навык кистевой роспись школьник хохлома
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика. Задания предлагаемые детям 3 класса были классифицированы следующим образом: - тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; Детям были предложены следующие задания на установление сходства и различия различных видов декоративно прикладного искусства, направленные на формирование у детей представления о той или иной росписи. Например 1) Проводится игра «В гостях у народных мастеров». 2) Игра «Подбери пару». На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры. Большой интерес у детей взвали творческие задания. Ученики воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях. 1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи. 2) При закреплении хохломской росписи предлагалось сочинить свой узор, с определенным условием. Например нарисовать 2 различных узора с ягодками , которые между собой чем-то похожи. Сходства дети могут выявить а) по форме. б) по узорам. в) без цветов. Дети с удовольствием занимались хохломской росписью, и результат не заставил себя долго ждать, буквально на 3-4 занятии ребята уже начали узнавать хохломскую роспись среди остальных, хорошо получались изображения различных, даже трудных, узоров. На итоговом занятии ученикам предлагалось самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки были вырезаны и мы сделали из них аппликацию, получился очень интересный хохломской букет. (Приложение 7). По итогам практики можно сказать, что дети очень любят заниматься различными видами декоративной росписи. Несомненно с ними необходимо продолжать заниматься этим увлекательным делом, так же знакомить и с другими видами декоративно-прикладного искусства. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Во время педагогической практики мы наблюдали за уровнем развития детей. В оценке уровней познавательного процесса в нашем исследовании можно выделить три компонента. 1.Эмоционально-ценностный компонент, проявляющийся во внешнем отражении познавательно интереса и личностном отношении детей к изобразительной деятельности, и декоративно-прикладному искусству в частности. 2.Гностический компонент, определяемый по уровню усвоения теоретического материала основ изобразительной программы; 3. Технический компонент, оцениваемый по практическим умениям в отражении окружающего мира и составлении творческих компонентов. Вначале исследования было выявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительно искусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломской росписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, плохо справились с задачами которые перед ними поставил учитель. Во время беседы учащиеся слушали учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения. В конце эксперимента количество детей с плохими показателями значительно уменьшилось, все дети с интересом воспринимали информацию, и уже в конце педагогической практики детей с низким уровнем стало 14%. Учеников имеющих средний уровень было 36%, хорошо владеющих теоретическим материалом по теме декоративно-прикладного искусства, которое проявляется в умении понятно излагать свои мысли и удовлетворительно отвечать на поставленные вопросы учителя. Умеют отвечать на наводящие вопросы. Положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам изобразительного искусства. У детей достаточно устойчивое внимание, они с любопытством рассматривают наглядные пособия, осознанно планируют свою работу, на уроках ведут себя дисциплинированно. Количество таких детей тоже уменьшилось. Процентный показатель 34%. Высокий уровень познавательного интереса имели 46% обучающихся, а стало 52%. Показали отличное теоретическое владение художественно изобразительным языком, правильно отвечают на поставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Учащиеся активны на уроках, они внимательно слушают учителя, отлично владеют полученной информацией. Проявляют большой интерес к теме урока, проявляют творческую активность во внеурочной деятельности. Кистевая роспись очень эффективный способ для творческого самовыражения ребёнка, Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к различным видам изобразительного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наши результаты по проблеме исследования и полученные данные оценок и диагностик, дали основание констатировать тот факт, что навыки развития мелкой моторики рук способствуют лучшему овладению кистевой росписью, а так же эмоциональной активности в изобразительной деятельности. Каждый урок декоративного рисования создаёт мощный толчок к познанию культурной среды нашего народа. Создает: - положительную мотивацию, - духовного воспитания, его анализ, анализ своего восприятия и оценку, обеспечивает развивающая психологически комфортная интеллектуальная и эмоциональная среда; - активизируются рефлексивные способности, желание самовыражения в творчестве; - активизирование лексического опыта обучаемого и обогащение его словарного запаса; - формирование навыков адекватной самооценки. Изучив литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что данная тема является достаточно значимой и актуальной в наше время. Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности Проведению уроков декоративно-прикладного искусства предшествует большая подготовительная работа, в которой подбирались материалы различного свойства. Творческая самореализация личности младшего школьника есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей. В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказывать искусство.Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности, что подтверждено итоговыми результатами нашего исследования. Творческие работы выполненные учащимися третьего класса показали эффективность проведенного исследования. Низкий уровень снизился с 18% до 14, средний также уменьшился был 36%, стал 34%. А высокий уровень поднялся с 46% до 52%. Таким образом, цель курсовой работы достигнуты и поставленные задачи решены. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антонов, В.П. Альбом "Народные художественные промыслы России" [Текст] / Антонов В.П. - М.: 1998. 2. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву [Текст] / Ю.А. Арбат. – М.: Наука, 2001. – 230 с. 3. Беркинблит, М.Б Фантазия и реальность. / М.Б Беркинблит – М.: 1986. 4. Василенко, В.М. Искусство Хохломы. / В. М. Василенко – М.: Искусство, 1959. 5. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11- XX веков [Текст] / В. М. Василенко – М.: Искусство, 1960. – 324 с. 6. Вишневская, В.Н. Хохлома. / В.Н. Вишневская – М.: 1980. 7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – М.: 1991. 8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб.: 2000. - 415с. 9. Дьяченко, О.М.. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. / О.М. Дьяченко – М.: 1980. 10. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. / , Т.И. Емельянова – М. Интербук-бизнес, 2001. 11. Жегалова, С.К. Роспись Хохломы / С.К. Жегалова – М.: Детская литература, 1991. 12. Жегалова, С. К. Русская народная живопись [Текст] / С.К. Жегалова. – М.: Прикладное искусство, 2003. - 300с. 13. Званцев, М.П. Хохломская роспись. / М.П. Званцев – Горький: 1951. 14. Костерин, Н.П. Учебное рисование. - 2-е изд. / Н.П. Костерин – М.: 1984. - 101- 103 с. 15. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании. / Л.С. Коршунова – М.: 1997г. 16. Красильников, А.Н. Золотая Хохлома. / Красильников, А.Н. М.: 1989. 17. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл. Пособие для учителя. - 2-е изд. [Текст] / В.С.Кузин - М.: 1983. 18. Кубышкина, Э.М. «Изобразительное искусство в начальной школе». Часть I / Э.М. Кубышкина - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. 19. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст] / Ю.В. Максимов - М.: Просвещение, 1983. 20. Неменский, Б.М и др. Изобразительное искусство и художественный труд Книга для учителя [Текст] / Б.М. Нелинский и др. - М.: 1991. 21. Нешумов, Б.В. Основы декоративного искусства [Текст] / Б.В. Нешумов - М.: Просвещение-АСТ, 2000. - 146 с 22. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись» / Л.В. Орлова - М.: мозаика –Синтез, 2002. 23. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Л.Д. Рондели – М.: Просвещение, 1984. 24. Режим доступа - http://www.cavespirit.com/node/82 25. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская - М.: Просвещение, 1998. - 84 с. 26. Степанов, Е.Н. и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Научно-методическое пособие [Текст] / Е.Н. Степанов - Псков, 1998. 27. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: Учебник для Проф. учебных заведений. / П.И.Уткин – М.: Высшая школа, 1992. 28. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество. Книга для учителей [Текст] / Л.В. Шевчук - М.: 1985. - С.3, 13, 126. 29. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество. Пособие для детей / Л.В. Шевчук– М.: Просвещение,1995. 30. Яхнин, Л. Веселое слово хохлома / Л. Яхнин. - М.: 1987.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |