Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике



2019-12-29 369 Обсуждений (0)
Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике 0.00 из 5.00 0 оценок




Потерпевший преступление защита


 

За последние пять лет общее количество зарегистрированных преступлений выросло в России в два с лишним раза по сравнению с предыдущей "пятилеткой". Материальный ущерб от этих преступлений увеличился троекратно. Ежегодно жертвами преступлений становятся до 4 миллионов человек. Приводя эти тревожные показатели, следует иметь в виду, что речь идет лишь о данных официальной статистики, не учитывающей латентную преступность. Между тем, по оценкам экспертов, на одно зарегистрированное преступление в России приходится четыре незарегистрированных.

Проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60 процентов лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверены в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказалась от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще.[11]

Одним словом, потерпевшие весьма слабо верят в эффективность и справедливость правосудия, в его способность защитить их права и изобличить преступников. Защита прав потерпевших в уголовном судопроизводстве регламентируется Федеральным законом от 20.08.04 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", вступившим в силу 1 января 2005 года. Законом установлены принципы осуществления и виды государственной защиты потерпевших, включающие меры обеспечения их безопасности и социальной поддержки, определены как порядок применения этих мер, так и органы, за них ответственные. Все бы хорошо, но только на практике указанный закон фактически не работает. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.06 N 200 в целях реализации указанного закона утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы". Разработаны основные мероприятия программы и механизм их исполнения, распределены затраты между ее участниками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.06 N 630 утверждены Правила, регулирующие применение отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В приложениях к Правилам содержатся формы постановления об избрании меры безопасности, уведомления об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица и предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении него мерах безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 664 утверждены Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты. Правила определяют размеры и порядок выплаты единовременных пособий защищаемым лицам, а в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве - членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.07 N 134 утверждены Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Правила устанавливают порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты защищаемых лиц, включая основания для защиты сведений и порядок действий органов, осуществляющих меры безопасности, по защите конфиденциального характера сведений.

В настоящее время МВД России разрабатывается проект приказа о создании специальных подразделений, уполномоченных на применение мер безопасности, а также о порядке применения мер безопасности данными подразделениями министерства. Пока же такие подразделения есть всего в нескольких субъектах Российской Федерации.

К сожалению, целый ряд положений перечисленных выше правительственных постановлений не соответствует требованиям практики и не способствует повышению эффективности государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Кроме того, следует отметить, что, не располагая ни достаточным финансированием, ни практическими навыками применения защитных мер, предусмотренных законом, сотрудники правоохранительных органов крайне редко прибегают к таким способам защиты охраняемых лиц, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, изменение места работы или учебы и др.

Следует отметить, что перечень объектов, которые согласно закону нуждаются в защите, также является неполным, поскольку противоправное посягательство может быть направлено не только на жизнь, здоровье и имущество, но также на честь и достоинство защищаемых лиц. В качестве основания для применения мер безопасности закон устанавливает лишь «...угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями». Если же воздействие на потерпевшего выражается в формах давления, которые формально не содержат состава противоправных действий, применение мер безопасности невозможно. Между тем таким воздействием может являться, например, демонстративное преследование потерпевших и свидетелей на улицах, их фотографирование незнакомыми лицами, появление рядом с их домом автомашин с людьми подозрительной внешности и т.д.

 

6. Международные правовые документы

 

Отметим, что важным международным актом - Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 29.11.85, установлено: жертвой преступления считается не только тот, кому причинен материальный, моральный или физический вред, но и тот, чьи основные права человека нарушены в результате незаконного действия или бездействия. В соответствии с п. 2 Декларации человек признается жертвой правонарушения независимо от того, был ли найден и осужден правонарушитель.

Другой важный международный правовой документ, защищающий права потерпевших - Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, принятая в 1983 году. Эта конвенция устанавливает, что:

Государство возмещает убытки, когда не может быть обеспечено их возмещение из других источников:

 1) тем, кто из-за умышленных насильственных преступлений понесли серьезный урон физическому состоянию или здоровью;

2) тем, кто находился на иждивении погибших в результате такого преступления (ст. 2).

Компенсация должна покрывать по крайней мере:

а) потерю дохода;

б) затраты на медикаменты;

в) затраты на похороны;

г) алименты, содержание иждивенцев (ст. 3).

В дальнейшем государство может получить с виновного компенсацию вместо потерпевшего, которому оно выплатило компенсацию.

 


Заключение

На основании вышеизложенного можно сказать, что потерпевший — это гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Моральный вред может быть выражен в оскорблении, унижении чести и достоинства, причинении нравственных страданий, вызванных совершением преступления. Это может быть дискредитация, подрыв авторитета какого-либо учреждения, организации (юридического лица). Физический вред состоит в причинении гражданину телесных повреждений вызвавших расстройство здоровья, физических страданий. Имущественный вред (ущерб) означает лишение гражданина принадлежащих ему материальных благ, имущества, ценностей, денег. Одним преступлением может быть причинено несколько видов вреда.Поскольку нормы уголовного закона предусматривают ответственность за причинение вреда непосредственно преступлением, потерпевшим признается лишь лицо, которому причинен такой вред. Потерпевший – это физическое или юридическое лицо. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда. По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего имеют его близкие родственники (ст. 53 УПК). Близкие родственники — это родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (п. 9 ст. 34).Права потерпевших от преступления защищены такими международными правовыми договорами, как Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и Европейской Конвенцией о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений.
Список использованной литературы:

 

Нормативные акты и официальные документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. №237, 25.12.1999.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954

3. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» //Российская газета, 27.05.2008 № 4676

4. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (принят ГД ФС РФ 31.07.2004)

Монографии

1. Дагель П. С. Потерпевший от преступления. Владивосток, 1974. – 241 с.

2. Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974. – 395 с.

3. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1975. – 198 с.

4. Музеник А.К. Потерпевший (жертва преступления) и уголовное правоотношение (в порядке обсуждения): Томск, 2002. – 259 с.

5. Огурцов Н.А. Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве. Рязань, 1977. – 351 с.

6. Протченко Б.А. Потерпевший как субъект уголовных правоотношений., М., 2004. – 358 с.

Периодическое издание

1. Загородников Н.И. Демократизация советского общества и проблемы науки уголовного права // Сов. гос-во и право. 1990. № 12.

2. Лакеев А.А. Потерпевший от преступления: Уголовно-правовой аспект//Человек: преступление и наказание. 1995. № 1.

3. Останина В.В.. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве. Вестник ТГПУ. 2006. № 23.

4. Франк Л.В. О виктимологических исследованиях Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. 1971. № 3

 


[1] Л. В .Франк.О виктимологических исследованиях // Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. 1971. № 3-4. С. 8.

[2] Протченко Б.А. Потерпевший как субъект уголовных правоотношений., М., 2004. – С. 74.

[3] Дагель П. С. Потерпевший от преступления. Владивосток, 1974. – С. 61.

[4] Лакеев А.А. Потерпевший от преступления: Уголовно-правовой аспект//Человек: преступление и наказание. 1995. N 1. С. 24-25.

[5] Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1975. – С. 37.

[6] Музеник А.К. Потерпевший (жертва преступления) и уголовное правоотношение (в порядке обсуждения): Томск, 2002. – С. 3-6.

[7] Загородников Н.И. Демократизация советского общества и проблемы науки уголовного права // Сов. гос-во и право. 1990. № 12. – С. 52.

[8] Огурцов Н.А. Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве. Рязань, 1977. – С. 27.

[9] Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974. – С. 21-22.

[10] В.В. Останина. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве. // Вестник ТГПУ. 2006.№ 23. – С. 8.

 

[11] Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» //Российская газета, 27.05.2008 № 4676



2019-12-29 369 Обсуждений (0)
Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)