Краткая характеристика организации
Открытое Акционерное Общество «Пензмаш» учреждено в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 05.06.1992г. Общество создается на базе Акционерного Общества открытого типа «Пензмаш», является правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного АО, в том числе прав пользования землей и др. природными ресурсами. Фирменное наименование общества: открытое акционерное общество «Пензмаш». Место нахождения общества: РФ, 440052, г. Пенза, ул. Баумана, 30. Согласно Устава уставный капитал общества составляет 212000 (двести двенадцать тысяч) рублей (Приложение 1- Приложение 2). Рассмотрим динамику развития ОАО «Пензмаш» за 2006-2008гг. (таблица 2).
Таблица 2. Динамика развития ОАО «Пензмаш» за 2006-2008г.г.
Продолжение таблицы 2
В 2008 году произошло сокращение численности работников на 400 человек по сравнению с 2006 годом. Рост активов предприятия произошел вследствие увеличения внеоборотных активов на 687 тыс.руб., и оборотных активов на 63246 тыс.руб. Наращивание активов произошло преимущественно за счет заемных источников (+9810 тыс.руб.), поскольку собственные средства предприятия в 2008 году уменьшились на 57153 тыс.руб. Рост прибыли в 2008 году на 32763 тыс.руб. по сравнению с 2006 годом обусловлен ростом реализуемой продукции (+155891 тыс.руб.) и соответственно увеличением рентабельности продаж.
Использование метода директ-костинг в ОАО «Пензмаш» Действенным рычагом увеличения прибыльности в управлении себестоимостью продукции ОАО «ПЕНЗМАШ» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения. Однако оптимальной базы распределения не существует, что можно показать на следующем примере. Введем условные обозначения (таблица 3)
Таблица 3. Условные обозначения продукции ОАО «ПЕНЗМАШ»
Рассмотрим случай распределения предприятием косвенных затрат (таблица 4) пропорционально зарплате основных производственных рабочих (ОПР). Таблица 4. База распределения — зарплата ОПР
Из таблицы видим, что наиболее выгодным является продукт № 2, а продукт № 3 следует снять с производства. Теперь рассмотрим случай использования в качестве базы распределения прямых материальных затрат (таблица 5). Таблица 5. База распределения — прямые материальные затраты
Продукт № 3 при втором варианте распределения косвенных затрат перешел из убыточного в разряд прибыльных. Из приведенных расчетов видно, что рентабельность продуктов изменяется в зависимости от базы распределения, а это не позволяет принимать верные стратегические решения. Решение 1. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прекращение производства неприбыльного сегмента. Данный метод основан на определении степени выгодности отдельных видов продукции по отношению суммы маржинального дохода (цена минус переменные затраты) к выручке (в процентах). Вид продукции с наибольшим значением этого отношения является наиболее выгодным. Метод также включает анализ последствий прекращения деятельности неприбыльного сегмента. Необходимо учитывать эффект изменения прибыли при принятии такого решения. Пример 2. ОАО «ПЕНЗМАШ»рассматривает возможности увеличения прибыльности за счет оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. Бухгалтерией предоставлены следующие данные: Таблица 6. Показатели деятельности ОАО“ПЕНЗМАШ”
Дополнительная информация: а) постоянные расходы распределены пропорционально расходам на зарплату ОПР; б) постоянные расходы, которые можно напрямую отнести на виды выпускаемой продукции: продукт 1 — 100 тыс.руб., продукт 2 — 180 тыс.руб., продукт 3 — 210 тыс.руб., продукт 4 — 300 тыс.руб. То есть на основании информации финансового учета каждый здравомыслящий руководитель примет решение о сокращении производства продукта 3, как убыточного, и продукта 4, как малоприбыльного. Рассмотрим результаты подобного сокращения (таблица 7). Таблица 7. Показатели деятельности ОАО «ПЕНЗМАШ» после сокращения ассортимента.
Получается, что в результате сокращения убыточных видов продукции вместо желаемого уменьшения мы получили увеличение убытков на 24 тыс. руб Однако, если рассмотреть данную ситуацию с использованием управленческого учета и маржинального метода учета затрат, можно увидеть следующее (таблица 8). Таблица 8. Показатели деятельности ОАО «ПЕНЗМАШ» после использования маржинального метода учета затрат
Из таблицы видно, что сокращать необходимо продукт 4, а продукт 3 необходимо оставить в портфеле продуктов компании. Результаты расчетов представлены в таблице 9. Таблица 9. Показатели деятельности ОАО «ПЕНЗМАШ» после снятия с производства продукта.
В результате, мы получили сокращение убытков на 126 тыс.руб. То есть разница в принятии решений на основе управленческого и финансового учета в данной ситуации равна экономии средств владельцев компании в размере 150 тыс. руб. Решение 2 . Определение ассортимента продукции с учетом лимитирующего фактора Для максимизации прибыли важно сконцентрировать производство на тех видах продукции, которые приносят максимальную маржинальную прибыль на единицу дефицитного ресурса (материалов, квалифицированной рабочей силы, производительности оборудования, производственных площадей и т. п.). Пример 3 . Введем дополнительно в рассмотрение ещё 5 видов продукции (таблица 10). В прогнозируемом периоде основной производственный персонал может отработать только 2 000 чел./часов. Считается, что на данном предприятии прямые затраты равняются переменным, а постоянные — косвенным (база распределения косвенных затрат — прямая заработная плата).
Таблица 10
Таблица 11. Показатели деятельности завода за октябрь 2006 г.
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Продукт 5 | Итого | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Количество произведенной продукции | 6 | 11 | 10 | 200 | 26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Цена продажи, тыс.руб | 2441 | 522 | 128 | 167 | 1 687 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Объем реализации | 14 646 | 5 742 | 1 280 | 33 400 | 43 862 | 98 930 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На единицу: |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Прямые материальные затраты, тыс.руб | 551 | 143 | 52 | 62 | 595 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Прямая заработная плата, тыс.руб | 41 | 13 | 7 | 10 | 58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На объем: |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Материальные затраты, тыс.руб | 3 306 | 1 573 | 520 | 12 400 | 15 470 | 33 269 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Заработная плата, тыс.руб | 246 | 143 | 70 | 2 000 | 1 508 | 3 967 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Косвенные затраты, тыс.р | 620,1 | 360,5 | 176,5 | 5041,6 | 3 801,4 | 10 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Общие затраты, тыс.руб | 4 172,1 | 2 076,5 | 766,5 | 19 441,6 | 20 779,4 | 47 236 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль, тыс.руб | 10 473,9 | 3 665,5 | 513,5 | 13 958,4 | 23 082,6 | 51 694 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рентабельность, % | 71,5% | 63,8% | 40,1% | 41,8% | 52,6% | 52,25 % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество чел/часов для изготовления единицы продукции | 21,66 | 7,9 | 1,68 | 5,33 | 28,6 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приоритеты | 1 | 2 | 5 | 4 | 3 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В планируемом периоде (ноябрь 2008) существует следующее предположение по максимальному спросу на виды продуктов: продукт 1 — 10, продукт 2 — 20, продукт 3 — 64, продукт 4 — 259, продукт 5 — 26 штук.
Определим количество чел./часов работы основных производственных рабочих, необходимое для производства и удовлетворения максимального спроса (табл. 15).
Таблица 15. Количество чел/часов работы ОПР, требуемое для производства продукции, удовлетворяющей максимальный спрос.
Виды продукции | Расчет | Всего чел/часов |
Продукт 1 | 21,66 * 10 | 216 |
Продукт 2 | 7,9 * 20 | 158 |
Продукт 3 | 1,68 * 64 | 107 |
Продукт 4 | 5,33 * 259 | 1380 |
Продукт 5 | 28,6 * 26 | 743 |
Итого: | 2604 |
Понятно, что для полного удовлетворения спроса на весь ассортимент выпускаемых товаров у нас не хватает ресурсов, а именно, квалифицированной рабочей силы. Если принимать решения на основе рентабельности видов продукции по данным финансового учета, то для получения ожидаемого максимального финансового результата можно сформировать следующий план производства (таблица 16).
Таблица 16. План производства для получения максимального финансового результата.
Виды продукции | Количество чел/часов | Максимальное кол-во продукции |
Продукт 1 | 216,6 (10*21,66) | 10 |
Продукт 2 | 158 (7,9*20) | 20 |
Продукт 5 | 743,6 (28,6*26) | 26 |
Продукт 4 | 881,8 (2000 - 1118,2) | 165 |
Продукт 3 | — | — |
Итого | 2000 | 221 |
Теперь рассмотрим результат подобного решения (таблица 17).
Таблица17. Показатели деятельности завода после внедрения нового плана производства
Показатели | Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 | Продукт 4 | Продукт 5 | Итого |
Количество | 10 | 20 | — | 165 | 26 | |
Цена продажи, тыс.руб. | 2 441 | 522 | 128 | 167 | 1 687 | |
Выручка, тыс.руб. | 24 410 | 10 440 | 0 | 27 555 | 43 862 | 106 267 |
На единицу: | ||||||
Прямые материальные затраты, тыс.руб. | 551 | 143 | 52 | 62 | 595 | |
Прямая заработная плата, тыс.руб. | 41 | 13 | 7 | 10 | 58 | |
На объем: | ||||||
Материальные затраты, тыс.руб. | 5 510 | 2 860 | 0 | 10 230 | 15 470 | 34 070 |
Заработная плата, тыс.руб. | 410 | 260 | 0 | 1 650 | 1 508 | 3828 |
Косвенные затраты, д тыс.руб. | 10 000 | |||||
Общие затраты, тыс.руб. | 47 898 | |||||
Прибыль, тыс.руб. | 58 369 |
Как видим, общая прибыль составила 58 369 тыс.руб. Рассмотрим теперь оптимизацию ассортимента на основании маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора и попытаемся расставить приоритеты по этому показателю (таблица 18).
Таблица 18. Оптимизация ассортимента на основании маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора
Показатели | Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 | Продукт 4 | Продукт 5 |
1.Маржинальный доход на ед. продукции | 1849 | 366 | 69 | 95 | 1034 |
2.Количество чел/часов для производства ед. продукции | 21,66 | 7,9 | 1,68 | 5,33 | 28,6 |
3.Маржинальный доход на 1 чел/час | 85,36 | 46,33 | 41,07 | 17,82 | 36,15 |
4. Приоритеты | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
В соответствии с приоритетами составим производственный план (таблица 19).
Таблица 19. Производственный план с учетом приоритетов
Виды продукции | Количество чел/часов | Максимальное кол-во продукции |
Продукт 1 | 216,6 (10 * 21,66) | 10 |
Продукт 3 | 107,52 (64*1,68) | 64 |
Продукт 2 | 158 (7,9*20) | 20 |
Продукт 5 | 743,6 (28,6 * 26) | 26 |
Продукт 4 | 774,28 (2000 - 1225,72) | 145 |
Баланс | 2 000 | 265 |
В результате выполнения плана мы получим следующие результаты (таблица 20).
Таблица 20. Показатели деятельности завода после выполнения плана производства
Показатели | Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 | Продукт 4 | Продукт 5 | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество | 10 | 20 | 64 | 145 | 26 | |
Цена продажи, тыс.руб. | 2 441 | 522 | 128 | 167 | 1 687 | |
Выручка | 24 410 | 10 440 | 8 192 | 24 215 | 43 862 | 111 119 |
На единицу : | ||||||
1.Прямые материальные затраты, тыс.руб. | 551 | 143 | 52 | 62 | 595 | |
2.Переменная заработная плата, тыс.руб. | 41 | 13 | 7 | 10 | 58 | |
3.Общие переменные затраты, тыс.руб. | 592 | 156 | 59 | 72 | 653 | |
4.Маржинальный доход | 1 849 | 366 | 69 | 95 | 1 034 | |
Общий маржинальный доход, тыс.руб. | 18 490 | 7 320 | 4 416 | 13 775 | 26 884 | 70 885 |
Косвенные затраты, тыс.руб. | 10 000 | |||||
Прибыль, тыс.руб. | 60 885 |
Исходя из этого плана, мы получим 60 885 тыс.руб.. прибыли, что на 2516 тыс.руб. больше, чем по решению, принятому на основе данных финансового учета. Рассмотрение последних двух примеров показывает, что управленческий учет является одним из рычагов увеличения прибыльности предприятия. Результаты внедрения системы управленческого учета наряду с постановкой управления предприятием по четко поставленным целям, построением оптимальной организационной структуры, где каждый сотрудник твердо знает свои задачи, полномочия и ответственность, на одном из предприятий отрасли машиностроения показаны на гистограмме (рис. 5).
Эффект достигнут за счет принятия верных управленческих решений на основе маржинального метода учета затрат по следующим вопросам:
- оптимизации ассортимента выпускаемой продукции (увеличение доли более выгодного продукта);
- экономическому обоснованию скидок за счет увеличения объема продаваемых продуктов;
- обоснованию возможности принятия специального заказа по цене ниже нормальной рыночной;
- принятию верных решений по капитальным вложениям.
|
Система "директ-костинг" основана на учете и калькулировании неполной, ограниченной себестоимости. В данном случае себестоимость включает затраты прямые или переменные, то есть зависящие от изменений объема производства. Она калькулируется на основе производственных расходов, связанных с выпуском данной продукции (выполнением работ, оказанием услуг), даже если они в отдельных случаях носят косвенный характер. Несмотря на различную полноту включения в себестоимость разных видов расходов, общим в данном случае является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической природе составляют часть текущих издержек (но являются не переменными, а постоянными расходами), не включаются в себестоимость, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости (система учета переменных затрат, или "директ-костинг"). Разница между выручкой от продажи и неполной себестоимостью, исчисленной по системе "директ-костинг", образует маржинальный доход.
Применяя систему "директ-костинг", систему учета сумм покрытия или маржинального дохода, можно оперативно вскрывать взаимосвязь между объемом производства, затратами (себестоимостью), выручкой, прибылью, маржинальным доходом. Эту взаимосвязь можно отслеживать и графическим путем, и аналитическим. При графическом анализе строится так называемый график точки критического объема производства, такого его объема, при котором выручка от продажи продукции равна ее полной себестоимости. Из этого определения точки критического объема производства (К) выводится формула ее расчета:
где Зпост. - величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;
Мд изд.- величина маржинального дохода на единицу продукции (как разница между ценой реализации единицы продукции и величиной ее себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).
Для обеспечения необходимых аналитических расчетов ведут раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОАО «ПЕНЗМАШ»
Анализ практики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на ОАО «ПЕНЗМАШ» позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, действующая система внутрихозяйственного планирования, учета, контроля и анализа на ОАО «ПЕНЗМАШ» не отвечает всем требованиям рынка. Это объясняется тем, что на большинстве ОАО «ПЕНЗМАШ» учет не отвечает в должной степени требованиям оперативности. Основную информацию руководство получает из месячной или квартальной отчетности, содержащей информацию о свершившихся фактах хозяйственных операций, не дающей возможности принимать своевременные управленческие решения.
Во-вторых, не соответствует рыночным требованиям организация учета затрат на производство и недостаточно детализированный аналитический учет приводит к невозможности всестороннего контроля за затратами и проведения факторного анализа затрат, анализа зависимости "затраты - объем - прибыль".
В-третьих, нормативные (плановые) затраты основных материалов, комплектующих изделий, на ОАО «ПЕНЗМАШ», а также затраты на оплату труда, рассчитываются на основании фактических затрат по этим элементам. В результате исчисление нормативной себестоимости продукции производится с учетом фактических затрат, а не из установленных норм.
В-четвертых, принцип включения в себестоимость затрат путем их распределения между продуктами не подходит для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства ОАО «ПЕНЗМАШ» состоит из нескольких различных технологических операций (функций, процессов).
И, наконец, отсутствует действенная управленческая система учета и анализа затрат, предоставляющая всю необходимую информацию для принятия рациональных (оптимальных) оперативных и стратегических управленческих решений.
Необходимым условием формирования адекватной учетно-аналитической системы является разработка управленческой системы учета и анализа затрат, представляющей собой упорядоченную систему сбора и регистрации информации о затратах и результатах по процессам, по данным которых возможно осуществление контрольно-аналитических задач, и способствующей принятию обоснованных управленческих решений. В основе этой системы лежит концепция учета затрат по процессам и видам деятельности, то есть управленческой системы учета и анализа затрат, обеспечивающей информацией систему управления затратами в конкретном ОАО «ПЕНЗМАШ». Целевое калькулирование является качественно спроектированной управленческой системой учета и анализа затрат, которую можно использовать в стратегических целях, и, главное, что важно для ОАО «ПЕНЗМАШ» - это наличие системы, осуществляющей оценку исполнения вдоль всей цепочки ценностей. Если подходить с позиции рынка транспорта, то в выше приведенных формулах можно выделить две условные константы: цена реализации и желаемая или целевая прибыль. Как было сказано ранее, на продукцию ОАО «ПЕНЗМАШ» цены согласуются с "государством" и, при этом, должен учитываться в ценообразовании "средний уровень рентабельности" в транспортном машиностроении. Следующая таблица наглядно демонстрирует использования традиционного подхода к ценообразованию и целевого калькулирования единицы продукции на ОАО «ПЕНЗМАШ» (Табл. 21). В управленческом учете возникают две проблемы: доказательное обоснование себестоимости продукта ОАО «ПЕНЗМАШ», на основе справедливой стоимости потребленных ресурсов, и корректировка оцененной целевой себестоимости троллейбуса. Система доказательного обоснования целевой себестоимости должна базироваться на структуре рыночных цен на потребляемые ресурсы, т.е. на справедливой их стоимости.
Таблица 21. Сравнительная характеристика калькуляционных подходов в ценообразовании на продукцию ОАО «Пензмаш»
№№ п/п | Наименование статей | Сумма, тыс.руб. | Удельный вес, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
Традиционный подход к ценообразованию на продукцию ОАО «ПЕНЗМАШ» | |||
1. | Себестоимость единицы продукции | 1610 | 92,0 |
2. | Рентабельность продаж | 140 | 8,0 |
3. | Цена продажи без НДС (цена предложения) | 1750 | 100,0 |
4. | НДС 18% | 315 | - |
5. | Итого цена продажи с НДС | 2065 | - |
Целевая цена продажи без НДС | |||
6. | Цена покупки без НДС (цена спроса) предприятий городского транспорта | 1700 | 100,0 |
Использование целевого калькулирования в процессе ценообразованию на продукцию ОАО «ПЕНЗМАШ» | |||
1. | Цена продажи без НДС | 1700 | 100,0 |
2. | Целевая прибыль (рентабельность продаж) | 136 | 8,0 |
3. | Целевая себестоимость единицы продукции | 1564 | 92,0 |
4. | Сокращение себестоимости единицы продукции | -46 | -2,7 |
Ключевым вопросом использования информации о затратах внутри предприятия является применение альтернативных методов оценки исходных ресурсов, используемых в процессе производства конечного продукта.
Так, МСФО затрагивают сферу регламентации исключительно финансового учета и финансовой отчетности, оставляя форму, технику и методы производственного (управленческого) учета на усмотрение конкретных предприятий. То, что КМСФО не занимается регламентацией производственного учета, вполне объяснимо, поскольку разработать Положения по учету, контролю затрат и калькулированию себестоимости для предприятий многих десятков отраслей и сотен подотраслей - дело исключительно сложное и трудоемкое.
Между тем, унифицировать состав и содержание отчетных показателей намного легче и проще, тем более что существует реальная необходимость унификации показателей финансовой отчетности, интересующих многочисленных пользователей учетной информации, - это и акционеры предприятий, и поставщики, и покупатели, и кредитные учреждения, и страховые компании, и правительственные органы в лице налоговой и статистической служб. Что касается производственного (управленческого) учета, то для внешних пользователей информации он представляет интерес главным образом в вопросах величины себестоимости произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а также влияния этой себестоимости на массу прибыли и уровень рентабельности.
Концепция "справедливой стоимости" - это наиболее рыночно ориентированные системы бухгалтерских стандартов МСФО и US GAAP, нацеленных на расширение использования справедливой стоимости как учетной категории. Поэтому, мы считаем, что ресурсы, оцененные по справедливой стоимости, отражают не только сложившийся уровень цен на рынке, но могут служить основой для оценки "целевой себестоимости" продуктов ОАО «ПЕНЗМАШ». Вторую проблему, возникающую при разработке управленческой системы учета и анализа затрат в транспортном машиностроении, - корректировку целевой себестоимости, целесообразно развить на две части: 1) корректировка целевой себестоимости на уровне разработки проекта, исходя из достигнутого соглашения цен; 2) корректировка себестоимости в системе сокращения затрат. Первая часть проблемы имеет больше технический аспект, чем учетный. Поэтому, в нашем исследовании, мы остановились на ее второй части. В этом направлении нам представилось интересным рассмотреть систему "кайзен-костинг".
"Кайзен костинг" своим предназначением в качестве метода сокращения затрат напоминает целевое калькулирование. Различие состоит в том, что эта система нацелена на сокращение затрат на производственной стадии полного жизненного цикла продукта.
Основное отличие системы калькулирования для непрерывного совершенствования от метода калькулирования целевой себестоимости состоит в том, что у последнего значительно больше возможностей для реализации изменений, так как он применяется на более раннем этапе жизненного цикла продукта. Норма целевого сокращения затрат представляет собой отношение запланированной суммы сокращения затрат к базовым затратам. Этот коэффициент применяется в течение установленного периода времени по отношению ко всем переменным затратам. На его основе рассчитываются целевые суммы сокращения затрат отдельно по материалам, компонентам, прямому и косвенному труду и другим переменных затратам. Затем, менеджмер сравнивает суммы фактически достигнуто сокращения по всем видам переменных затрат с заданным
2019-12-29 | 39496 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Краткая характеристика организации |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы