Формы государственного режима
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством . Согласно одной точки зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем «государственный режим», ибо включает методы и приемы не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Все же по определенным общим признакам политические режимы можно разделить на две большие группы – авторитарные и демократические режимы. Принято считать, что в более широком смысле изучаемая категория характеризуется не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических методов властвования. Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом: - отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан; - отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства; - отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы; - сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа; - жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие; - отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций; - политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной; - отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов. В теории государства и права нередко выделяют и анализируют конкретные исторические разновидности авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский). Так, тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм ярко проявил себя в ХХ веке. Он характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной правящей партии, усилением органов исполнительной власти и прежде всего – карательных органов, применением незаконных насильственных методов к населению. Наиболее реакционной формой авторитарного режима является – фашизм, возникший в условиях общего кризиса капитализма и неразрывно связанный с идеологией крайнего шовинизма, расизма, войны. Во внутренней политике фашистский режим означает запрещение и жесточайшее преследование. Неотъемлемой чертой фашистского режима являются внесудебные, террористические расправы. ДЕСПОТИЯ (греч. despoteia — неограниченная власть), форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия — государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Деспотический режим – абсолютно произвольная неограниченная власть, основанная на самоуправстве. ТИРАНИЯ (греч. tyrannis). В древнегреческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Возникла в 7-6 вв. до н.э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом. Тиранический режим – основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. В отличии от деспотии власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Основные характеристики демократического политического режима: - наличие гарантированных прав и свобод граждан; - нормальное функционирование представительных учреждений, народ – единственный источник государственной власти; - контроль населения за принятием политических решений; - разделение властей; - политический плюрализм; - ограничение государственного насилия; - наличие гражданского общества; В рамках демократического политического режима выделяют либеральный и либерально-демократический, который был характерен для западных государств в ХIХ веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах. Переход к демократическим политическим режимам начался в период буржуазных революций, в эпоху становления современной государственности, и продолжается до настоящего времени. Понятие «демократия» означает - народовластие. Однако ситуация при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США) и на которые ориентируются другие государства.
Заключение Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое и первостепенное практически – политическое значение. От того, как организованна и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «формы государства». Так, или иначе на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти заключенных в единстве трех элементов: 1) формы правления, 2) формы государственного устройства, 3) формы государственного режима. Фактически как уже отмечено разновидностей форм государства столько, сколько государств есть, и было, но все эти формы объединяют в уже известные и близкие по трем составляющим элементам.
Список использованной литературы
1. «Конституция Российской Федерации». Москва. Издательство “Юристъ”, 1997 г. 2. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права», учебник для ВУЗов, 1998 г. 3. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права», 1998 г. 4. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права», курс лекций, 1999 г. 5. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права», 2000 г. 6. Малько А.В. «Теория государства и права»», учебник, 2001 г. 7. Клеменко С.В., Чичерин А.Л. «Основы государства и права», 1999 г. 8. Марченко Н.Н. «Общая теория государства и права», 2001 г. 9. Карельский В.Н., Перевалов В.Д. «Теория государства и права», учебник для ВУЗов. 10. Кутафин О.Е. «Основы государства и права», учебное пособие, 1998 г. 11. Илютченко Н.И. «Основы государства и права», хрестоматия, 1997 г.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |