Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование подходов к регулированию аудиторской деятельности



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Формирование подходов к регулированию аудиторской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование концепций регулирования аудиторской деятельности в той или иной стране происходит на базе существующих правовых и учетных систем  (см. Приложение А).

Исторически в России сложился первый вид организации правовой системы, а именно основным источником права является закон. Подходы к созданию законодательной базы регулирования аудиторской деятельности (Приложение Б).

Следовательно, в соответствии с существующим видом организации правовой системы для России должна быть характерна государственная законодательная инициатива и государственное регулирование в области любого вида деятельности, в том числе и в области бухгалтерского учета и аудита.

Основные концепции регулирования аудиторской деятельности логически базируются на существующих моделях учетных систем и могут быть двух видов:

- с жестким государственным регулированием;

- саморегулируемые модели аудита.

Для стран Западной (континентальной) Европы характерна жесткая система регламентации аудиторской деятельности. Государственное регулирование построено на законодательных актах, охватывающих всех участников аудиторской деятельности и все связи между ними. Государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию, контролю качества, лишения лицензий и др. Устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности.

Роль профессиональных объединений незначительна и ограничивается участием в подготовке и обсуждении законодательных актов, защите и представлению интересов членов организаций.

Саморегулируемая модель характерна для США и Великобритании. Для данной модели характерна относительная самостоятельность аудиторских организаций. Ведущая роль принадлежит профессиональным организациям, которые проводят аттестацию, контроль качества аудита, разрабатывают стандарты и нормы аудита.

Государственное регулирование осуществляется в рамках общего регулирования экономики и других сфер. Характерно существование нескольких типов аудиторов – независимые, внутренние, государственные, аудиторы-контролеры и др. Для данной модели характерно, что профессиональные принципы, нормы, правила, признаваемые аудиторскими организациями и аудиторами занимают центральное место в системе регулирования.

Дополнительно выделяют смешанную модель – южноамериканскую, она характерна для стран бывших колоний, и зависит от того, какая страна была колонизатором.

В настоящий момент в России применяется Европейская концепция регулирования аудиторской деятельности (с жесткой системой государственного регулирования) [15, С.41].

Государственный контроль в России является одной из основных организационных форм централизованного регулирования аудиторской деятельности. В данной сфере государственного регулирования, как и в целом ряде других сфер, происходит сужение формы государственного регулирования, поскольку непосредственный государственный контроль за субъектами предпринимательской деятельности перемещается на уровень деятельности самих саморегулируемых организаций (значительная часть контрольных полномочий делегируется им).

В соответствии со ст. 22 Закона об аудиторской деятельности 2008 г. государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в форме плановых и внеплановых проверок осуществляет уполномоченный федеральный орган.

По результатам проверки уполномоченный федеральный орган может принять следующие меры воздействия:

- вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию устранить выявленные нарушения в определенные сроки;

- вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;

- вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по основаниям, предусмотренным пунктами 3-5 ч. 5 ст. 21 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.;

- обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Непосредственный контроль уполномоченного федерального органа за деятельностью аудиторских организаций представлен в Законе об аудиторской деятельности 2008 г. исключительно в виде внешнего контроля качества их работы. Причем такой контроль осуществляется лишь в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - это также организационная форма регулирования аудиторской деятельности. Контроль качества может быть внутренним и внешним.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля работы.

Принципы осуществления внутреннего контроля качества и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ст. 10 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.). То же самое касается принципов осуществления внешнего контроля и требований к его организации.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией или аудитором требований Закона об аудиторской деятельности 2008 г., стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Аудиторская организация, аудитор обязаны не только проходить внешний контроль качества работы, но и участвовать в осуществлении внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешние проверки качества работы могут быть плановыми и внеплановыми. Их осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. В отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит в названных выше случаях, проверки может проводить также и уполномоченный федеральный орган.

Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок.

Закон об аудиторской деятельности 2008 г. закрепляет целый ряд санкций различного характера. Так, согласно ч. 6 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности 2008 г., в случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании Закона об аудиторской деятельности 2008 г. и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные данным Законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

Поскольку наличие квалификационного аттестата аудитора является одним из обязательных условий для занятия аудиторской деятельностью, аннулирование квалификационного аттестата весьма значимая оперативно-хозяйственная санкция организационно-экономического характера, и ее правовое значение не умаляется тем, что теперь ее будет применять не государственный орган, а саморегулируемая организация. В качестве гарантии прав аудитора, к которому применена данная санкция, выступает его право оспорить соответствующее решение в судебном порядке.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

- получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата лицом, не соответствующим установленным требованиям к претенденту;

- вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; в данном случае саморегулируемая организация не сама применяет санкцию, а только исполняет приговор суда;

- несоблюдения аудитором требований о независимости и аудиторской тайне (ст. 8 и 9 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.);

- систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Закона об аудиторской деятельности 2008 г. и федеральных стандартов аудиторской деятельности;

- подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

- неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением случаев, установленных Законом об аудиторской деятельности 2008 г. и другими федеральными законами;

- несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования;

- уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы. В отличие от предыдущих оснований, такого основания для аннулирования квалификационного аттестата в Законе об аудиторской деятельности 2001 г. не было.

Аннулирование квалификационного аттестата аудитора является одним из оснований для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов (п. 6 ч. 15 ст. 18 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.).

Вместе с тем прекращение членства в саморегулируемой организации может выступать в качестве самостоятельной санкции в случаях выявления недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации, и признания аудиторского заключения заведомо ложным (п. 3 и 7 ч. 15 ст. 18 Закона об аудиторской деятельности 2008 г.).

В ст. 20 Закона об аудиторской деятельности 2008 г. закреплен не исчерпывающий перечень мер дисциплинарного воздействия, которые может применить саморегулируемая организация аудиторов в отношении своих членов. Здесь названы такие санкции, как: письменное предупреждение о недопустимости нарушения установленных требований, штраф, приостановление членства в саморегулируемой организации, исключение из членов саморегулируемой организации. Что касается предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные по результатам внешней проверки его работы нарушения, то эта мера дисциплинарного воздействия является не санкцией, а организационной формой регулирования [19, С.7].



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Формирование подходов к регулированию аудиторской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование подходов к регулированию аудиторской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)