Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Сущность понятий «прецедентный феномен», «прецедентное высказывание»



2019-12-29 542 Обсуждений (0)
I. Сущность понятий «прецедентный феномен», «прецедентное высказывание» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

О том, что такое прецедентные феномены, высказывались разные мнения. Ю.Е.Прохоров называет прецедентный феномен базовым, стереотипным ядром знаний на уровне этнической культуры, а не личности. В работе Д.Б.Гудкова, Л.П.Клобуковой, И.В.Михалкиной прецедентные феномены рассматриваются как эталоны национальной культуры, которые «с одной стороны отражают, а с другой – задают определенную ценностную парадигму и те модели поведения, которым рекомендуется /запрещается следовать». В центре нашего внимания национально-прецедентные феномены, которые отражают историю и культуру народа, национальный характер. Каждый народ отбирает только те прецедентные феномены, которые соответствуют его нравственным ценностям, мироощущению, мировосприятию и мировоззрению.

Человек в процессе речевого общения часто использует разного рода «готовые», не создаваемые в данной ситуации выразительные средства, начиная от фразеологизмов и кончая разного рода художественными текстами, при условии, что эти тексты известны собеседнику. Поэтому прецедентный феномен – в широком смысле -  текст, цитата, отрывок текста, часто употребляемый и имеющий для группы людей культурное, познавательное или эмоциональное значение, например: «Мужчина в полном расцвете сил», «Давайте жить дружно», «Не дай себе засохнуть» и др.

Мы предполагаем, что прецедентные феномены имеют не только национальную (этническую), но и социальную обусловленность: в разной социальной среде могут существовать свои прецедентные феномены, отличные от тех, что характерны для иных социальных слоев и групп.
Таким образом, разные социальные группы и соответствующие им культуры могут различаться репертуаром прецедентных феноменов, поэтому система прецедентных феноменов — это одно из средств постижения, представления и оценки действительности. Эффективное использование прецедентных феноменов способствует усилению воздействия текста, которое способно влиять на существующую в сознании собеседника картину мира, воздействует на оценку существующих реалий.

Тема: « Репертуар прецедентных высказываний в речи различных социальных групп».

Цель: определить, какие тематические группы прецедентных высказываний будут наиболее употребительными представителями разных поколений, разного уровня образования.

Задачи:          

1. Изучение научной литературы по вопросу.

2. Отбор и систематизация текстового материала, в котором встречаются наиболее частотные в устной речи прецедентные высказывания.

3. Проведение анкетирования и статистическая обработка его результатов.

Объект исследования: восприятие респондентами прецедентных феноменов, используемых в современной коммуникации.

Предмет исследования: использование прецедентных феноменов в живой устной речи.

Материалом для исследования послужили прецедентные феномены, обнаруженные в текстах, использованных в различных художественных/мультипликационных фильмах рассчитанных на массовую неспециализированную аудиторию: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Мадагаскар», «Иван Васильевич меняет профессию», «Каникулы в Простоквашино», «Кот Леопольд», «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и др.

Актуальность работы: Актуальность настоящего исследования связана с тем, что развитие теории интертекстуальности в ее применении к исследованию популярных высказываний, - это одно из перспективных направлений современной лингвистики. Необходимо дальнейшее изучение современных прецедентных высказываний с учетом роли различных языковых средств в их организации: такое изучение важно не только с точки зрения выражения авторского замысла, но и с точки зрения того, насколько воспринимающие способны понять авторский замысел. Комплексная характеристика прецедентных феноменов, зафиксированных в современных фильмах, поможет выявить существенные характеристики современного общения. Постижение закономерностей использования и репертуара прецедентных феноменов позволяет получить интересные данные как о концептуальной картине мира создателей подобных текстов, так и о том, в какой мере реальные зрители способны понимать смысл прецедентных феноменов, используемых в коммуникации.

Методы исследования:

1.Анализ художественных/мультипликационных фильмов на наличие прецедентных высказываний.

2. Экспериментальное социолингвистическое исследование.

Новизна исследования: В работе рассмотрена специфика восприятия прецедентных высказываний и текстов в современных фильмах, рекламе и сопоставлена степень известности респондентам различных видов прецедентных феноменов. С использованием количественных подсчетов охарактеризованы закономерности восприятия респондентами прецедентных феноменов в условиях предъявления указанных феноменов автономно (вне контекста). Сделан вывод о том, что большая часть респондентов правильно и полно понимает смысл конкретных прецедентных феноменов, используемых в современных фильмах.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что оно является еще одним этапом в постижении закономерностей организации современной коммуникации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в лексикографической практике (в том числе при подготовке специального словаря «Прецедентные феномены в современных художественных/мультипликационных фильмах»), Материалы работы  могут быть использованы в процессе подготовки  по дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении раздела «Стилистика русского языка»), а также при обучении русскому языку иностранцев.

 

I. Сущность понятий «прецедентный феномен», «прецедентное высказывание»

 

Прецедентные феномены – это явление культуры. Они входят в фонд исторической памяти социума (этноса). Национально-культурная память – это «кладезь сведений, эмоций, фактов, откуда мы в нашей повседневности и обыденности черпаем данные для ответа на сакраментальные вопросы: кто мы есть, откуда мы и куда идем; чем гордимся в своем прошлом и настоящем, а чего стыдимся; почему это так, а не иначе; и даже зачем все это. Это не история в чистом виде, а то, как прошлое представлено в нашей сегодняшней мысли и как оно вписывается в наши знания о современном мире». Знание национально-прецедентных феноменов есть показатель принадлежности к данной эпохе и ее культуре, тогда как их незнание, наоборот, есть предпосылка отторженности от соответствующей культуры и неполной включенности в культуру.

Состав прецедентных феноменов подвижен. Одни прецеденты устаревают и выпадают из употребления, другие приобретают дополнительные смыслы и таким образом способствуют появлению новых прецедентных феноменов. Развитие общества, смена моральных ценностей также влияют на изменения в составе прецедентных феноменов. Отметим, что раньше прецедентными становились имена, выражения, ситуации, связанные с учеными (Эйнштейн, Ломоносовпрецедентные имена, «Эврика!» - прецедентное высказывание), художественными произведениями и историческими событиями (Титаник –прецедентное имя, актуализирующее прецедентную ситуацию, Жанна Д’Аркпрецедентное имя).

Сегодня, с возросшей популярностью телевидения, прецедентными становятся скорее названия масштабных телевизионных проектов, фильмов, заглавия книг, имена политиков и общественных деятелей. Например, популярная во всем мире книга «Гарри Поттер», известное телевизионное шоу «Поле Чудес»,имена политиков, ставшие прецедентными – Чубайс, Жириновский, Садам Хусейн.

Этнокультурную специфику отражают прецедентные феномены, являющиеся поговорками, пословицами (Готовь сани летом, Пока петух не клюнул), или апеллирующие к народным и популярным песням «Пусть всегда будет мама» - слова из известной русской песни «Солнечный круг», «Подмосковные вечера» и т.д).

К числу источников происхождения национально-прецедентных феноменов относятся народно-юмористический жанр, фольклор, художественная литература, исторические события. Практически в каждой национальной литературе есть авторы, из произведений которых, имена персонажей, выражения и ситуации становятся прецедентными. В английской литературе - это, безусловно, У.Шекспир (прецедентные имена Отелло, Гамлет, Король Лир, Ромео и Джульетта;прецедентное выражение – «Быть или не быть?»). В русской литературе – это А.С.Пушкин (Руслан и Людмила – прецедентные имена;«Родила царевна в ночь то ли сына, то ли дочь» - прецедентное высказывание и т.д), Н.В.Гоголь(Чичиков, Хлестаков, Плюшкин прецедентные имена; «К нам едет Ревизор» - прецедентное высказывание), А.С.Грибоедов(Фамусов, Чацкий прецедентные имена и т.д.).

Большую группу составляют прецедентные феномены из сказок. Сказка – один из самых распространенных, практически универсальных фольклорных жанров. Сказка является своеобразной историей и сокровищницей народной мудрости. Как проявление народной культуры, сказка содержит в себе специфичные для каждого этноса сюжеты, образы и ситуации, что находит выражение в именах действующих лиц, названиях животных и растений, месте действия, в самобытных традиционных языковых формулах. Сказочные сюжеты, образы и ситуации, имеющие разное национально-специфическое оформление, повторяются от поколения к поколению, интерпретируются народами, что делает их универсальными прецедентами, т.е. известными любому современному индивиду. К ним относятся Золушка, Спящая Красавица, Гадкий Утенок, Карлсон, Алеша Попович, Илья Муромец и т.д. Именно универсальность фольклорной сказки как жанра составляет то общее, на фоне которого особенно наглядно предстают национально обусловленные различия в мировосприятии. Национальный характер сказок каждого этноса определяется его бытом, обрядами, условиями труда, фольклорными традициями, особым поэтическим взглядом на мир и т.д.

Другим источником национально-прецедентных феноменов является кинематография, включая мультипликацию. Эти прецеденты популярны. Данная группа прецедентных феноменов постоянно пополняется. Этому, несомненно, способствуют актуальность поставленной проблемы, высокий профессионализм режиссера и талантливая игра актеров, а также зрелищность картины. Среди них и названия известных российских кинолент: «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы, или С легким паром!»,«Турецкий гамбит», «Ночной дозор», «Дневной дозор»,«Бригада»; американские фильмы – «Терминатор», «Звездные войны», «Тарзан»; названия мультипликационных фильмов – «Том и Джерри», «Чип и Дейл»; имена героев фильмов – Джеймс Бонд,Шурик, Жеглов; имена мультипликационных героев – Леопольд, Винни - Пух и т.д.

Прецедентные высказывания -  законченный продукт речемыслительной деятельности, сложный знак, сумма значений которого не равна его смыслу. К ним относят: цитаты (фрагмент текста литературного произведения), название произведения, полное воспроизведение текста (художественного произведения, песни, кинофильма) представленное одним или несколькими высказываниями («Женщина – друг человека», «Только без рук!», «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица») 

Прецедентные высказывания называют также языковыми афоризмами. К ним   также относят:

1) пословицы и поговорки (устные краткие изречения, восходящие к фольклору), крылатые слова образные выражения из литературных источников, изречения исторических лиц;

2) призывы, девизы, лозунги, рекламные слоганы («Учиться, учиться, еще раз учиться!», «Свобода, равенство, братство», «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»)

Прецедентные высказывания часто встречаются на страницах СМИ, ими пестрит неофициальная речь носителя языка, их часто применяют писатели и журналисты в заголовках.

Функция использования прецедентного высказывания — придание дополнительной экспрессии тому, что хочет выразить автор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, помогают найти путь к сердцу слушателя, завоевать его расположение и уважение.

Обобщим сказанное выше:

1. Национально-прецедентные феномены отражают историю и культуру народа, специфику национального характера. Каждый народ отбирает только те прецедентные феномены, которые соответствуют его нравственным ценностям, мироощущению, мировосприятию и мировоззрению.

2. Развитие общества, смена моральных ценностей влияют на изменения в составе прецедентных феноменов. Репертуар прецедентных феноменов зависит от социально-экономических, политических условий существования коммуникации.

3. Источниками прецедентных феноменов чаще всего становятся фильмы, художественные произведения, которые можно назвать «культовыми». Такие прецедентные высказывания настолько глубоко проникают в массовое сознание, что активно употребляются в окружающей реальности.

 

 



2019-12-29 542 Обсуждений (0)
I. Сущность понятий «прецедентный феномен», «прецедентное высказывание» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Сущность понятий «прецедентный феномен», «прецедентное высказывание»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)