Роль малого и среднего предпринимательства для экономики России
Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет малое и среднее предпринимательство. Развитие малых и средних предприятий (далее МСП) в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который четко определяет: - Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства; - Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; Виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе №209-ФЗ, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются: средняя численность работников, независимо от вида деятельности; предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом: для микропредприятий – 60 млн. рублей; для малых предприятий – 400 млн. рублей. Российское законодательство с точки зрения размеров выделяет следующие категории субъектов хозяйствования: субъекты малого предпринимательства, средние и крупные предприятия (рисунок 2).
Рисунок 2 – Категории хозяйствующих субъектов в РФ[16] Состояние развития малого и среднего предпринимательства в РФ на сегодняшний день представленное Правительством РФ по данным Росстата следующее[17]: - Количество малых предприятий по состоянию на 1 января 2009 г.– 1 млн. 367 тысяч единиц (рост 20 % по сравнению с данными на 1 января 2008 года); - Средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях – 11 млн. 419 тысяч человек (рост 12 % по сравнению с данными на 1 января 2008 года); - Вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП – 21 % (рост 4 % по сравнению с данными на 1 января 2008 г.). Необходимо отметить, что до принятия Федерального закона РФ №209-ФЗ официальное статистическое наблюдение за сектором среднего бизнеса отсутствовало, поэтому на данный момент достаточного количества информации о секторе нет, несмотря на то, что по оценкам Фонда «Ресурсный центр малого предпринимательства» он составляет 40% от всех МСП и формирует существенный вклад в объем выручки малого и среднего бизнеса[18]. В общей системе предпринимательской деятельности особое место занимает малое предпринимательство. Оно в наибольшей мере соответствует сути рыночной экономики. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях. Наиболее общими критериальными показателями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота. Однако основным показателем является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Малому предпринимательству в России присущи некоторые особенности[19]: - совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности; - стремление малых предприятий к полной самостоятельности; - рисковый характер данного сектора экономики; - небольшой объем капитала на первой стадии жизненного цикла; - низкая доходность и высокая интенсивность труда; - поддержкой малых предприятий в основном является государственной прерогативой. В настоящее время органами государственной статистики регистрируется следующая динамика развития деятельности малого предпринимательства в РФ:
Таблица 1 – Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий[20]
При расчете показателя за 2002-2007 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г. Таким образом, на 1 января 2008 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1137,4 тыс., что на 10% больше, чем по состоянию на 1 января 2007г., а на 1 января 2009 г. составило 1367 тыс., что на 20% выше, чем предыдущий показатель. Усиление роли малого бизнеса в экономике зависит от увеличения количества малых предприятий и их сроков функционирования. С 2002 года развитие малого предпринимательства в России является стабильным, ежегодный прирост предприятий составляет в среднем 5%. Тем не менее по данным развитых стран, например в ЕС – на 1000 жителей приходится не менее 30 предприятий, а в России только 6[21]. Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект и является основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Сектор малого предпринимательства образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами, технологической, производственной и управленческой гибкостью малых предприятий все это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, а рыночной экономике, в свою очередь, придает повышенную мобильность и гибкость. Постоянный поиск меняющихся общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. В связи с тем, что малые предприятия строят свою деятельность прежде всего исходя из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса, то сложившаяся ситуация в стране выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности. Так же крайне неравномерно размещение этих малых предприятий на территории РФ. Эта тенденция представлена таблицами 2 и 3.
Таблица 2 – Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2009 г.[22]
На 1 января 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в среднем по стране достигло 199,1 единиц. Наиболее высокое число зарегистрированных МП на 100 тыс. человек действует в Северо-Западном федеральном округе – 232,6 единиц, что на 16,8% превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ – 232,2 единиц (на 16,6% выше общероссийского показателя). Необходимо отметить, что в малом бизнесе существуют как приоритетные, так и непопулярные направления экономической деятельности. Это по большей части связано как со спросом на определенные виды продукции так и с различными барьерами, возникающими на пути у предпринимателя. Соотношение видов экономической деятельности малых предприятий РФ представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1 – Виды экономической деятельности малых предприятий РФ по результатам 2007 г.(%) [23]
Согласно приведенным данным таблицы очевидно, что доминирует в малом бизнесе сектор торговли и ремонтных услуг 510,6 тыс. МП, а самыми неразвитыми являются образование и рыбоводческая отрасль – всего лишь 2,7 и 2,5 тыс. МП соответственно. Так же интересно проанализировать численность малых предприятий по субъектам РФ и видам их экономической деятельности за 2007 г. (таблица 3). В приложении 4 представлена диаграмма по числу малых предприятий по субъектам РФ и видам их экономической деятельности за 2005-2007 гг.
Таблица 3 – Число малых предприятий по субъектам РФ и видам экономической деятельности в 2007 г. (на конец года)[24]
Здесь очевидно, что по численности МП лидирует Центральный округ 374,3 тыс. предприятий, а доля предприятий этого округа, занимающихся торговлей и ремонтом составляет 46%. Непосредственно по Ростовской области просматривается так же положительная динамика, так в 2003 г. на ее территории действовало 24,2 тыс. малых предприятий, а на 1 января 2009 г. было зарегистрировано уже 73,3 тыс. В разрезе видов экономической деятельности малых предприятий Ростовской области сохраняется такое же распределение, как и в целом по РФ: больше всего МП сосредоточено в оптово-розничной торговле, на 1 марта 2009 года этот показатель равен 28,3 % от общего количества предприятий, зарегистрированных в Ростовской области[25]. Не смотря на очевидную тенденцию увеличения числа малых предприятий на территории РФ, по оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, сейчас малый бизнес генерирует около 15-17% ВВП, но этот показатель ниже в 3,33 раза, чем в экономиках развитых стран[26]. Хорошо известно, что в ряде экономически развитых стран малый предпринимательский бизнес дает свыше 20% валового внутреннего продукта, до 50% всех поступлений в государственный бюджет, обеспечивает около 70% общего числа рабочих мест[27]. Поэтому одной из важнейших функций государства по регулированию предпринимательской деятельности является разработка и реализация программы по поддержке малого предпринимательства. Именно этот сектор предпринимательства нуждается в особом отношении, поскольку представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |