I .2. Характеристика скоростных способностей.
Введение Актуальность темы курсовой работы является потребность в совершенствовании теории и методики спорта. Объектом исследования работы является учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе и тренировочный процесс легкоатлетов. Предметом педагогического исследования являются пути и методики развития скоростно-силовых способностей. Цель исследования - совершенствование системы воспитания скоростно-силовых способностей школьников старшего возраста. Задачи: 1) Изучить физиологические основы скоростных способностей учащихся старшего возраста. 2) Изучить возрастные особенности старших школьников. 3) Определить средства и методы развития скоростно-силовых качеств. 4) Разработать программу развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста. Методы исследования: 1) Анализ научно-методической литературы. 2) Педагогические наблюдения. 3) Беседа с преподавателями физической культуры и тренерами по легкой атлетике. Гипотеза - предположить, что разработка системы развития скоростно-силовых качеств в старшем школьном возрасте позволит успешное выступление на соревнованиях в беге на короткие дистанции. Практическая значимость - разработанная методика воспитания скоростно-силовых качеств может быть использована на занятиях в школе, во внеурочное время и в самостоятельных занятиях учащихся.
Глава I . Теоретико-методические основы скоростных способностей.
I .1. Определение понятия скоростных способностей. Под быстротой понимается способность человека выполнять движения или двигательные действия в минимальный отрезок времени. При оценке проявлений быстроты различают: 1) латентное время двигательной реакции; 2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 3) частоту движения. Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения. Есть основания считать, что сочетания этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Так в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, выноса бедра и др.) и темпа шагов. ^Практически конечно наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не элементарные проявления быстроты. Однако скорость в целостном сложно-координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а та в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном анализе наиболее показательным являются именно элементарные формы скоростных способностей. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы: 1) фазу увеличения скорости (фаза разгона) 2) фазу относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй -дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большей скоростью относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. Скоростные способности людей вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно-сходных движениях. Так значительное улучшение результата в прыжках с места обычно скажется положительно на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение; в то же время на скорости плавания, удара в боксе это, скорее всего, не отразится. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных людей. Факторы, влияющие на скоростные способности: 1) состояние ЦНС, от подвижности нервных процессов, возбуждение и торможение; 2) морфологические особенности мышечной ткани, то есть от состояния быстрых и медленных волокон; 3) сила мышц; 4) способность мышц к переходу от напряжения к расслаблению; 5) величина энергетических запасов мышц; 6) амплитуда движений и подвижности суставов; 7) способность к координации движений при максимальной скорости; 8) возраст и пол; 9) природные скоростные способности; 10) воля.
I .2. Характеристика скоростных способностей. Все двигательные реакции, совершенные человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движениям на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакции является начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых как правило не превышает 0,3 сек. j Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт). Большинство сложных двигательных реакции в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). I / В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Временной интервал, затраченный на выполнение движения (например, удар в боксе) тоже характеризует скоростные способности. Частота или темп движений - это число движений за единицу времени (например, число беговых шагов за 10 секунд). ^ В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и физическими действиями.
В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. 1.3. Средства воспитания скоростных способностей. Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью (то есть скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы: 1) Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: - а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча). 2) Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры,эстафеты, единоборства). 3) Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании и т.д.). Для развития частоты движений применяются: 1) циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений: бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; 2) быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; 3) упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения. Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: 1) упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; 2) упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 метров); 3) упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |