Проблемы и перспективы развития таможенного дела в РФ
Основными проблемами в области развития таможенного дела являются: · Проблема легальных поставок. · Недостаточно информационного сопровождения при постоении системы логистики. · Остается низким уровень взаимодействия государственных органов при осуществлении внешнеторговых операций. · Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля. · Остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации. Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям. Одна из наиболее заметных (в прямом смысле слова) проблем в организации работы таможни в России – это очереди из крупногабаритных автомобилей на пути приближения к таможенным постам. Среднегодовые потери российской экономики от простоя грузовых автомобилей на границе оцениваются в сумму более 15 миллиардов рублей в год. Такие данные, предоставленные Министерством транспорта РФ, привел вице-премьер России Сергей Иванов в ходе правительственного часа в Совете Федерации. Он сообщил, что по подсчетам Федеральной таможенной службы за 1 час простоя грузового автомобиля на границе убытки перевозчика составляют не менее 0,04% от стоимости товара, а задержка суммарного объема перевозок товаров на 1 день снижает объем экспорта страны на 1%, сообщает портал "autonews". «Это огромный показатель», – заявил С. Иванов. Он добавил: «Таковы реалии, и именно с их учетом сегодня формируется наша пограничная политика». Напомним, что наиболее значительные очереди в 2010 году наблюдались на границах России с Финляндией и странами Прибалтики. Их появление связано с нехваткой кадров и оборудования на таможне, чрезмерной усложненностью процедур проверки, а также малым количеством самих пунктов перехода. Абсолютный «рекорд» в этой области был зафиксирован в последние дни 2009 года, когда на латвийско-российской границе скопилось почти 2000 грузовиков. Проблема легальных поставок может быть решена предварительным электронным информированием – что,в каком кол-ве,когда, через какую границу повезут импортеры. Основная проблема, на мой взгляд, это выполнение таможней функций финансового контроля, которые ей несвойственны. С точки зрения здравого смысла, таможня должна следить, чтобы не было контрабанды оружия, наркотиков, вредных веществ, запрещённых препаратов. Конечно, таможня должна отслеживать выполнения протекционистских мер, введённых правительством страны. У нас же таможня ещё занимается контролем закупочных и продажных цен, а также расследованием сомнительных фирм и схем. Аналитика — несомненная функция там, где есть большой объём информации, особенно цифровой. Эта информация должна просто передаваться в налоговое ведомство, а вот там её должны соотносить с дальнейшим движением товар-деньги-товар и следить за налоговыми платежами. Пока существуют фирмы однодневки, обналичка и незаконный вывод капитала, участники ВЭД будут пользоваться серыми схемами, что позволяет существенно завышать и прятать прибыли. А если налоговые структуры обрубят эти возможности, варианты «оптимизации» на таможне отпадут из-за нарушения соотношения прибыль/риск. Дешевле и выгоднее будет работать официально. Проблема взаимодействия государственных органов при осуществлении внешнеторговых операций неоднократно обсуждалась представителями транспортного бизнеса, что, тем не менее, пока существенных сдвигов не дало. Любая задержка контейнеров в порту или в другом узловом пункте таможенными службами неизбежно нарушает ритм процесса и как следствие увеличивает себестоимость для всех участников процесса. Таким образом, за борьбу с нарушениями законодательства отдельными лицами платят все грузовладельцы страны и, в конечном итоге, само государство, так как это приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет. Безусловно, необходимость пресечения незаконного ввоза товаров и нарушений при осуществлении экспортно-импортных операций очевидна, но при этом следует учитывать масштабы выявленных нарушений и затраты, в которые они обходятся. Желательно также, чтобы эти затраты были компенсированы нарушителями, а не всеми участниками транспортного процесса. В качестве примера решения проблемы может служить деятельность таможенных служб, осуществляемая в настоящее время в немецких портах. Таможенные органы подвергают осмотру 1-2% (максимум 3%) контейнеров в порту, остальные контейнеры остаются без освидетельствования. При этом их прохождение через порт оформляется в электронном виде посредством использования электронного обмена данными. Вопросы квалификации персонала во всех сферах деятельности, в том числе в таможенных органах, стоят в нашей стране достаточно остро. В европейских странах давно реализуется концепция пожизненного обучения КПО. Учреждения высшего образования постоянно занимаются переподготовкой кадров. Перед нами стоит задача адаптации высшего образования в России к КПО. Для этого необходимо, во-первых, установить партнерские отношения с таможенными органами, начиная с анализа существующей ситуации по квалификации персонала, учета потребностей, ожиданий работодателя. Во-вторых, осуществить переход от эпизодического к систематическому обучению персонала и к постоянному обмену информацией и опытом. Необходимо также повышать качество обучения, улучшать его содержание, внедрять практику рецензирования учебных планов и рабочих программ дисциплин работниками таможенных органов. В УрГЭУ существует институт дополнительного образования, в рамках которого осуществляется переподготовка кадров по образовательных программам объемом от 72,5 и 1 тыс часов. На торгово-экономическом факультете работают высококвалифицированные специалисты в области товароведения и экспертизы товаров, коммерции, маркетинга, логистики, экономики, менеджмента, поэтому можно предложить также широкий спектр консалтинговых услуг, в том числе по разработке, документированию и внедрению систем менеджмента качества в организации. Остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации. Решение это проблемой может стать укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.
Заключение Сегодня проблемы таможенного дела и таможенной службы стоят особенно остро в связи с социальными проблемами общества, связанными с нарушениями в таможенном режиме РФ. Действующий премьер-министр, а в недавнем прошлом Президент РФ, В.В. Путин в свое время уделял много внимания развитию таможенного дела в России и сейчас продолжает следить за состоянием таможенного механизма в РФ. Причины этого в том, что руководство Федеральной таможенной службой (ФТС) с 2006 г. осуществляет правительство РФ, и в том, что своевременное регулирование таможенной деятельности и размеров таможенных тарифов способно стать мощным рычагом в деле регулирования экономических процессов в стране. Главное назначение и роль таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенные правила и нормы. Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри - и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися средствами, и присущими им методами, защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, регионов, предприятий и хозяйственных организаций. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы: 1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов. 2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения). Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью развития экономики страны и обеспечения ее экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.
Список используемой литературы 1. Таможенный Кодекс РФ 2. Приказ ФТС России от 13 августа 2007 г. N 965 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" 3. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации, глава 2 4. Бакаева О.Ю. Таможенное право. М., 2003. 5. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: Март, 2007. - 240 с. 6. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с. 7. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005. - 410 с. 8. Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономист, 2005. - 297 с. 9. http://www.nakhodka-betta.ru/info/tamojnya/295/2156.html 10. http://www.transportall.ru/info/tamojnya/295/2157.html 11. http://www.tks.ru/news/nearby/2010/05/12/0004 12. http://www.customs.ru/ru/press/of_news/index.php?&date286=201004&id286=31473
[1] - Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005. - 410 с. [2] - Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономист, 2005. - 297 с. [3] - Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005. - 410 с.
[4] - Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с. [5] - Бакаева О.Ю. Таможенное право. М., 2003. [6] - Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации, глава 2 [7] - http://www.nakhodka-betta.ru/info/tamojnya/295/2156.html [8] - http://www.transportall.ru/info/tamojnya/295/2157.html [9] - http://www.nakhodka-betta.ru/info/tamojnya/295/2156.html
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |