КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ
Количественная теория уходит своми корнями в 16 век. В то время в Европе значительно увеличился объём драгоценных металлов, прежде всего за счет золота и серебра, привезённого из Нового света. Это вызвало так называемую «революцию цен» — резко возрос уровень цен на товары. По этой причине ранние представители количественной теории Д. Юм и другие сделали вывод о том, что меркантилисты ошибались в своём убеждении, что накопление драгоценных металлов увеличивает богатство нации. Напротив, рост запасов золота и серебра приводит к их обесцениванию и последующему повышению цен на товары. Реальное богатство нации может нкапливаться только путём развития промышленного производства. Количественную теорию денег развивали Д. Юм, Д. Рикардо, И. Фишер. Эта теория основывается на утверждении о том, что единственный фактор формирования цен – это количество денег в обращении. Основатель количественной теории Д. Юм в своём знаменитом трактате «О деньгах» (1752 г.) определил их вполне традиционно: «Очевидно, что деньги — не что иное, как представитель труда и товаров и служит лишь как метод их измерения и оценки». Его работа получила широкую известность благодаря обяснению взаимосвязи между деньгами и ценами. Основная идея Д. Юма заключаласьв том, что изменения товарных цен определяются колебаниями количества денег в обращении. И эта зависимость отнюдь не пропорциональна. Рост производства сам по себе требует увеличения количества денег в обращении. Изменение их количества не вызывает перманентного повышения цен, а взаимное влияние друг на друга требует времени. Основные положения классической количественной теории: 1. Любые формы денег лишены внутренней стоимости. 2. На стоимость любых форм денег и уровень товарных цен влияет количество денег в обращении: с увеличением количества денег их стоимость уменьшается, а цены на товары растут, и наоборот. 3. Главная функция денег - функция средства обращения. 4. Роль денег в экономике лишь посреднеческая, они не оказывают заметного самостоятельного влияния на воспроизводство. Это объясняется тем, что увеличение количества денег в обращении пропорционально увеличивает абсолютный уровень цен, но никак не влияет на относительные цены, т. е. на меновые пропорции при обмене товаров. Большой вклад в количественную теорию денег внёс американский экономист И. Фишер, разработавший т.н. транзакционный вариант этой теории и её упрощенную модель – «уравнение обмена»:
M*V=P*Q (1)
где М — количество денег в обращении; V — скорость оборота денег; Р — уровень цен; Q — уровень реального объема производства. По сути, уравнение (1) представляет собой тождество, т.к. обе его части являются выражением одной и той же величины - суммы денежных платежей за товары и услуги за определенный период времени. Анализируя взаимосвязи, выраженные уравнением обмена, Фишер рассматривал V и Q а качестве достаточно постоянных в краткосрочном периоде величин. По его мнению, скорость оборота денег зависит только от организационной структуры платёжной системы и технологий расчётов, которые изменяются очень медленно, а объем реального производства неизменен по причине того, что рыночной экономике присуще полное использование всех производственных ресурсов. Таким образом, из уравнения обмена можно сделать вывод о том, что уровень цен зависит только от количества денег в обращении. Позднее было доказано влияние скорости оборота денег также на процесс ценообразования, так как она не является постоянной величиной и может ощутимо изменяться и в долгосрочной, и в краткосрочной перспективе. Поэтому зависимость между денежной массой и уровнем цен уже не рассматривается как прямолинейная и жёсткая, допускается также возможность и определенного обратного воздействия. Также с транзакционным вариантом количественной теории И. Фишера довольно широко известен кембриджский вариант этой теории (она же «теория кассовых остатков»), разработанный английскими экономистами А. Маршаллом и А. Пигу. Упрощенная модель кембриджского варианта, аналогично уравнению И. Фишера, выражена следующим уравнением:
М = k*Р *Y (2)
где М — количество денег в обращении; k = 1/V; Р — уровень цен; Y — уровень реального объема конечного продукта производства. Как и Фишер, сторонники кембриджского направления полагали, что уровень цен зависит от количества денег в обращении. Это видно из уравнения (2), поскольку k в нём является константой (т.к. постоянной величиной является скорость обращения). По-разному в этих подходах трактуется спрос на деньги. И. Фишер в своей теории утверждал, что спрос на деньги зависит лишь от доходов экономических агентов, т.е. от объема сделок, осуществляемых при определённом уровне ВВП (PY) и данной скорости обращения денег. Процентные ставки не влияют на спрос, т.к. деньги хранятся людьми только для оплаты сделок (транзакций). Потому-то люди и не могут сами решать, сколько денег оставлять у себя на руках (транзакционный мотив хранения денег). Кембриджский же вариант допускает склонность людей сберегать определённую часть своего дохода в денежной форме. Не отрицая транзакционный мотив хранения денег, представители кембриджской школы придают деньгам не только значение средства обмена, но и значение средства сохранения богатства. В связи с этим они предположили, что спрос на деньги зависит также и от размера богатства. Из формулы видно, что коэффициент k равен отношению М к PY и показывает, какую часть оющего номинального дохода небанковский сектор хранит в денежной форме. Таким образом, в обоих вариантах количественной теории спрос на деньги и совокупный номинальный доход пропорциональны. Но, в отличие от транзакционного варианта, который отрицает возможность изменения спроса на деньги в краткосрочной перспективе под воздействием колебаний процентной ставки, кембриджская школа допускает это влияние, т.к. решение об использовании денег в качестве средства сохранения богатства зависит от ожидаемой доходности других активов, также выполняющих функцию средства сохранения богатства Ошибки некоторых положений количественной теории проявились на практике в 20—30-е годы 20 в., после чего она утратила свою популярность, но позже она получила новое развитие и значительно модифицировалась.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |