки НДС с 1994 года установлены в размере 10% по продовольственным товарам и товарам для детей по особому перечню и 20% по остальным товарам и услугам. Сроки уплаты НДС зависят от размера платежа: чем больше сумма налога, тем чаще уплата.

Налог на прибыль предприятий и организаций взимается с юридических лиц с 1992 года. Подобный налог действовал и в 20-е годы в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий. Начиная с 30-х налогообложение юридических лиц, по существу, было упразднено и заменено «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, которая включает прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; доходы от внереализационных операций.

Предприятия имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции по сравнению с их нормируемой величиной уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов, что весьма обременительно.

Ставка налога на прибыль предприятий в 1994 году установлена в размере 13%. Органы гос.власти субъектов РФ получили право самостоятельно определять ставку налога на прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22-30%, что было сделано весьма рискованно и непродуманно–так как местная администрация просто латает дыры в бюджетах за счет предприятий, не давая им самим развиваться, что видно из создавшегося положения на сегодняшний день.

Основным же федеральным налогом с физических лиц является подоходный налог, плательщиками которого выступают все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения служит их совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории России. При этом в состав облагаемого дохода включаются как натуральные, так и денежные доходы в рублях и иностранной валюте.

Для ослабления тяжести ПД предусматривается широкая система налоговых льгот, которые исключаются из облагаемого дохода. Ставка налога с 1994 года колеблется с 12 до 30%. Шкала ставок построена по сложной прогрессии: доход делится на ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, и повышение ставки применяются не ко всему доходу, а к части, превышающей ступень, поэтому налоговый оклад плательщика увеличивается плавно. С точки зрения социальной психологии стоит добавить, что маленький налог уплачиваемый, допустим, очень часто и равный в объеме одному большому, уплачиваемого единовременно, воспринимается чрезвычайно положительно, когда как второй резко отрицательно; жаль что это не применяется в нашей стране, где отношение к любому налогу становится крайне негативное.

Стоит поподробнее остановится на налогах субъектов Федерации, к которым, в частности принадлежит и Москва. Они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории РФ. К ним относят налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за почву, сборы на нужды образовательных учреждений. Конкретные ставки определяются местными законами, но максимальные только федеральными законами. Но уже с 1994 субъекты могут вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ.

Налог на имущество предприятий введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Этот налог является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности субъектов. Платят налог предприятия, имеющие отдельный баланс. К объектам обложения относят основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей налогообложения используются среднегодовая стоимость имущества предприятия. Предельный размер налоговой ставки не может превышать2% налогооблагаемой базы и он устанавливается в каждом конкретном случае.

Лесной доход–денежные средства, поступающие государству за пользование лесным фондом. Доход от налога идет на воспроизводство, охрану и защиту лесного массива. Налогоплательщиками этого налога являются все лесопользователи. Ставка колеблется в районе 20% от стоимости самой древесины. Размеры лесных податей рассчитываются исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесом, а по отдельным видам–за единицу эксплуатируемой площади.

Плата за воду призвана повысить экономическую заинтересованность юридических лиц в рациональном использовании водных ресурсов и охране их от загрязнения. Плательщиками выступают водопользователи–промышленные предприятия. 

 

Среди других направлений государственной политики в области налогового реформирования можно выделить следующее. Происходит сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; сокращается общее число налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительные поступления; расширяется практика установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством РФ минимальной месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении; увеличивается роль экономических налогов и штрафов.



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Развитие налоговой системы в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие налоговой системы в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)