Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическое направление



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Классическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первой в ряду теорий, объясняющих роль государства в экономической жизни, находится классическая теория, согласно которой в XVIII в, когда она сложилась, наиболее уместна для государства была роль наблюдателя свободной игры рыночных сил.

Классическая школа - крупнейшее направление в экономической науке за II период ее существования. Более того, отождествление экономической теории этого периода с классической школой не будет сильным преувеличением.  Отсюда следует, что едва ли не важнейшим свойством классической школы является

а) акцент на анализе проблем производства и распределения материальных благ. Именно классики закрепили осуществленный физиократами сдвиг методологии экономического анализа от проблем этики ведения хозяйства к исследованию комплекса факторов, связанных с созданием и распределением материального богатства.

Среди других элементов общей характеристики классической школы необходимо выделить следующие.

б) Выработка и применение прогрессивных (для экономической науки того времени) методологических приемов исследования типа причинно-следственного метода, метода логической абстракции, дедуктивного метода.

в) Ядро экономического анализа классиков - проблема ценности. Развитие экономической науки во II периоде ее существования проходило под знаком акцентирования внимания на этой проблеме.

г) Все классики трактовали ценность как величину, определяемую производственными затратами. Однако классический подход к анализу ценности отнюдь не был однозначным. В рамках учения о ценности классической школы существовало две теории ценности. Во-первых, это трудовая теория ценности, разрабатывавшаяся основателем классической школы А. Смитом и Д. Рикардо (а затем получившей чрезвычайно углубленное развитие в трудах К. Маркса). Согласно этой теории, ценность товара определяется затратами труда на его производство. Во-вторых, это теория факторов производства, также заложенная А. Смитом, и развивавшаяся Ж.Б. Сэ и Т.Р. Мальтусом (а затем вошедшая в качестве важного составного элемента в неоклассическую микроэкономику). В соответствии с этой теорией ценность товара складывается из доходов владельцев производственных факторов, участвовавших в изготовлении данного товара.

д) Восприятие экономической системы как системы, аналогичной объектам исследования физики того времени (а точнее, механики). Это, в свою очередь, привело к следующим особенностями экономического анализа классической школы: убежденность в том, что в рыночном (капиталистическом) хозяйстве доминируют универсальные и объективные (экономические) законы; и игнорирование субъективно-психологических факторов хозяйственной жизни.

е) Недооценка роли денег и влияния сферы обращения на сферу производства. Деньги воспринимались классиками как техническое средство, помогающее облегчить обмен. Классики игнорировали роль денег как самого ликвидного средства сохранения ценности. Завершитель классической политической экономии Дж. С. Милль писал: «Короче говоря, вряд ли можно отыскать в общественном хозяйстве вещь более незначительную по своей важности, чем деньги, если не касаться при этом способа, которым экономятся время и труд»[1, с.25].

ж) Большой акцент на изучении «законов движения», т.е. закономерностей тенденций динамики, капиталистической экономики. Классики были склонны к исследованию трендов изменений экономических переменных, и, прежде всего, экономического роста и изменений доли основных групп владельцев факторов производства (труда, капитала и земли) в национальном продукте.

з) Отрицательное отношение (за редкими исключениями типа Дж. С. Милля) к активному вмешательству государства в экономику. Классики вслед за физиократами выступали за идеологию laissez-faire.

Как уже отмечалось, А. Смит в целом отрицательно относится к государственному вмешательству в экономику, полагая, что оно негативно влияет на рост богатства наций. Такое отношение с его стороны обусловлено тем, что, на его взгляд, государство своим действиями приводит к отклонениям рыночных цен товаров от их естественных цен. Однако было бы ошибочно полагать, что он вообще отрицает какую-либо экономическую роль государства. Он выделяет три вида государственных вмешательства, которые нужны для рыночной экономики, поскольку способствуют накоплению капитала.

а) Расходы на общественные работы.

б) Расходы на поддержание военное безопасности.

в) Расходы на обеспечение и поддержание правовой системы.

Это то, что государство должно делать в экономике. Любые виды его деятельности, выходящие за описанные рамки, приносят вред хозяйству. Таким образом, и здесь А. Смит продолжает традиции физиократов, последовательно выступая в качестве идеолога экономического либерализма и, соответственно, придерживаясь принципа «laissez-faire». 

Например, А.Смит полагал, что его интересы государства не должны выходить за пределы проблем сохранения собственности, организации

___________________

1. Майнбурд Е.М.. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.

денежного обращения, общественного правопорядка. Свободная игра рыночных

 

сил составляет сущность саморегулирования цен, заработной платы, занятости, сбережений, инвестиций. Такая саморегуляция возможна в условиях, когда субъекты рынка преследуют свой частный интерес и не обладают экономической властью, достаточной для навязывания своих правил функционирования рынку. Однако практика капитализма периода промышленной революции показала, что продавцы и покупатели постоянно стремятся избежать конкуренции и установить монополию, как со стороны спроса, так и предложения. Это объясняется тем, что конкуренция создает обстановку постоянного передела собственности, который для некоторых участников рынка означает радикальные изменения социальной принадлежности, источника доходов.

Классическая либеральная модель экономики имеет такие характеристики:

- господство частной собственности и свободной конкуренции;

- распределение богатства определяется неравенством способностей и эффективностью использования ресурсов;

- принцип прибыльности стимулирует рост производства и изменения в его технической и организационной основе;

- автоматизм поддержания равенства спроса и предложения и невозможность кризисов;

- норма процентной ставки является саморегулирующейся и уравнивает сбережения и инвестиции, обеспечивая полную занятость.

Однако депрессия 1929-1933 гг. вынудила пересмотреть теорию автоматического равновесия спроса и предложения, так как выяснилась непригодность нормы процента в качестве средства общего равновесия на рынке, регулирования баланса сбережений и инвестиций, создания рабочих мест и полной занятости [1, c.28].

Усложнение условий экономической жизни общества потребовало пересмотреть классический взгляд на возможности рыночного механизма координировать взаимодействие субъектов рынка. В 30-е годы XX века была разработана принципиально новая концепция роли государства в экономической жизни общества. Автором новой концепции значительной роли государства в регулировании экономики являлся Дж. М. Кейнс. - один из авторов Версальского договора. Его главный труд «Общая норма занятости, процента и денег» содержит основы теории государственного регулирования рыночной экономики.

 



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Классическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическое направление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)