Справедливость — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. В общей теории морали категория справедливости связана в основном с идеей равенства.
Педагогическая справедливость – это мера объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых
Педагогическая справедливость - беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий.
ü В педагогической этике понятие справедливости, помимо общих черт, имеет специфические. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т. д. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное качество учителя, с другой — как оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.Категорией справедливости оцениваются такие действия и поступки учителя, такое отношение к учащимся и всем членам педагогического коллектива, которые исключают предвзятость, волюнтаризм, неоправданное и незаслуженное предпочтение одних лиц другим.
ü В педагогической этике понятие справедливости имеет свою специфику. Если в общей теории морали оно связано в основном с идеей равенства, то в педагогической морали это равенство не выступает в чистом виде. «Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»,— писал В. А. Сухомлинский
Категорией справедливости оцениваются социально значимые и общественно необходимые дидактико-воспитательные действия учителя, определяется соответствие его заслуг уважению и признанию, которые воздают ему педагогический и детский коллективы.«Справедливый человек» — это лучшая похвала любому гражданину. «Справедливый педагог» — это больше, чем похвала. Это оценка моральных и деловых качеств человека. Это уважение и признание ума и человечности, принципиальности и бескомпромиссности.
Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. Но добро шире справедливости. Справедливость можно считать минимумом добра в том смысле, что она тоже добро. В моральном сознании учителя справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, выступает своеобразным мерилом объективности этой оценки, ее соответствия конкретным делам.
Представленное выше поле смыслов принципа справедливости и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.
1. Критерии качества условий образовательной деятельности.
Условия образовательной деятельности, формирующие одинаковые возможности для всех участников образовательной деятельности.
Условия образовательной деятельности, обеспечивающие одинаково уважительные взаимоотношения всех участников.
Условия образовательной деятельности, направленные на сохранение личного достоинства всех участников.
. Критерии оценивания хода и результатов деятельности.
Равенство подходов к оценке деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
Стабильность принципов оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
Открытость системы критериев, используемых для оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от его пола, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения и т.п.
Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от личного отношения к участнику и от его личных качеств.
Критерии безопасности участников.
Защищенность всех участников образовательного процесса от публичных унижений, оскорблений, угроз и недоброжелательного отношения.
Критерии качества участников.
Способность признать заслуги другого как объективное основание для оценивания деятельности и достижений.
Готовность в равной мере уважать собственные оценки и оценки других участников образовательного процесса.
Способность уважать права и достоинства других участников образовательного процесса.
Владение умениями оценить качество собственной деятельности и достижений.
Владение умениями соотнести качество собственной деятельности и достижений с качеством деятельности и достижений других участников образовательного процесса.
Учителю важно помнить, что:
Ø Справедливость учителя важна как при оценке знаний, так и поступков учащихся. Оценку, не учитывающую мотивов совершенного поступка, дети воспринимают как несправедливую.
Ø «Парадоксальность дидактогений,— подчеркивал В, А. Сухомлинский,— заключается в том, что они бывают только в школе — в том священном месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем... Дидактогений — детище несправедливости. Несправедливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это прежде всего равнодушие. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем — окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой,— даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них сын...» (Сухомлинский).
Ø В. А. Сухомлинский настоятельно подчеркивал, что предупреждение дидактогений зависит от нравственной и педагогической культуры учителей и родителей. Главной чертой ее должно быть понимание духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его горе, его обиды и страдания готовы разделить.
Ø Если учитель, поставив несправедливую, по глубокому убеждению ученика, оценку, сообщает об этом родителям с соответствующими комментариями, ребенок ожесточается и против учителя, и против школы, охладевает к учению. «Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности» (Сухомлинский).
Ø Ни в одном виде деятельности несправедливость не наносит такого вреда и морального ущерба, как в педагогической. Несправедливость учителя в большом и малом не просто оставляет глубокую рану в душе ребенка. В конечном итоге она подрывает авторитет школы, порождает недоверие у детей к старшему поколению. Поэтому учитель всегда должен быть образцом справедливости во всех делах и поступках.