Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления реформирования системы социального страхования в РФ



2019-12-29 290 Обсуждений (0)
Основные направления реформирования системы социального страхования в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Говоря о современном состоянии системы социальной защиты в Российской Федерации, нельзя не сказать о том, что мировой кризис в значительной степени повлиял на состояние социальной сферы, что потребовало корректировки направлений социальной политики государства.

В 2008-2009г. была принята правительственная программа антикризисных мер, основной целью которой стала максимальная поддержка социально уязвимых слоев населения. В частности размер индексации по всем видам социальных пособий и выплат значительно превысил уровень инфляции - 13 процентов индексации против 8,8 процента инфляции. Прошло существенное повышение пенсий и пособий по безработице. Произошло увеличение зарплаты бюджетников. В итоге реальные денежные доходы населения в 2009 году  выросли на 2,3 процента. В 2009 году средний размер социальной пенсии превысил прожиточный минимум пенсионера[28].

В прошлом году началась реализация нескольких очень важных проектов в здравоохранении: программы снижения смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий и другие. Практически по всем этим показателям, за исключением смертности от онкологии, ситуация заметно улучшилась. Например, смертность от ДТП снизилась на 14,8 процента.

В условиях кризиса наиважнейшей проблемой является ситуация на рынке труда. На мероприятия по поддержанию занятости населения в 2009 году было направлено 115,6 миллиарда рублей. Основными мерами стали общественные работы (участвовали более 2,8 миллиона человек), создание временных рабочих мест (1,7 миллиона), переподготовка и повышение квалификации (216 тысяч человек) для тех, кто находился под риском увольнения, а также на помощь безработным в открытии собственного дела (таких оказалось более 127 тысяч человек).

В результате поведенных мероприятий численность общей безработицы снизилась почти на миллион. Уровень официально зарегистрированной безработицы по итогам года оказался меньше прогнозируемого (соответственно 2,08 миллиона и 2,2 миллиона человек).

В начале 2010 года была продолжена политика поддержки социальной стабильности и борьбы с бедностью. В частности, социальные пособия и выплаты семьям, имеющим детей, с 1 января уже проиндексированы на 10 процентов, а с 1 апреля проведена еще одна индексация выплат отдельным категориям граждан. В связи с переходом с 1 января 2010 года от единого социального налога к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды прогнозируется значительное увеличение максимальных сумм выплат по больничному, по беременности, по уходу за ребенком. Кроме того, с 1 апреля трудовые пенсии были проиндексированы на 6,3 процента[25].

Одним из важнейших направлений реформирования социального страхования и всей системы социальной защиты является Пенсионная реформа. Пенсионная реформа проводится с 2001 года и  направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части:

14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии; при этом, установлен гарантированный минимум базовой пенсии;

8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ;

от 2 до 6% направляются в фонд для формирования накопительной составляющей трудовой пенсии Накопительная составляющая будет формироваться за счет части страховых взносов по ставке единого социального налога (ЕСН), уплачиваемых работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода серых зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами[30].

Начало 2010 г. ознаменовалось заметными изменениями в системе пенсионного обеспечения в частности и социального страхования вообще.

Цель новых законов - "настроить" пенсионную систему и систему соцстраха с тем, чтобы они работали эффективнее

Во-первых, государство одноразово поднимет размер выплат нынешним пенсионерам с учетом их советского трудового стажа. Вместе с тем пересчитают и пенсионные права, которые формируются у тех, кто еще работает, и это в дальнейшем также увеличит их пенсии.

Этот процесс называется валоризацией. Осуществляется она следующим образом: пенсионные права человека, сформированные им на момент начала реформы (то есть на 1 января 2002 года), увеличат на 10 процентов всем, плюс по 1 проценту за каждый год советского стажа (до 1991 года) без каких-либо ограничений. В результате, чем старше человек (и чем большим был его трудовой стаж), тем большую прибавку он получит.

Кроме того, произойдет увеличение выплат по временной нетрудоспособности, а также некоторых другие социальных пособия, в частности выплаты матерям по уходу за ребенком до 1,5-летнего возраста.

Второе важное изменение – с 2010 года размер пенсии вместе со всеми социальными выплатами не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе. То есть пенсионерам, получающим низкие пенсии, государство доплатит из бюджета, чтобы поднять их доходы и вывести за черту бедности.

Следующее нововведение - вносятся существенные изменения в модель социального страхования. После долгих споров победила точка зрения противников единого социального налога, и с 2010 года ЕСН будет отменен, а взамен вернется старая система прямых взносов в три внебюджетных социальных фонда - пенсионный, социального и медицинского страхования. При этом в перспективе расходы работодателей на пенсионное и медицинское страхование работников вырастут. Ставки, по которым отчисляются социальные платежи, планируется увеличить уже с 2011 года. Но зато уже с 2010 года за счет отмены регрессивной шкалы удастся увеличить пособия по временной нетрудоспособности, а также беременности и родам.

В 2010 году совокупный объем страховых взносов остаётся на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая .

Еще одно важное изменение в пенсионном обеспечении: вводится механизм, стимулирующий работников к более позднему выходу на пенсию. За каждый год "переработки" сверх 30 лет стажа страховая пенсия человека будет увеличиваться сразу на 6 процентов. За каждый год "недоработки" - уменьшаться на 3 процента. Таким образом, считают в Министерстве здравоохранения и социального развития, не понадобится директивное увеличение пенсионного возраста. Если законопроект будет принят в предлагаемом виде, эта схема начнет действовать с 2015 года[24].

Выводы по главе. В России основой социальной защиты является система социального страхования. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Государство управляет социальными рисками с помощью различных мер, основной из которых является совокупность социальных выплат – трансфертов. Трансфертные платежи, представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями населению, главным образом на безвозмездной основе. К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан.

Обязательное государственное социальное страхование в России представлено тремя внебюджетными фондами: Пенсионным фондом, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования.

В настоящее время система социального страхования подвергается существенным изменениям, основными из которых являются реформирование пенсионной системы и отмена ЕСН. Говоря о Пенсионной реформе, следует отметить, что новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Следующее нововведение - вносятся существенные изменения в модель социального страхования. С 2010 года ЕСН будет отменен, а взамен вернется старая система "прямых" взносов в три внебюджетных социальных фонда - пенсионный, социального и медицинского страхования. При этом в перспективе расходы работодателей на пенсионное и медицинское страхование работников вырастут. Ставки, по которым отчисляются социальные платежи, планируется увеличить уже с 2011 года.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования были решены следующие задачи:

Уточнена сущность и роль социальной защиты населения. Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения. Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.

Рассмотрены существующие модели организации социальной защиты и финансирования социального страхования. Подводя итог, следует отметить, что наибольший социальный эффект достигается при трехканальном формировании страховых фондов за счет взносов работников, работодателей и государства. Такой метод финансирования обеспечивает совместную ответственность участников за предупреждение и компенсацию рисков, совместное управление и контроль фондов.

В случае обязательного социального страхования наиболее оправданным считается распределение, когда большая часть финансирования приходится на работодателя - 50%, 20-40% - на государство и 10 - 30% - на работника.

 

Раскрыто экономическое содержание социального страхования, как основного элемента механизма социальной защиты населения. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Дано понятие социальных трансфертов, рассмотрены их основные виды. Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями населению, главным образом на безвозмездной основе. Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.

Рассмотрен механизм функционирования фондов социального страхования, проанализированы источники доходов и направления расходования средств, приведены конкретные цифры по 2010 году.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

На основе публикаций в СМИ проведен анализ современного состояния социальной защиты населения. И подводя итог, следует сказать, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство сделало все возможное, чтобы защитить население от последствий кризиса. В частности размер индексации по всем видам социальных пособий и выплат значительно превысил уровень инфляции.

И, в итоге обобщены основные направления реформирования социального страхования, в частности Пенсионная реформа и замена Единого социального налога страховыми взносами в фонды социального страхования. Результатом этих преобразований должно стать значительное увеличение пенсий, и других социальных выплат, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

3. Федеральный закон от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

4. Федеральный закон от 28.11.2009 N 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

5. Федеральный закон от 28.11.2009 №294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый 2011-2012 годов".

6. Федеральный закон от 15.12.2001г. №3167-ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном Страховании в РФ»

7. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации.- М.:«Дашков и К°», 2007. — 486 с.

8. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы.-М.:Экономика,2006.-271с.

9. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся на экономических специальностях. Под редакцией Г. Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2007 – 703с.

10. Волгин Н.А.Социальная политика.- - М.: Экзамен, 2008.- 943с.

11. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие.- М., 2003.- 224с.

12. Косаренко Н.Н. Финансово-правовое регулирование социального страхования. – М.: НИБ, 2003.- 240 с.

13. Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. – М.: Дашков и К°, 2006.- 138 с.

14. Миронова Т.К. Право и социальная защита.- М.:Юрист, 2006.-336с.

15. Основы страховой деятельности. Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой - М.: БЕК, 2003.

16. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебное пособие для вузов. - М.: Дашков и К°,2007.- 412с.

17. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.М. Гусова. - М.: Проспект, 2008. 640с.

18. Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве. - М.: ГУУ, 1999.

19. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.- с. 315.

20. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В. Кукушина. – М.: «Март», 2004 – 400 с.

21. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Большая Российская Энциклопедия, 2000. - 438 с

22. Теория и практика страхования. Учебное пособие. - М.: АНКИЛ, 2003. 146 с.

23. Юрский В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования. – М.: РГИУ, 2001.

24. Казибекова Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной информации.//Транспортное дело в России №2, 2009 С.27

25. Лупей Н.А Социальное страхование в России: состояние и проблемы.// Финансовый менеджмент №5 / 2002 С. 44.

26. Невинная И. Соцналог приговорили// Российская газета - Федеральный выпуск №4922 (98) / 2009 . С.5

27. Смольякова Т. За хорошее поведение // Российская газета - Федеральный выпуск №5143 (64) / 2010 С.4

28. Сухов А. Социальные риски в социальном страховании // Кадровик. Кадровый менеджмент №4 / 2007 С.22

29. Яшин С. Н. Проблемные вопросы развития системы обязательного социального страхования// Безопасность и охрана труда №3, 2007 С.8

30. Сайт информационного агентства РИА- Новости http://www.rian.ru/economy/20091021/189989028

31. Сайт Минздравсоцразвития http://www.minzdravsoc.ru/ministry

32. Сайт Пенсионного фонда Российской федерации http://www.pfrf.ru/about

33. Сайт пенсионной реформы http://www.pensia-reforma.ru/documents

34. Сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index

35. Сайт Фонда социального страхования Российской Федерации http://www.fss.ru/ru/fund/activity/11106/index.shtml

 

 



2019-12-29 290 Обсуждений (0)
Основные направления реформирования системы социального страхования в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления реформирования системы социального страхования в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)