ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1. Характеристика валютного регулирования в Республике Беларусь.
Валютное регулирование – это, с одной стороны, непрерывный процесс, а с другой – порядок государственного управления валютной сферой в экономике. В Республике Беларусь юридической основой валютного регулирования является валютное законодательство, включающее Закон « О валютном регулировании и валютном контроле», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, органов валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь. Целями осуществления в Республике Беларусь валютного регулирования являются: обеспечение стабильности платежного баланса и национальной валюты (белорусского рубля) , экономической безопасности Республики Беларусь ; поддержание устойчивого экономического роста и дальнейшее развитие международного сотрудничества. [ 5, с.193 ] Законодательно в валютном регулировании установлены: порядок осуществления международного платежного оборота, использования валютных ресурсов и международных кредитов; состав участников и режим деятельности валютного рынка; правила проведения валютных операций и др. Определены: статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование; основные принципы валютной политики; порядок международной валютной ликвидности Республики Беларусь. Согласно Закону Республики Беларусь « О валютном регулировании и валютном контроле» под валютным регулированием понимают деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования распоряжения ими. [ 12, с.132 ] Под валютными ценностями понимают: иностранную валюту; платежные документы в иностранной валюте; ценные бумаги в иностранной валюте; белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами; ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами; платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами. Валютному регулированию подлежат валютные операции между резидентами нерезидентами. Валютными операциями являются: сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте; сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях; сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь; ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей; банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, между резидентами и нерезидентами, предусматривающим использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях; банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, между нерезидентами, предусматривающим использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь; международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами; операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли; операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту. [ 16,гл.1 ] Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, в зависимости от степени их воздействия на платежный баланс подразделяются на две группы: текущие валютные операции; валютные операции, связанные с движением капитала.
Таблица 2.1. Текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Примечание. Источник : собственная разработка на основе: [ 8,ст.5,7 ]
Осуществление текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала регламентируется «Правилами проведения валютных операций». Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются : Совет Министров Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. В соответствии с законодательством Республики Беларусь на Национальный банк Республики Беларусь возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирования деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями. [ 12, с.133 ] Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях; устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь; устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами; устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой; устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей; устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях; контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций; определяет в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации; привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и Президентом Республики Беларусь; в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля; осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными законодательными актами Республики Беларусь. [ 2,ст.33 ] Совет Министров Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси. Совет Министров Беларуси в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Совет Министров Беларуси отвечает за работу государственных органов, в числе которых: государственные административные органы; министерства; государственные комитеты; концерны; организации, подчиненные правительству. [ 9 ] Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования и в пределах своей компетенции: принимает нормативно-правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства; осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности; осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательством. [ 8,ст.22 ]
2.2. Характеристика валютного контроля в Республике Беларусь.
Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Следует различать валютный контроль в широком и узком смысле. Валютный контроль в узком смысле (валютный надзор) – это проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами и предъявляемыми требованиями. Валютный контроль в широком смысле – это контроль введенными государством валютными ограничениями, обусловленными целями и планами валютной политики, осуществляемый на основе действующего законодательства. Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям. Органами валютного контроляв Республике Беларусь, помимо Совета Министров и Национального банка, являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Таблица 2.2. Органы валютного контроля и их компетенция
Примечание. Источник : собственная разработка на основе: [ 8,ст.24 ]
При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе: проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей; осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства; получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь; осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством. Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются: республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты; таможни; банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты как агенты валютного контроля подотчетны Совету Министров Республики Беларусь, и в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством: осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта; принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства; представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подчиненных (подведомственных, входящих в состав) им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством; осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством. Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету. Таможни как агенты валютного контроля: производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством; контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров; осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей; осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций. Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе: осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства; осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций; осуществлять иные функции, предусмотренные валютным законодательством. Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств: если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента; если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено; если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям; в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка. При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля. Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля. [ 8,ст.26-30 ]
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |