Особенности формирования РЦБ в странах с трансформационной экономикой
Особенности структуры рынка ценных бумаг и государственных облигаций, в частности, в той или иной степени отличающие страны с переходной экономикой, проявляется в следующем: - слишком высокая доля сектора государственных ценных бумаг в ущерб корпоративным; - преобладание краткосрочных бумаг в ущерб долгосрочным; - преимущественное развитие первичного размещения ценных бумаг и недостаточная степень отработанности механизмов вторичного обращения; - слишком высокая доля (или даже единственно существующая) институциональных (особенно банковских) инвесторов в ущерб физическим лицам; - быстрое наращивание внутреннего государственного долга за счет выпуска ценных бумаг и, как следствие, возникновение в ряде случаев комплекса неразрешимых бюджетных проблем по его обслуживанию, а также проблем ликвидности ГЦБ.[8, с. 62] В странах с переходной экономикой в настоящее время широко используются различные виды государственных обязательств. Во многих странах с переходной экономикой появление ГЦБ было связно с ограничением их оборота (возможность многократной купли-продажи в период до окончания срока их погашения). В дальнейшем многие ГЦБ странах ЦВЕ стали широко представлены на вторичных фондовых рынках - биржевых и внебиржевых. Появились ГЦБ и с долларовым номиналом, в том числе не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Тем не менее, уровень развития вторичного рынка здесь значительно отстает от Аналогичного института в развитых рыночных экономиках. По мере формирования рыночной системы отношений в странах с переходной экономикой изменяются и расширяются цели государственных долговых обязательств. В настоящее время они выпускаются уже не только с целью финансирования бюджетных расходов и дефицитов и переоформления платежей, но и для целей регулирования денежного рынка. Общая же задача этих стран в настоящий момент в сфере финансирования бюджета состоит не столько в изменении способов финансирования бюджетных дефицитов, сколько в уменьшении доли бюджета в ВНП и передача части функций бюджета преобразовывающейся банковской системе. Отсюда вытекает задача изыскания неинфляционных источников финансирования бюджетных дефицитов, в том числе с помощью выпуска государственных долговых обязательств. В то же время для бюджета ГЦБ являются двойственным инструментом. С одной стороны, они дают возможность получить дополнительные средства и решить определенные проблемы. С другой стороны, может возникнуть ситуация "долговой ловушки", при которой дополнительные доходы бюджета за счет прироста государственного долга становятся меньше, Чем затраты на обслуживание этого долга. Кроме того, выпуск ГЦБ ведет к уменьшению объема возможного использования денежных средств непосредственно в хозяйственной сфере, к повышению цены денег, за счет отвлечения с денежного рынка средств сбережений и накоплений на нужды государства, что в особенности отрицательно сказывается на экономике стран переходного типа. Поэтому здесь особенную актуальность приобретает задача строгого согласования выпуска ГЦБ с общими принципал нежно-кредитной, финансовой и антиинфляционной политики, проведении, точных расчетов основных параметров выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг. В целом особенности состояния экономики и определяют уровень развития рынка ГЦБ в каждой отдельной стране.[8, с. 59-60]
В Чехии по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы проблемы бюджетного дефицитами государственного долга не так остро. ГЦБ выпускаются в основном в целях регулирования денежного рынка, рекапитализации банков и переоформления части долгов ряда дарственных предприятий. Рынок государственных облигаций относит невелик. Спрос на них постоянно выше предложения, причем имеет место спрос со стороны иностранных покупателей. Облигации размещаются посредством аукционов и свободно обращаются на фондовых биржах. В Польше выпускается несколько видов государственных облигаций. Казначейские облигации эмитируются сроком на 1 год и на 3 года, причем последнем случае процентная ставка привязывается к ставке по 3-месячм казначейским векселям США и они доступны иностранным инвесторам. Процентная ставка по облигациям на 1 год привязана к уровню инфляции и превышает его на 5 процентных пунктов. Казначейские облигации обращай как на бирже, так и на внебиржевом рынке. В то же время государственный долг в Польше достигает около 65 % годового ВНП, а расходы по его обслуживанию считаются очень высокими Значительное развитие получил рынок государственных ценных бумаг в Литве. Доля ГЦБ в обороте Национальной фондовой биржи Литвы в отдельные периоды превышает 60 %. В то же время биржевой рынок этих бумаг нестабилен. Основными покупателями облигаций на аукционах остаются коммерческие банки (40 %). Значительную долю покупателей составляют страховые и иные финансовые компании. В структуре литовского внутреннего долга преобладают краткосрочные (трехмесячные и шестимесячные) облигации. Устойчивый характер носит размещение еврооблигаций. Цитируемые еврооблигации выпускаются в долларах, планируется их выпуск немецких марках и японских йенах.[8, стр.60] Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами. В качестве основных характеристик модели фондового рынка Беларуси можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства. К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся: • Гражданский кодекс Республики Беларусь; • Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах»; «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»; «О Национальном банке Республики Беларусь»; «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»; «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» ; «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»; • Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся: • Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов; • Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг; • Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь. • Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка. В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарием система. 20 июля 1998 г. образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами. В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Учет прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам. Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности: • посредническая; • коммерческая; • деятельность инвестиционного фонда; • деятельность депозитария; • доверительная (трастовая) деятельность; • деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя); • прочие виды деятельности. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов: • корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); • государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО); • муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов), • ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов); • именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».[9, с.21] Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала. Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. [9, с.21] Рассмотрим таблицу , в которой содержится информация о государственных ценных бумагах, находящихся в обращении на протяжении 2001-2004 гг. Таблица 1 . Информация о государственных ценных бумагах, находящихся в обращении
Литературный источник: [11, с.142, таблица 3.17] Участниками рынка государственных ценных бумаг в Беларуси являются: 1. Министерство финансов — эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг. 2. Национальный банк Республики Беларусь — экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг. 3. Инвесторы — профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями обладающие избытком финансовых средств, инвестируемыми в ценные бумаги Правительства. В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образец • государственные краткосрочные облигации (ГКО); • долгосрочные государственные облигации (ДГО); • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).[8, c.15] Выпускаются и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, которые по своей экономической сути близки к государственным ценным бумагам. Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных среде юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. ГКО выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. ГКО являются дисконтными ценными бумагами. Их продажа может осуществляться по стоимости ниже номинальной по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, установленных Министерством финансов в день проведения аукциона с учетом предложений Национального банка. Инвесторы получают доход по этим ценным бумагам в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Допускается продажа облигаций по среднесложившимся на аукционе ценам, но в этом случае заявленные количества приобретаемых облигаций могут быть ограничены по каждому выпуску. Национальный банк осуществляет расчеты с первичными инвесторами по погашению облигаций после поступления средств от Министерства финансов. В такой же срок после поступления средств от Национального банка первичные инвесторы обязаны рассчитаться с другими инвесторами за погашенные облигации. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций. В процессе выпуска ГКО рассчитываются доходность и цены ГКО Республики Беларусь на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций. ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам, в связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО. По законодательству первичными держателями ДГО являются юридические лица Республики Беларусь, определяемые в установленном порядке Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами или другими центральными органами управления. Эти юридические лица должны иметь специальные счета, на которые зачисляется определенное количество ДГО. Законодательство устанавливает перечень документов, которые необходимо иметь при размещении выпуска ДГО. Они могут продаваться на вторичном рынке. Необходимо отметить, что Национальный банк тоже может участвовать в качестве покупателя и продавца ДГО на вторичном рынке ценных бумаг. Он может приобретать ДГО у держателей и продавать их на вторичном рынке по текущей стоимости, или стоимости, сложившейся на рынке. Погашение ДГО производится Национальным банком в установленные сроки. Министерство финансов перечисляет Национальному банку денежные средства на погашение облигаций по номинальной стоимости, увеличенной на сумму процентной ставки, а также комиссионное вознаграждение за проведение выпуска ДГО.[8, с.132] Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств юридических и физических лиц. В соответствии с законодательством выпуск ГДО происходит на регулярной основе, не реже одного раза в 12 месяцев. Срок обращения облигаций составляет один год и более. Владельцы ГДО имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода [8, с.135] Наиболее активными участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие банки. Рассмотрим особенности и проблемы организации операций с государственными ценными бумагами на примере одного из белорусских банков. Проведем анализ структуры портфеля ценных бумаг коммерческих банков Республики Беларусь и его динамики (таблица 2). Чтобы исключить влияние инфляционных процессов на приведенные абсолютные показатели, анализ будем проводить исходя из удельных весов ценных бумаг. Таблица 2. Структура инвестиционного портфеля коммерческих банков Республики Беларуси
Примечание. Литературный источник: [12] Как следует из таблицы 2, наибольший удельный вес в портфеле ценных бумаг коммерческих банков Республики Беларусь в целом занимают вложения в долговые обязательства (98,6 %). Таким образом, в странах с переходной экономикой слишком высокая доля сектора государственных ценных бумаг в ущерб корпоративным. Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Заключение Таким образом, отметим, что рынок ценных бумаг занимает особое и весьма важное место. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением. Ценообразование важный инструмент на рынке ценных бумаг, которое происходит в зависимости от вида ценной бумаги, вида рынка, условий рынка. Доходы от ценных бумаг могут выступать в разнообразных формах (дивиденды для акций, проценты для облигаций и т.д.) В странах с переходной экономикой слишком высокая доля сектора государственных ценных бумаг в ущерб корпоративным. Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Литература: 1. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 270с. – ( серия «Высшее образование») 2. Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 368с. 3. Введение в рыночную экономику: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов/ А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.: Высш. Шк., 1994.- 447 с.: ил. 4. Ивасенко А.Г. Основные понятия фондового рынка (портфельные инвестиции): Учебное пособие. М.: Вузовская книга, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 42с. 5. Мартынова О.И. Операции коммерческих банков с ценными бумагами. Бухгалтерский и депозитарный учет – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2000.- 272с. 6. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск.- М.: ИНФРА – М, 1994г. – 192. 7. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов/Под ред. проф. О.И. Дегтяревой, проф. Н.М. Коршунова, проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 501с. 8.Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития./ Алексеева Т.М., Галлов А.Ф., Енин Ю.И. и др.; Под ред. В.М. Шухно, А.Ю. Семенова, В.А. Котовой. – Мн.: Издательско- методический центр РИВШ БГУ. – 2001. – 344с. 9. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие/ Под общ. ред. Е.М. Шелег. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 188с. 10.Тихонов Р.Ю., Тихонов Ю.Р. Фондовый рынок.- Мн.: Амалфея, 2000.- 193 11.Бюллетень банковской статистики.-Мн.: НБ РБ.-№1(55)-2004.-206с. 12.www.nbrb.by – официальный сайт Национального банка Республики Беларусь.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |