Понятие источника права
СРАВНИТЕЛЬНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ГЕРМАНИИ И РОССИИ
Оглавление
Введение………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Понятие и виды форм источников российского права..5 1.1. Понятие источника права……………………………………… 5 1.2. Виды нормативных правовых актов ………………………… 8 ГЛАВА 2. Сравнительный анализ источников административного права ФРГ и России……………………………………………….. 14 2.1. Система источников административного права ФРГ………. 14 2.2. Сравнение источников права России и Германии………….. 20 Заключение…………………………………………………………. 25 Список литературы………………………………………………… 27 Введение
Актуальность курсовой работы состоит в том, что в современном мире существует множество правовых систем, основу которых, порой, составляют совершенно разные отрасли и институты права, а также способы и методы осуществления правосудия. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, и поэтому их изучение позволяет не только восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей, но и наиболее четко определить границы распространения той или иной правовой системы на конкретное государство. Масштабные интеграционные процессы в современном мире придают особую актуальность сравнению и сближению различных правовых систем. Интенсивное развитие экономики, торговли, науки и культуры обусловливает концентрированность связей и контактов государств и экономических структур. Участие государств в политических и межгосударственных союзах побуждает изучать и сравнивать иностранное право, умело использовать международно-правовые акты, находить юридические компромиссы и общие правовые решения. Целью курсовой работы является анализ системы источников российского и германского права. Объектом исследования являются источники (формы) права России и Германии При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу понятия и видов источников административного права России и Германии; 2.Провести сравнительный анализ источников административного права России и Германии. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. ГЛАВА 1. Понятие и виды форм источников российского права Понятие источника права Теория права применяет понятие «источник права», с помощью которого выявляются факторы, обуславливающие правовые нормы. Источником всего публичного и частного права римский историк Тит Ливии считал законы XII таблиц. Таким образом, следует признать, что «источник — это начало, от которого идет развитие римского права, содержание правовых норм»[1]. Многие российские правоведы выделяют различные смысловые значения термина «источник права». В.М. Баранов писал: «Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном (ранее называли «идеологическом» смысле); в) источник права в юридическом (формальном) смысле»[2]. В.К. Бабаев считает, что «…господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи - главный источник права». При рассмотрении источников в юридическом смысле, имеются в виду различные формы, способы выражения правовых норм. Таким образом, под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли[3]. Н.М. Коркунов под источниками права понимает «формы объективирования юридических норм, служащих признаками их обязательности в данном обществе и в данное время»[4]. Это - «формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом»[5]. Однако, по мнению A.M. Васильева, применение слова «источник» является данью «…юридической традиции, сохранившейся в отраслевых юридических науках, которые используют этот термин для наименования того, что современная теория права выражает понятием «форма права»[6]. С.Н. Бошно полагает, что, источником права является сложившийся порядок общественных отношений, идея, потребность, форма права - объективированные определенным образом правила, общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Понятие «источник права», рассматривается в качестве того, чем практика руководствуется в решении юридических дел, считает В.В. Лазарев [7]. Источники права возникают в результате деятельности компетентных государственных органов, закрепления и обеспечения силой государственного принуждения общественных связей, обычаев и норм поведения людей, т.е. обеспечение силой государственного принуждения является определяющей характеристикой источника права. Ограничивая свободу в пользу порядка и безопасности, общество сделало источником позитивного права государственную волю, выраженную как в прямом, так и опосредованном виде[8]. Источник права можно рассматривать как форму выражения, изменения, закрепления или прекращения правовых норм, установленных государством для регулирования общественных отношений, способ создания государством и доведения до сведения членов общества той или иной правовой нормы. В первые годы советской властиисточником права выступало правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам. К источникам административного права относятся следующие: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; нормативные правовые акты отдельных предприятий, учреждений, организаций. Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях. Система источников административного права выглядит следующим образом. На федеральном уровне: а) Конституция РФ; б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; в) постановления Конституционного Суда РФ; г) федеральные конституционные законы; д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ; е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ; ж) нормативные акты палат Федерального Собрания РФ; з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается); к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ). На региональном уровне: а) конституции (уставы) субъектов РФ; б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ; в) законы субъектов РФ; г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ; д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции; На муниципальном (местном) уровне: а) уставы муниципальных образований; б) нормативные акты представительных органов муниципального образования; в) нормативные акты главы муниципального образования; г) нормативные акты местной администрации.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |