Основные составляющие нового СПС и прогресс в отношениях ЕС и России
Имеющиеся на настоящий момент договоренности между Россией и ЕС о заключении нового Базового соглашения носят самый общий характер. Существует взаимопонимание только по некоторым принципиальным моментам, необходимым для запуска переговоров. Они сводятся к следующему. Новый договор должен идти в развитие действующего СПС. Он будет иметь юридически обязывающий характер. Им будут охватываться также и новые области сотрудничества между Россией и ЕС. В нем найдут отражение опыт реализации дорожных карт и цели построения общих пространств. С учетом предстоящего вступления России в ВТО в нем не надо будет повторять статьи, заимствованные из документов Всемирной торговой организации. Более солидное место, чем раньше, будет отведено разделам о политическом сотрудничестве и институциональном обеспечении управления взаимодействием. При согласовании будущего Базового соглашения стороны сконцентрируются на урегулировании вопросов общего и принципиального характера. Регламентация специальных правовых режимов и отраслевого сотрудничества будет перенесена в секторальные соглашения, на которые в основном Договоре будут даваться отсылки. Утвержденная правительством позиция делегации Российской Федерации на переговорах, главой которой назначен постоянный представитель России при ЕС, также носит сугубо предварительный характер. В частности в ней указывается, что, помимо преамбулы, в договоре должны содержаться отдельные разделы по каждому из общих пространств и институциональным вопросам. Насколько подробным и детализированным должно быть новое Базовое соглашение, каким будет соотношение между устанавливаемыми в нем общими правовыми режимами и секторальными соглашениями, какие будут предусматриваться асимметричные обязательства, переходные режимы, какие будут отводиться сроки на осуществление конкретных мер по сближению, гармонизации и унификации – все это предмет переговоров. Однако обсуждать все эти вопросы, выстраивать систему аргументов в пользу того или иного решения, искать оптимальный вариант, удовлетворяющий обе стороны, можно и вне переговоров – в рамках межпарламентского диалога, на экспертных встречах, поощряя публичные дебаты. Ведь от проработанности предлагаемых решений и той поддержки, которой они будут пользоваться, выиграют обе стороны. Конечно, было бы желательно, чтобы новое СПС содержало максимально детализированные нормы. Правовая определенность только бы выиграла, если бы в них удалось прописать все возможные нюансы. Однако это не самоцель. Ведь высокий уровень детализации может перегрузить Договор, сделать его чересчур техническим. Кроме того, стороны могут столкнуться с труднопреодолимыми сложностями при согласовании тех или иных техницизмов. Поэтому важно было бы отыскать некоторый разумный баланс: с одной стороны, прописать в нем все базовые правовые режимы, процедуры и механизмы, ничего не забыв и не упустив, с другой – предусмотреть, как и каким образом будет построена дальнейшая работа по развитию достигнутых договоренностей и их имплементации. Это важно для того, чтобы у государственных служащих, бизнес сообщества и частных лиц была четкая перспектива, чтобы все точно знали, как и в каком направлении должна вестись последующая работа. Предметом регулирования нового СПС должны быть не только и не столько отношения между Россией и ЕС, сколько построение и функционирование общих пространств. В области экономики, внешней и внутренней безопасности, науки, культуры и образования. Иными словами, будущий Договор о стратегическом партнерстве потенциально мог бы стать основополагающим инструментом формирования Большой Европы от Атлантики до Тихого океана. Но для этого, в том, что касается регламентации и управления общими пространствами, он должен состоять из норм прямого действия. Смысл норм прямого действия – согласно п. 3 ст. 15 Конституции России и праву ЕС, они непосредственно включаются во внутреннее право России и членов интеграционного объединения, обладают в нем преимущественной силой, подлежат юрисдикционной защите и могут служить основанием для возникновения конкретных правоотношений. Ядро таких норм в новом Базовом соглашении превратит его в реальное орудие интеграции. Благодаря нормам прямого действия, частные лица и бизнес структуры получат возможность постоянно, изо дня в день, в рабочем порядке подстегивать интеграцию, эффективно отстаивая свои права и интересы, защищаемые будущим СПС. Ведь силу интеграционным процессам придают не верхушечные директивы и политические установки, а заинтересованность частных лиц в практической реализации выгодных им международных договоренностей и обладание ими надежным инструментарием отстаивания своих прав и интересов. Если частные лица и бизнес сообщество с помощью включенных в новое СПС норм прямого действия, получат возможность добиваться своего в национальных судах, вопреки национальному законодательству или в его отсутствие, если они смогут опираться в этом на всю мощь национальных судебных систем, интеграция между Россией и ЕС действительно «пойдет». Она станет столь же успешной, как и в самом Союзе. В том, что касается частных лиц, закрепляемые в Договоре о стратегическом партнерстве нормы прямого действия должны, прежде всего, исключить какую бы то ни было дискриминацию граждан России по сравнению с гражданами стран ЕС по признаку национальной принадлежности и наоборот. Необходимо, чтобы им был предоставлен максимально идентичный набор гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. Речь идет об установлении национального режима в качестве основы регулирования правового статуса выходцев из России и стран ЕС на их соответствующей территории. Постепенно, шаг за шагом он будет в дальнейшем распространен, желательно уже в обозримом будущем, на трудовую сферу и участие в социальной, экономической и политической жизни общества, в котором эти граждане России и ЕС получат возможность жить и работать по своему выбору. В том, что касается бизнес сообщества, работа над проектом Базового соглашения и его заключение позволят ему решить несколько взаимосвязанных задач. Все российские компании, вне зависимости от того, являются ли они мелкими, крупными или средними, заинтересованы иметь доступ к растущему рынку стран Европейского Союза, работать на нем, заниматься предпринимательской деятельностью на недискриминационной основе. Они должны быть выведены из-под действия самых разных административных ограничений в ЕС, – скрытых, подразумеваемых или явных. Им было бы выгодно во всех тех случаях, когда это необходимо, получить национальный режим. В тех областях деятельности, в которых внутренний рынок России вышел на более высокий уровень либерализации, нежели в ЕС, российские производители заинтересованы либо в выравнивании ситуации, либо в получении компенсаций или специальной государственной поддержке. Речь может идти о симметричной либерализации или либерализации асимметричного характера. А также о том, что в областях, где партнеры из ЕС получают неоправданные преимущества (или уже получили), меры государственной поддержки будут изъяты из-под общего режима защиты добросовестной конкуренции. Самого пристального внимания заслуживает регламентация вопросов о недопустимости введения ограничений на осуществление совместных экономических, промышленных и финансовых проектов по политическим мотивам, не имеющим ничего общего с защитой добросовестной конкуренции. Важно также предусмотреть быстрые, доступные и эффективные методы защиты бизнеса в случае применения односторонних мер, направленных на то, чтобы, по сути, лишить российских предпринимателей исторически сложившихся или естественных конкурентных преимуществ. Еще лучше было бы выйти на юридическое оформление механизмов превентивного действия, с помощью которых можно предотвращать введение мер неоправданного характера по ограничению конкуренции. Вместе с тем понятно, что в ряде областей экономической деятельности российские компании еще только встают на ноги. Они нуждаются в особых режимах защиты и поддержки. Конечно, такие режимы не могут носить бессрочный характер. Однако на переходные периоды различной длительности они необходимы. В целом, российское бизнес сообщество расценивает будущее Базовое соглашение как инструмент продвижения по пути интеграции и расширения экономических возможностей предпринимательской деятельности совместно с партнерами из Европейского Союза. Это означает, что новое СПС должно носить характер ВТО+, СПС+ и включать в себя тщательно продуманный набор мер как построения «углубленной» зоны свободной торговли, так и постепенного перехода к реальному формированию общих пространств с определенными элементами общего рынка. Суть ВТО+, СПС+ и всех других экономических построений заключается в том, чтобы создать предпосылки для работы европейских компаний, вне зависимости от их национальной принадлежности, в рамках формирующегося общего рынка, для максимально выгодного использования всех возникающих в результате этого преимуществ. Конкретизировать эти пожелания и требования, облечь их в пакетные предложения, выработать соответствующие рекомендации – естественное призвание самого бизнес сообщества. И, наконец, об институциональном механизме управления партнерством. Он может облекаться в различные формы. Иметь более или менее разветвленную структуру. Состоять из того или иного набора органов. Главное – чтобы он не работал вхолостую. А для этого важно четко прописать, что его предназначением является обслуживание интересов частных лиц и бизнес сообщества, решение в этих целях задач построения и функционирования общих пространств. Заключение. На сегодняшний день можно выделить три блока основополагающих документов, регулирующих взаимоотношения между Россией и ЕС в рамках стратегического партнерства. Первый блок составляет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС как основополагающий, центральный документ этих взаимоотношений. Второй блок состоит из секторных соглашений, принятых на основе СПС и развивающих ее положений в различных сферах взаимодействия России и Европейского союза. Третий блок включает “дорожные карты” по четырем общим пространствам, документы программного характера, не имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия и действия в рамках текущих отношений между Сторонами. СПС было заключено сроком на 10 лет с возможной последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соответственно основной срок действия СПС истек в 2007 г. Перспективы развития отношений между РФ и ЕС на 2007 г. диктуют необходимость рассматривать целую комплексную проблему их развития, т.н. “Проблему 2007”. Россия и Европейский союз в начале XXI века уже совсем не те партнеры, которые договорились в 1993 г. о неком партнерстве и сотрудничестве и подписали в 1994 г. СПС. Во-первых, Европейский союз – это уже не 15 государств Европы, а 27. Во-вторых, Россия признанная держава с растущей рыночной экономикой, безальтернативно доминирующая на энергетическом рынке объединенной Европы, в самом уязвимом секторе экономики развитых стран. В-третьих, совместное развитие партнерства и сотрудничества между Россией и ЕС вывело это партнерство и сотрудничество на качественно новый уровень, выразившийся в формулировании концепции и согласовании т.н. “дорожных карт” по четырем пространствам между РФ и ЕС. Современные отношения между ЕС и РФ достигли “критической массы” и требуют нового современного, модернизированного оформления не в мягких источниках, какими являются “дорожные карты”, а в полноценном юридически обязательном для Сторон договоре. Впервые о “Проблеме 2007” на высшем уровне заговорили в ходе саммита Россия–ЕС, проходившего весной 2005 г. “Проблема 2007” адекватно осознается политическими кругами России и Европы в целом. 4 октября 2005 г. на шестнадцатой встрече на высшем уровне Россия–Европейский союз в предварительном плане была обсуждена “Проблема 2007” в связи с истечением первоначального десятилетнего срока действия СПС и необходимостью обновления договорной основы наших отношений с ЕС. В конце октября 2005 г. общественный комитет “Россия в объединенной Европе” (РОЕ) предложил собственную “Концепцию модернизации СПС между Россией и ЕС и заключения Соглашения о продвинутом партнерстве, учреждающем ассоциацию”, которая, по нашему мнению, являлась проработанным и практически пригодным для реализации вариантом разрешения “Проблемы 2007”. Весной 2006 г. российская сторона выступила с инициативой заключения нового Договора (соглашения) с Европейским союзом, которое бы пришло на смену Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Эту конструктивную позицию можно только приветствовать, поскольку был отвергнут вариант, предлагавшийся некоторыми отечественными экспертами относительно замены СПС на политическую декларацию. Подобный шаг являлся бы проявлением правового инфантилизма и отбросил бы российско-европейские отношения на десятилетие назад. Очевидно, что решение “Проблемы 2007” должно пройти в рамках правового формата, юридического переоформления взаимоотношений между Сторонами. О необходимости подготовки нового документа говорится уже давно, неоднократно это звучало и в рамках того же комитета РОЕ, отражалось это и в российской научной литературе. Несомненно, что новый договор должен отражать т.н. “технологический подход”, т.е. поддерживать преемство положений СПС и практики применения СПС в отношениях между Сторонами. Это позволит сохранить существующий положительный интеграционный “багаж” и перевести его в отношения нового уровня. С юридической точки зрения заключение нового соглашения порождает проблему преемственности в отношении реально применяющихся на практике положений СПС, которые устойчиво могут сохранять свое действие и после 2007 г., а также в отношении практических правовых достижений во взаимоотношениях между РФ и ЕС, выразившихся в односторонних документах, внутреннем законодательстве и судебной практике сторон. Прекращение СПС может повлечь за собой слом современной системы регулирования отношений между ЕС и РФ и потере некоторых значительных достижений в отношениях между Сторонами, связанных с реализацией норм СПС. При разработке нового договора предстоит большая работа по согласованию интересов и предложений Сторон, но эта работа неизбежна. От качества договора будут зависеть сроки прохождения им ратификации в российском парламенте и парламентах государств-членов. В заключение еще раз подчеркнем, что новый договор с ЕС, так же как и СПС, несмотря на всеохватывающее содержание, должен основной акцент делать на регулировании экономических отношений Сторон. Экономическая интеграция – ключевое звено современного Европейского союза. Россия для выстраивания нормальных равноправных отношений с ЕС как главным внешнеторговым партнером должна усилить именно экономическую составляющую интеграционных процессов с ЕС. И еще одно немаловажное обстоятельство, которое необходимо учитывать: России в переговорном процессе с Евросоюзом лучше участвовать не только как отдельной стране, но и как лидеру возможной интеграционной группировки (условно на базе Единого экономического пространства, ЕврАзЭС, СНГ и т.д.), что может укрепить ее позиции. В свою очередь, перспективы выхода Европейского союза на стратегическое партнерство с Россией как важнейшей составной части возможного евразийского интеграционного союза, не лишено позитивного значения для Евросоюза в качестве “моста” для расширения его влияния и обеспечения геополитического баланса в неизбежном соревновании с Соединенными Штатами и их интеграционными партнерами, а также Китаем, Индией и т.д. Постоянно усложняющиеся условия развития современного мира требуют быстрого реагирования России и Европейского союза в глобальной политике.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |