Пути и резервы снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции — синтетический, обобщающий показатель, который отражает все стороны деятельности предприятия в их единстве и взаимосвязи. Это количественный и качественный показатель производственно-хозяйственной деятельности. Детальное знание сущности и структуры себестоимости позволяет выявить пути снижения затрат, недостатки существующей практики, трудности и просчеты персонала. В настоящее время, когда усиливается конкурентная борьба на внутреннем и внешних рынках сбыта, снижение себестоимости продукции приобретает особенно большое значение. В связи с этим возрастает потребность в повышении качества внутрифирменного планирования, учета и изыскания резервов снижения себестоимости продукции. В экономической литературе и на практике часто упоминаются такие понятия, как пути, резервы, факторы и источники снижения себестоимости. Авторы по-разному относятся к формулировке и классификации составляющих элементов названных терминов. Наиболее распространенная трактовка, соподчиненность и сопоставимость понятий выглядят следующим образом. Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими (рис. 3.1). Рис. 3.1. Группировка путей снижения себестоимости Смысл такого деления состоит в следующем: · технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда; · организационные — предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы; · экономические — воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач. Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на две подгруппы — резервы, зависящие и не зависящие от предприятия (рис. 3.2). Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа, причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы. Рис. 3.2. Классификация резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг
Факторы снижения себестоимости классифицируются на внешние и внутренние, объективные и субъективные. Не зависят от предприятия, например, природные или погодные условия, территориальная удаленность от источников сырья и потребителей продукции, уровень цен на приобретаемое сырье и материалы, тарифы на электроэнергию и связь, уровень минимальной заработной платы и прожиточный минимум. Перечисленные факторы являются источником повышения или снижения издержек, но, как правило, не свидетельствуют об ухудшении или улучшении работы предприятия. В то же время стратегический анализ и стратегическое планирование должны учитывать возможность в перспективе использования таких резервов, которые в настоящее время не поддаются реализации. Динамика себестоимости продукции в краткосрочном периоде определяется, как правило, использованием резервов субъективного характера, зависящих от усилий персонала. Основные резервы или источники снижения себестоимости продукции выявляются в процессе более эффективного использования средств труда, предметов труда и рабочей силы. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции многообразны. Они насчитывают тысячи наименований, различаются по месту, времени, назначению и экономическому содержанию. Поэтому необходимо по каждому объекту исследования проводить детальную классификацию и различную группировку для выявления резервов и путей снижения себестоимости с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия [22, С. 256].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |