Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




    Обогащению словаря учащихся способствует опора на элементы этимологии. Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и таким образом более глубоко понять семантику данной лексической единицы и причины его современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике наряду с общепринятыми способами толкования значения слова выделяют этимологический способ. В начальных классах возможно и необходимо систематическое обращение к этимологии на межпредметном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане. По мысли Л. С. Выготского, этимологический анализ возвращает словам первичное, образное значение. У младших школьников образное мышление преобладает над логическим, поэтому применение этимологического анализа при работе со словом в начальных классах поможет детям открыть яркое, образное значение многих слов. Кроме того, использование элементов этимологии в начальных классах дает возможность опираться на изначальную, стихийную способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло.

    Виды работы , которые можно использовать при знакомстве с происхождением слов разнообразны: творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра "Верно ли?", словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.

    Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. Оно применяется с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов. Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений, навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка.

 

        

Приложение

Задание: напишите вместо точек подходящие по смыслу слова.

Русский язык

1. Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют ... .

2. Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют ... .

3. ... - это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.

4. ... - это слова, противоположные по значению.

5. ... - это слова, совпадающие или близкие по значению.

    Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.

Математика

1. Размер, объем, протяженность предмета называется ... .

2. ... - равносторонний прямоугольник.

3. ... - единица длины, сотая часть метра.

4. Основная мера массы, равная тысяче граммов, - ... .

5. Мера длины, равная тысяче метров - ... . 

6. Инструмент для вычерчивания окружностей называется ... .

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.

Природоведение (окружающий мир)

1.  ... - это коллекция засушенных растений.

2. Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется ... .

3. Чтобы точно определить стороны света нужно воспользоваться ... .

4. Солнце всходит на ... и заходит на ... .

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас,запад, восток.

    Изобразительное искусство

1. ... - прозрачные краски, разводимые на воде, и картины, написанные такими красками.

2. Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в литературном произведении - это ... .

3. ... - это изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.

4. ... - это картина, изображающая крупным планом предметы: цветы, плоды, битую дичь, утварь.

Акварель, пейзаж, портрет, натюрморт.

Музыка.

1. ... - благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев.

2. Большое музыкальное произведение для оркестра называется ... .

3. ... - это музыкальное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.

4. ... - музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Мелодия, симфония, балет, опера.

Письменные ответы на вопросы

    Этот вид работы используется для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию.

Как называется...

1. ... тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)

2. ... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)

3. ... комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.)

4. ... соревнование спортивных команд - бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому определенный предмет? (Эстафета.)

5. ... стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий.)

6. ... краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт.)

Игра "Верно ли?" помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов.

Верно ли, что ...

 

 

Изучение фразеологии

    Изучение фразеологии – необходимое условие для усвоения языка, для повышения культуры речи. Правильное и умелое использование фразеологических оборотов придает речи особую выразительность, образность, меткость.

    Понятие о фразеологических оборотах в начальных классах не дается, только в 8 классе. Учащиеся получают самое общее представление об особенностях устойчивых сочетаний слов: неизменности их состава, разной степени устойчивости, невыводимости значения из суммы значений составляющих слов, их образности и идиоматичности, системных связях со словами и другими фразеологическими оборотами.

    Конечная цель изучения фразеолгических оборотов – накопление их в словаре учащихся и введение в активную речевую практику. 

    Кроме отдельных слов, мы употребляем в своей речи огромное количество устойчивых сочетаний. В русском языке таких оборотов несколько тысяч. Самый полный фразеологический словарь русского языка (под ред. А.И.Молоткова) насчитывает свыше 4000 словарных статей.

    Фразеологические обороты нельзя переводить на другой язык. К ним можно только подобрать эквивалентные по смыслу выражения.

    Во фразеологических оборота отражаются особенности мышления народа, его история, история языка, а также представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом, культурой людей. Некоторые русские слова сохранились только во фразеологических оборотах.

    Значение фразеологического оборота может совершенно не зависеть от входящих в него слов.

    Значение фразеологического оборота может пониматься как метафора, т. е. выражение, употребляемое в переносном смысле. Одно из слов фразеологического оборота употребляется в устойчивом словосочетании в прямом значении, другое – в переносном.

    Характерные особенности фразеологизмов:

6. Воспроизводимость, т.е. фразеологические обороты, как и слова, - готовые единицы языка. Мы не создаем их заново в речи, а берем из языка в готовом виде.

7. Устойчивость: в них нельза заменять слова, переставлять их. Значение фразеологического оборота не складывается из значений составляющих его слов.

8. Идиоматической, т.е. своеобразие, непереводимость на другие языки.

9. Образность, метафоричность.

10. Возможность замены другими словами.

    По своему грамматическому строению фразеологические обороты делятся на две группы: похожие по структуре на предложения и на словосочетания. Фразеологические обороты вступают в те же смысловые отношения, что и слова. Среди фразеологических оборотов немало антонимичных.

 

Роль пословиц и поговорок

в словарной работе

    "Без пословицы не проживешь" – так считали люди в прошлом, да и мы от этого не откажемся. Наш народ вправе гордиться пословицами, которые он создал, в которых выразил свой ум, свою мораль, свой талант художника слова.. Пословицы – произведения устного народного творчества. Они представляют интерес как для исследователей фольклора, так и для лингвистов. Восхищение русскими пословицами высказывали все наши выдающиеся писатели.

    Пословица, с одной стороны, глубоко национальна, с другой – интернациональна. Это противоречие нужно понимать так: пословицы разных народов выражают суждения, мысли, свойственные всем народам, но у каждого народа они выражаются по-своему, с учетом этнографических, географических особенностей, обычаев, характера и т. д. Так, общими для всех народов мира и добра, роли труда и знаний, уважение к хорошим человеческим качествам: трудолюбию, скромности, честности, - осуждение злобы и жадности, глупости и лени.

    Но у разных народов есть пословицы, говорящие о том, что все, даже самое хорошее, может иметь какие-то недостатки. В русском языке эта мысль выражена пословицей: И на солнце есть пятна. Осетинская: И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. Мордовская: И на хорошем дереве бывают плохие сучья. Вьетнамская: И на хорошем нефрите есть пятна. Синегальская: Даже в пруду с лотосами водятся лягушки. Индонезийская: И в слоновой кости есть трещины.

    Национальное своеобразие пословиц сказывается в их построении. Для русских пословиц весьма характерна лаконичность, особенно в сопоставлении с пословицами народов востока.

    Само понятие пословицы до сих пор не имеет однозначного определения. С позиций современной лингвистики важно разграничить три разряда таких сочетаний: собственно пословицы, поговорки и фразеологические единицы, фразеологизмы.Вслед за лингвистом В. П. Жуковым разграничить пословицы и поговорки можно так: пословицы – образные выражения со структурой предложения, которые означают суждения и имеют либо только переносное значение, либо прямое и переносное. Поговорки – устойчивые сочетания в форме предложения, которые имеют прямое значение и выражают суждение.

    Фразеологизмы от пословиц и поговорок отличаются прежде всего тем, что они выражают не суждение, а понятие, хотя также имеют устойчивый состав и образность.

    Толкование пословиц занимает больше места, содержит больше слов, чем сама пословица.. Это еще раз подчеркивает важнейшее свойство пословицы – краткость.

    На это свойство пословиц обратил внимание в прошлом веке А. А. Потебня, он определил его как "сгущение мысли". Ученый показал, как происходит сокращение рассказа, сказки, басни и воплощение их содержания в краткую формулу – пословицу. Достаточно этой формулы, чтобы намекнуть на содержание, а остальная часть "содержится в мысли и готова появиться по первому нашему требованию в пояснение этого изречения".

    А. А. Потебня глубоко проанализировал природу русских пословиц и писал по поводу "сгущения мысли": "Способность поэтических произведений сжиматься в пословицу или выделять из себя пословицу зависит не от одного их достоинства, не от одной степени их художественности. Весь процесс сжимания более длинного рассказа в пословицу принадлежит к числу явлений, имеющих огромную важность для человеческой мысли, можно сказать, характеризующих собою человеческую мысль, сравнительно, с мыслью животных, насколько она доступна нашему наблюдению".

    Спроизведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. Придя в школу, они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества.

    Традиционно большинство программ по литературному чтению (а затем и по литературе) включают в себя произведения устного народного творчества как русские, так и переводные. Они могут стать добротным тренировочным материалом для уроков русского языка.

Пословицы и поговорки.

       Предлагаемый материал — загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, считалки, приметы, отрывки из сказок — распределены в соответствии с изучаемыми орфографическими и пунктуационными правилами в I—IV классах.

       Расположение материала по обозначенным темам условно, так как одна и та же загадка, пословица, предложение из сказки и т.д. могут быть использованы на уроках по разным темам. Так, загадку про орех: «Не разбив горшочка, не съесть кашки», — в III и IV классах можно записать полностью при изучении, например, темы «Правописание слов с разделительным твердым знаком», а во II классе учащиеся, тренируясь в правописании слов с безударными гласными, запишут только слово отгадку орех. В зависимости от уровня подготовки детей преподаватель сам решает, в какой форме будет выполняться задание: выборочное списывание, запись отдельных слов (на изучаемое или повторяемое правило), запись под диктовку и пр.

1класс

Слова с жи, ши, ч а, ща, чу, щу

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.) Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (Часы.)

В брюхе — баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука, и та — на спине. (Чайник).

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча.)

Большая буква в именах людей и кличках животных

Палку толкал лапкой Полкан.

Палкой Саша шишки сшиб.

II класс

Правописание и, а, у после шипящих

Над двором, двором стоит чаша с молоком. (Месяц.)

Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка.) Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Делу — время, потехе — час. Держи карман шире. Дом как полная чаша. Конь бежит, земля дрожит. На вкус, на цвет товарища нет. Чай пить — не дрова рубить. Чудеса в решете. Чучело только видом пугает. Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

 Правописание слов с сочетаниями чн, чк, чт

Белые ручки чужие труды любят.

 Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ласточка день начинает, соловей кончает.

Ложка (бочка) мёду, бочка (ложка) дёгтя.

 Сначала (ягодки, цветочки), а (ягодки, цветочки) потом.

Старый друг лучше новых двух.

 Зимний ветер морозу помощник.

Синичка — воробью сестричка.

 Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках, зайцы спят на травушке, утки на муравушке, детки все по люлечкам.

 

Не князь по породе, а ходит в короне.(Петух.)

Новая посудина вся в дырах. (Корзина.)

Много рук, а нога — одна. (Дерево.)

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

 Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Говорят, говорят у нас так: Курочки на улочке — кудах-тах-тах,

 Свинки у осинки — хрю-хрю-хрю,

Овечки у речки — бе-бе-бе,

Козочки у лозочки — ме-ме-ме,

Коровки у дубровки — му-му-му,

Конюшки у горушки — и-го-го.

Кукушечка, кукушечка, птичка серая рябушечка!

Подошла Хаврошечка к яблоне. Веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились.

(Как звали злых сестёр Хаврошечки?)

 Правописание слов с ь(обозначение мягкости согласных буквой ь)

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой.)

Я — вода и по воде плаваю. (Льдина.)

Что вверх корнем растет? (Сосулька.)

Сколько по ней ни иди, всё будет бежать впереди. (Тень.)

Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен, поднимают. (Якорь.)

Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.)

Больному всё горько.

Больше думай (слушай), меньше говори.

Смелость города берёт.

Осень — перемен восемь.

 

Мой Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

Вырастет побольше.

 

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.

На иве галка, на берегу галька.

 

Правописание слов с разделительным ь

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)

Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, трава.)

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воде, да не птица. (Вьюга.)

Бьётся как рыба о лёд.

Своя семья — самые верные друзья.

Не игла шьёт, а руки.

Море — рыбачье поле.

Ученье — путь к уменью.

Здоровью цены нет.

Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть.

Февраль силён метелью, а март—капелью. Апрельские ручьи землю будят. Осенью и у воробья пир.

Если зимою вьюги, то летом ненастье.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там и дождь прольётся.

Муравьишка в чаще Дуб тяжёлый тащит. Эй, товарищи-друзья, Выручайте муравья! Правописание звонких и глухих согласных в середине

И на конце слова

Кругленьким, маленьким до неба докинешь. (Глаз.)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)

Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь.)

Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лёд.)

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Маленький конь, а всё озеро выпил. (Ложка.)

У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб.)

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

 Кошка на порог, а мышка в уголок.

 Шубка зимой не шутка.

Кошка клубком — на мороз.

Улитка.

 Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепёшки,

Свиные ножки,

Кашки горшок,

Хлеба ворошок!

Сеня вёз воз сена.

 



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)