Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ЕЕ СОСТОЯНИЕ



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ЕЕ СОСТОЯНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1 Программа социальной защиты населения

 

В прежней советско-социалистической системе, при всех ее идеологических пороках, были сформированы конкретные механизмы социальной поддержки граждан. Они были основаны на уравнительных принципах распределения материальных благ через систему общественных фондов потребления, когда все виды государственной помощи и поддержки рядовым гражданам распределялись по разнарядке.

Как же строилась уравнительно-распределительная система? Самая характерная ее черта - так называемая социальная «уравниловка». Она требовала изъятия в пользу государственной централизованной системы перераспределения потребительских благ, помимо прибыли предприятий, практически всего фонда потребления, т.е. части необходимого продукта, произведенного работниками, которая должна использоваться на расширенное воспроизводство рабочей силы, на обеспечение средствами существования самих работников и членов их семей.

При этом на оплату труда, т.е. на непосредственное экономическое стимулирование в соответствии с качеством и количеством труда, оставалась лишь незначительная часть необходимого общественного продукта. Основная же его часть в течение многих десятилетий отчуждалась от работника и накапливалась в общественных фондах потребления (ОФП) для перераспределения, как говорили раньше, «в целях неуклонного роста материального и духовного благосостояния граждан». Именно ОФП составляли часть необходимого общественного продукта, которая и позволяла (вместе с зарплатой) сводить концы с концами и иметь вполне пристойный (и главное, минимально гарантированный) уровень жизни каждому человеку./42/

Социально-политическая стратегия заключалась в том, что материальные потребности работников должны были удовлетворяться, прежде всего, за счет оплаты труда, а все другие, социальные, потребности (в области образования, здравоохранения, воспитания, просвещения, куль туры, отдыха, жилищно-коммунального обслуживания и т.п.), а также материальные потребности нетрудоспособных членов общества (пенсионеров, детей, инвалидов, временно нетрудоспособных и др.) - за счет общественных фондов потребления, и должны были быть у всех равны.

Следует отметить, что свыше 40% всех средств ОФП использовалось на материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, а остальные шли на социальное обслуживание всего населения. Свыше 80% расходов на содержание дошкольных учреждений также покрывалось из ОФП. С 60-70-х гг. характерной чертой ОФП была политическая функция по сближению уровня жизни города и села.

Теперь же, отказавшись от ОФП, резко увеличив налоговое бремя и практически превратив учреждения социальной сферы (в результате приватизации) в одну из самых дорогих и недоступных для трудящихся сфер жизни, мы практически ничего не имеем взамен для социальной защиты населения. Доля совокупных расходов на социальные нужды в общем объеме валового внутреннего продукта ничтожно мала и составляет всего 8-9% (для сравнения, в развитых странах 20-25% ВВП). Размеры государственных ассигнований постоянно снижаются, социальная инфраструктура находится в состоянии острейшего кризиса. За 1990-2000 гг. произошло снижение доли расходов на социальные нужды общества в бюджете республики на 19%./42/

Что же мы имеем на сегодняшний день? Радикальные экономические реформы 90-х гг. коренным образом изменили не только экономическую систему хозяйственной жизни, но и всю социальную структуру нашего общества. Следовательно, изменились цели и направления социальной политики государства и социальной защиты населения, которые должны отвечать новым экономическим, политическим и социальным условиям. Социальная защита «рыночного» типа коренным образом отличается от социалистической.

На смену всеобщей «уравниловке» и гарантии равных прав на «повышение материального благосостояния» почти независимо от размера трудового участия пришла полностью неконтролируемая дифференциация благосостояния в соответствии с уровнем социальной активности гражданина. Рынок индифферентен, безучастен к тому, что физические, интеллектуальные, семейные возможности людей неодинаковы, а следовательно, различен и ресурсный потенциал.

Рынок справедлив в том смысле, что создает равные условия каждому члену общества получить в свое распоряжение блага, соответствующие его трудовому вкладу. Таким образом, возникает противоречие между равными основаниями возникновения самых разнообразных потребностей у всех без исключения членов общества и реальными возможностями их обеспечения, что ведет к дифференциации доходов и потребления. Следовательно, нужна определенная коррекция для обеспечения социальной справедливости в обществе, что в конечном счете и призвана сделать социальная защита.

Сегодня социальная защита населения построена в виде своеобразной иерархизированной системы, которая во многом аналогична существующим на Западе, но в то же время имеет и свои конкретные отличительные черты, отражающие социально-экономические, политические, исторические, духовные и иные особенности развития России и Республики Башкортостан. Это механизм, включающий следующие элементы:

1. государственные социальные гарантии;

2. социальную поддержку;

3. либерализм./41/

Подобная структура позволяет людям подниматься по социальной лестнице из «аутсайдерских» групп в самообеспечивающийся социальный сектор. В основе данной конструкции лежат государственные социальные гарантии, выступающие в качестве социальной страховки для всех членов общества. Социальные гарантии - законодательно закрепленные права и свободы человека, предоставляемые государством всем без исключения членам общества. Система социальных гарантий по существу ориентирована на удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей людей.

В республике идет процесс формирования системы социального и трудового права, касающегося социальной защиты отдельных категорий граждан. Приняты Трудовой кодекс Республики Башкортостан, законы «О занятости населения в Республике Башкортостан», «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» и другие законодательные акты о мерах по социальной защите малообеспеченных групп населения, участников локальных войн и конфликтов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев и вынужденных переселенцев, детей и многодетных семей, молодежи и т.д.

 

Таблица 2. Расходы на социальные нужды в государственном бюджете и в ВВП в Республике Башкортостан

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Расходы на социально-культурные мероприятия в % к расходам бюджета 44,4 38,3 45,3 46,1 46,6 42,1 36,0
В % к ВВП - 8,3 10,0 11,3 11,4 9,7 8,5

 

Согласно действующему законодательству, этим категориям граждан предоставляются разнообразные льготы: на питание, по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг по установке телефона и абонентской плате, по оплате проезда в транспорте, лекарственному обеспечению, приобретению автомобиля и т.д./49/

Ежегодно в республике разрабатывается и утверждается Комплексная программа социальной поддержки населения, охватывающая главным образом наиболее социально уязвимые слои с целью предотвращения их дальнейшего обеднения.

Помимо законодательного закрепления прав и свобод, государство обеспечивает их обязательное соблюдение. К сожалению, в условиях всеобщего кризиса и хаоса имеет место нарушение некоторых прав и свобод человека (задолженность по оплате труда, пенсиям и пособиям, направление работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска и т.д.).

Для рыночной экономики основным принципом при построении и развитии систем социальной защиты является принцип собственной ответственности. Это связано с тем, что характерной чертой рыночной экономики является свобода выбора во всем, в том числе свобода экономической деятельности, свобода труда, свобода распоряжаться своими способностями к труду, т.е. каждый человек принимает самостоятельное решение по поводу того, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода в принятии решений обусловливает и личную ответственность. Это означает, что каждый человек персонально отвечает за себя./31/

Далее в иерархии социальной защиты следуют механизмы социальной поддержки населения, которые в свою очередь распадаются в зависимости от субъектов и источников финансирования на систему государственного вспомоществования (социального обеспечения, помощи) и систему социального страхования. Система социальной поддержки дает людям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях, возможность преодолеть свои трудности и достичь поставленных целей. Таким образом, они способствуют социальной динамике общества. Социальную поддержку отличают от системы социальных гарантий, во-первых, заявительным принципом предоставления социальных благ и услуг с учетом степени нуждаемости и, во-вторых, участием людей собственными ресурсами и возможностями, зачастую довольно значительными, в их формировании. Таким образом, основным принципом системы социальной поддержки является максимальная адресность предоставления социальных благ и услуг населению.

Использование страховых методов в социальной защите населения представляется наиболее эффективным, поскольку предполагает участие самих людей в обеспечении своего социального и материального благополучия в случае возникновения социальных рисков (старость, болезнь, несчастный случай на производстве, потеря трудоспособности, безработица и др.). Суть социального страхования также сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, т.е. приданию социальной защите формы организованной взаимопомощи. Социальное страхование охватывает преимущественно трудоспособное население.

В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов:

1. пенсионное страхование;

2. страхование от несчастных случаев на производстве;

3. страхование на случай безработицы;

4. медицинское страхование.

Социальное страхование в республике остается государственным, носит обязательный характер и охватывает всех работающих граждан. Дополнительно к государственной системе в последнее время получили распространение дополнительные добровольные формы страхования (например такие, как негосударственные пенсионные фонды), что позволяет обеспечить более высокий уровень социальной защищенности в случае возникновения социальных рисков./50/

Основными источниками, обеспечивающими выплату компенсации за потерю дохода, являются страховые взносы работодателей и самих застрахованных, а также ассигнования из государственного бюджета. Причем основная часть нагрузки приходится на работодателя (им выплачивается 28% от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд, 4% - в Фонд социального страхования, 3,6% - в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,2-8,5% - на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), а наименьшая распределяется между работниками (только 1% от заработной платы в Пенсионный фонд) и государством. Средства из госбюджета предназначаются, главным образом, для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых выплат. Однако с переходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимость непосредственного участия самих работников в финансировании фондов социального страхования, что позволит им влиять на уровень социальной защиты.

Социальная помощь (государственное вспомоществование) выдвигается на передний план в чрезвычайных условиях начальной стадии перехода к рыночной экономике. Она направлена на защиту малоимущих, наиболее уязвимых категорий населения./43/

социальная защита политика доход

2.2 Эффективность социальной политики

 

Об эффективности социальной политики, проводимой государством соответственно степени социальной защищенности населения страны, можно судить по следующим показателям:

- демографическая ситуация;

- денежные доходы и расходы населения;

- состояние отраслей социальной сферы и предоставление социальных услуг населению;

- занятость населения;

-пенсионное обеспечение и положение пожилых людей;

- экологическая обстановка.

Демографическая ситуация.

Уменьшение количества населения республики компенсируется притоком мигрантов, численность которых в 1997 г. составила около 11,2 тыс. человек (из них 2637 человек - вынужденные переселенцы). Часть из них получила статус беженцев и вынужденных переселенцев, что обеспечивает им некоторый, хотя и невысокий, уровень социальной защиты. Однако в последние годы наметилась тенденция сокращения числа мигрантов.

Денежные доходы и расходы населения.

Одним из определяющих показателей, характеризующих уровень жизни населения и степень его социальной защищенности, является динамика реальных доходов населения. С начала экономических реформ имело место их устойчивое снижение, хотя в последнее время наблюдалась некоторая стабилизация. На сегодняшний день четверть населения республики живет ниже «черты бедности». Оплата труда по-прежнему остается основным источником формирования денежных доходов большей части (60-70%) населения. Однако ее доля в структуре доходов постепенно снижается. Этим снижением объясняется рост доли социальных трансфертов (пособий, стипендий и т.д.).

Уровень минимальной оплаты труда в несколько раз меньше, чем бюджет прожиточного минимума, что обеспечивает лишь физиологическое выживание. Причем и средний денежный доход на душу населения по РБ обеспечивал в 2001 г. две величины прожиточного минимума (в 1996 г. - 1,8), что является крайне низким показателем по сравнению с другими регионами России, не говоря уже об экономически развитых странах мира. Большую тревогу вызывает относительно низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, не обеспечивающий даже прожиточного минимума./16/

Состояние отраслей социальной сферы и предоставление социальных услуг населению.

Расходы на образование, профессиональную подготовку работника на рабочем месте или в специализированном учебном заведении, затраты на здравоохранение - все это вложения в человеческий капитал, представляющий собой такую же неотъемлемую часть национального богатства, как заводы, фабрики, жилые дома, оборудование и прочие виды капитала. Поэтому приоритет сегодня должен быть отдан развитию блока отраслей, обеспечивающих сохранение и развитие личности и человеческого капитала, т.е. образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Углубление социально-экономического кризиса, спад производства, инфляция, падение жизненного уровня, снижение финансирования социальной сферы вызвали существенные изменения в отраслях социально-культурного комплекса.

Здравоохранение. Одно из ведущих мест в системе названных отраслей принадлежит здравоохранению, что объясняется исключительной значимостью фактора «здоровья» в жизнедеятельности человека, тем, что здоровье - одно из важнейших социальных благ. Его сохранение и улучшение оказывает решающее влияние на повышение экономического потенциала страны./50/

В обстановке социально-экономических перемен последнего времени проблема охраны здоровья населения крайне обострилась. Снижение жизненного уровня, неизбежное при переходе к рыночной экономике, в условиях неудовлетворительного состояния медицины, нехватки и дороговизны лекарственных средств, ухудшения экологической обстановки и социальной напряженности в обществе ведут к дальнейшему ухудшению здоровья населения. Все это привело к тому, что за 1990-2000 гг. заболеваемость населения Республики Башкортостан возросла приблизительно на 50%.

По большинству групп болезней сохраняется тенденция роста, хотя наметилась тенденция снижения некоторых инфекционных заболеваний. Серьезной медико-социальной проблемой как в Республике Башкортостан, так и в целом по России, остается заболеваемость туберкулезом. Отмечается появление новых, так называемых «социальных болезней».

Приватизация учреждений здравоохранения, платность при оказании ими медицинских услуг может способствовать повышению уровня качества обслуживания для тех, кто может себе такое обслуживание позволить. Однако бедные слои населения получают доступ к услугам здравоохранения весьма в ограниченных масштабах. Это усиливает социальное неравенство./43/

 

Таблица 3. Здоровье населения Республики Башкортостан

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Зарег-но больных с впервые установленным диагнозом, тыс.ч 2388,5 3138,0 3154,2 3338,2 3273,7 3606,1 3536,5
Число больничных учреждений 361 367 363 356 347 336 329
Число больничных коек, тыс. 54,0 54,0 53,6 53,3 52,4 51,0 49,6
Численность врачей всех специальностей, тыс. чел. 14,0 15,7 16,2 16,6 16,8 16,9 16,9
Число санаторно-курортных организаций 224 182 170 170 138 160 157
Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях, тыс.чел. 663,0 232,7 210,1 189,4 184,7 254,2 270,8

 

2.3 Образование – как показатель социальной защиты населения

 

В нашей республике растет сеть новых общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется вариативности образования - все больше создается инновационных школ, где идет обучение по особым программам. На 1.09.2008 г. работали 68 гимназий, 47 лицеев, 200 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 31 колледж. Сокращение числа общеобразовательных школ связано с закрытием малокомплектных начальных школ. Однако ощущается нехватка общеобразовательных школ, особенно в г. Уфе, в связи с чем учащиеся вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данному показателю наша республики занимает одно из первых мест по Уральскому региону.

Растет доля республиканского компонента в учебных программах, учитывающего местные особенности. Обучение детей в дневных общеобразовательных школах ведется на языках многочисленных народов, населяющих нашу республику. Кроме того, функционируют воскресные национальные школы. Все это способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов.

Продолжается реформирование системы высшего и среднего специального образования. Пять вузов республики имеют статус университета, почти треть средних учебных заведений имеет статус колледжа, которые ориентированы на подготовку специалистов с повышенным уровнем квалификации./36/

Появляются негосударственные учебные заведения, которые готовят специалистов высокой квалификации в новых областях деятельности, имеющих место в условиях формирования рыночных отношений. Реформа системы образования во многом сдерживается финансовыми трудностями. Поэтому довольно часто в последнее время для учреждений образования характерен элемент платности за отдельные услуги: плата за внеаудиторные занятия, факультативные курсы и консультации, за обучение иностранным языкам. Расходы на учебники, питание, транспорт и жилье, которые ранее субсидировались государством, в основном ложатся на плечи студентов.

Таким образом, в условиях резко снижающегося душевого дохода, семьи вынуждены нести дополнительные расходы на обучение детей. В результате дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения желаемого образования, что также способствует усилению социального неравенства./53/

 


Таблица 4. Система образования Республики Башкортостан

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число дошкольных учреждений, ед. 2522 2405 2335 2218 2118 2020 1986
Численность детей, чел. 256680 182200 170300 156800 148500 141100 141400
Число общеобразовательных школ, ед 3206 3334 3346 3322 3279 3265 3268
Число средних специальных уч. заведений, ед. 72 76 76 75 75 77 76
Численность учащихся средних специальных уч. заведений, чел. 63664 63543 66400 68900 71900 77300 81900
Число высших учеб. заведений, ед. 9 11 11 11 11 11 11
Численность студентов, чел. 53247 51600 55100 60300 66500 76200 88900

 

В первые годы социально-экономических преобразований наблюдался некоторый спад популярности образования, что явилось следствием роста заработков в негосударственном и частном секторах по сравнению с теми доходами, которые приносит работа, требующая высшего образования.




2019-12-29 201 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ЕЕ СОСТОЯНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ЕЕ СОСТОЯНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)