Практическое применение технологии мультимедиа в обучении психологии
Дословный перевод слова multimedia не слишком благозвучен – многосредность или множество сред. Под средой здесь понимается звук, видео, текст и любые другие данные. Под мультимедиа понимается комплекс и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом, но и со звуком, графиком, анимацией, а также видео. Мультимедиа позволяет использовать компьютер новым способом, превращая его, например, в удобный инструмент для работы с базами данных громадных размеров, содержащих не только текстовые данные, но и звук, высококачественные изображения и видеофильмы. Необходимо учесть, что уровень и качество работы с соответствующими программными продуктами зависят от выполнения весьма высоких требований к быстродействию и объему памяти компьютера, звуковым характеристикам и наличию дополнительного оборудования, в частности CD-ROM. Мультимедиа программы – это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для их разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов. Последнее время в Беларуси уделяется довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Учебные заведения насыщаются компьютерами, достаточно быстро осуществляется «интернетизация» образования. Однако, важно не столько наличие компьютера, сколько присутствие в нем соответствующего программного обеспечения, которое и дает возможность использовать его именно в учебном заведении и именно для учебных потребностей [6, с.121]. Использование мультимедиа в процессе преподавания психологии дает возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. Современный мультимедийный комплекс сродни мощному оружию: использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает преподавание на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль тут принадлежит, конечно, визуальным материалам – фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п. Однако анализ известных медиапродуктов показывает, что их разработчики не совсем ясно представляют себе специфику создаваемого продукта. По сути, они создают тот же текстовый учебник, только ярче и разнообразнее иллюстрированный. Причем учебник традиционный – тот самый, в основе которого лежит обыкновенный текст. И что самое печальное – с набором уже готовых клише и выводов. Визуальный (а также музыкальный, видео и т.п.) материал, как и в традиционном учебнике, играет всего иллюстративную, т.е. вспомогательную роль. И как в обычном учебнике далеко не всегда этот материал является действительно «привязанным» к тексту [6, с.123]. На мой взгляд, нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально использовать именно их. А главное преимущество – возможность создавать яркий запоминающийся образ и образы, а так же возможность сталкивать, сопоставлять их. В настоящее время преобладают три основных способа использования мультимедиа: 1. Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ преподавателя. Ученики на первых порах заворожено следят за меняющимися по мановению руки учителя «картинками», часто при этом «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае, этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется. 2. Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками». В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения. 3. Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации преподавателя. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ, должны отличаться определенной «символичностью». Но самое главное в таком подходе – высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию [6, с.123]. Легко заметить, что в любом случае использование мультимедиа не вносит в педагогическо-психологическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией преподавателя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его расширяются. А значит мультимедийный урок – урок тот же самый, только технически более оснащенный. Вопрос состоит в том, какая стратегия их трех описанных более предпочтительна, более полно позволяет использовать эти самые технические возможности. Любой урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Мультимедиа третьим субъектом стать все же не могут. Но мультимедиа позволяют увеличить время самостоятельной работы учеников на уроке, интенсифицировать ее. Более того, они дают возможность заставить работать каждого из них. Даже при очень разном уровне их индивидуальной готовности. Каждый сможет видеть, слышать, анализировать – пусть и на своем уровне, пусть и не всегда вербализируя результаты этой работы. То есть уровень индивидуализации обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать, прежде всего, подбор материала и методическая его обработка. Опыт педагогов-психологов показывает, что максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий: – визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным; – материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа; – всегда предпочтительнее мультиперспективный подход – представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.; – всегда избегать готовых выводов; – всегда хороши «личностные» материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные; – лучше сочетать различные виды материалов – фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п. – чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов – тем лучше результат; – материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика построения его вовсе не обязательно совпадает с логикой учебника и программы: материал должен быть методически обработан – поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п., а так же максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания [6, с.124]. Таким образом мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания психологии, сделать гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие психологии вообще. Наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий.
Заключение В результате выполнения курсовой работы были получены следующие основные выводы и результаты. 1. Методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Выделяют следующие методы обучения в психологии: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, интерактивного обучения, словесные, наглядные и практические методы обучения психологии, дистанционное обучение, методы закрепления изученного материала. 2. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование творческой личности специалиста, способного к инновационной деятельности. Инновационные технологии обучения призваны решить не только эту задачу, но и ряд других важнейших социально-экономических и педагогических задач. Внедряемые инновационные технологии не всегда имеют адекватное психолого-педагогическое обоснование их целесообразности, раскрытия условий внедрения и методов контроля результативности. Нередко в системе образования под видом инноваций внедряются не проверенные практикой идеи и новшества. 3. В работе выявлен ряд требований, предъявляемых к инновационным технологиям, выполнение которых позволит им приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов. При внедрении инновационных технологий в практику высшей школы необходимо учитывать разумное соотношение стандартизации и инновационных процессов, касающихся учебных программ и содержания учебных дисциплин. В свою очередь при разработке госстандарта необходимо предусматривать возможность обновления критериев и характера знаний в соответствии с требованиями жизни. Стандартизация не исключает, а наоборот, предполагает поиск инновационных подходов к обучению. 4. Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием изучаемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Сегодня в инновационное образование все шире внедряются такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерактивная доска и т.д. Наиболее распространенной компьютерной технологией, используемой в сфере обучения психологии, становится Интернет. Кроме того, формирование инновационной модели образования невозможно без эффективной самостоятельной управляемой работы студентов. 5. В настоящее время все более актуальным, и чаще используемым в рамках инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии, применяются мультимедийные технологии. Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания психологии, сделать гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие психологии вообще. Он дает прекрасную возможность почувствовать «вкус предмета и науки». Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, плакаты, диаграммы и т.п.). Однако мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он расширяет возможности, но не создает нового образовательного поля. 6. Наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий. Можно организовать выпуск не только традиционных медиапродуктов, но и сборников разнообразных материалов, которые позволяли бы преподавателю-психологу самостоятельно конструировать урок из различных элементов – сообразно своим предпочтениям, уровню подготовки и квалификации. Список использованных источников: 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев М.: Владос, 2007.– 302с. 2. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 145с. 3. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В.С. Герасимова – М.: Ось-89, 2004.– 111с. 4. Зинина О.В. Инструментальная оценка эффективности инвестиций в инновационные образовательные технологии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Красноярск, 2008.– 21с. 5. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб: Питер Пресс, 2008.– 249с. 6. Комаров Ю.С. Мультимедийный урок. Проблема эффективности // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №3 – 2007.– с.121-124 7. Косинец, А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономки государства / А.Н. Косинец // Советская Белоруссия. – № 205. – 30 октября 2007. – с.11 8. Котикова О.П. Методика преподавания психологии: УМК / О.П. Котикова:Мн.: МИУ, 2007.– 183с. 9. Краснощеков Е.В. Инновационные образовательные технологии в современной школе в Германии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Таганрог, 2000.– 24с. 10. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – 5-е изд. – СПб: Питер, 2007.– 192с. 11. Павлова Л.П. Инновационные обучающие технологии как фактор создания единого образовательного стандарта // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №1 – 2008.– с.12-16 12. Попов, В.В. Креативные технологии и средства инновационной деятельности // Инновационная политика в странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой: национальный и региональный аспекты: материалы междунар. науч.-практ. семинара. – Саратов: ООО «Тесар-издат», 2005. – С. 70-78. 13. Рожина Л.Н. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие в 3-х ч. / Л.Н. Рожина: БГПУ– Мн.: 2000.– 78с. 14. Самаль Е.В. Методика преподавания психологии: курс лекций / Е.В. Самаль.– Мн.: МГЭИ, 2005.– 212с. 15. Стародубцева, Е. Обучение психологии с использованием ИКТ / Е. Стародубцева // Высшее образование в России. – 2007. – № 5. – С. 95. 16. Титаренко, Л.Г. Инновационная составляющая в высшей школе / Л.Г. Титаренко // Вышэйшая школа. – 2007. – № 6. – с.14
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |