Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фенологические наблюдения за растениями



2019-12-29 389 Обсуждений (0)
Фенологические наблюдения за растениями 0.00 из 5.00 0 оценок




По организации самостоятельной работы студентов

 

 

 

 

 

УФА 2018

Задание 1.  Цель задания: получить представление о Галактике, планетах Солнечной системы, их размерах, расстоянии от Солнца, периоде обращения вокругСолнца: познакомиться с дви­жением Луны вокруг Земли, лунными фазами и причиной их сменяемости.

Методические рекомендации

При выполнении данного задания необходимо заполнить таблицу,  что позволит систематизировать знания о расположении больших планет на орбитах, об их удаленности от Солнца, о некоторых физических свойствах.

Вопросы по теме «Земля — планета Солнечной системы»:

1.Что произошло в результате Большого взрыва?

2. Как давно существуют Солнце и Земля?

3. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?

4.  Чем планеты внешней группы отличаются от внутренней?

5. Что такое астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

6.  Какие четыре природных состояния вещества вам известны? Какое из них самое распространенное?

Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы».

Характеристика планет Солнечной системы

 

Характе-ристики

                                Планеты

Мер-курий Ве-не-ра Земля Марс Юпи-тер Са-турн Уран Неп-тун Плу-тон
1.Среднее расстояние от Солнца                     
2. Период обращения вокруг Солнца                  
3. Период обращения вокруг своей оси                  
4. Радиус (относи-тельно радиуса Земли)                  
5. Масса                  
6. Средняя плотность                  
7.Спутники (кол-во)                  

 

 

Литература

1. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. М., 2002.

2. Петросова Р.А. и др.  Естествознание и основы экологии. – М., 1997

3. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. – Минск, 1987. и др.

Задание 2. Выбрать и написать реферат на темы:

По землеведению и краеведению

1. Планеты Солнечной системы.

2. Литосфера – твердая оболочка Земли. (Строение и ее состав. Полезные ископаемые. Землетрясения и вулканы)

3.  Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (Строение и ее состав. Вода в атмосфере. Ветры и их виды. Погода и климат)

4.  Гидросфера – водная оболочка Земли (Мировой океан. Воды суши (реки, озера, подземные воды, болота).

5.  Особо охраняемые территории в Башкортостане. Красная книга Башкортостана

6. Зона Арктических пустынь. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны)

7. Тундра. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны)

8.  Тайга (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны)

9. Смешанные и широколиственные леса. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны)

10. Степи. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны)

11. Пустыни. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны)

Раздел «Ботаника»

12.  Вирусы

13.  Бактерии

14.  Грибы

15. Лишайники

16. Водоросли

17.  Мохообразные.

18. Папоротникообразные.

19. Голосеменные растения.

20. Покрытосеменные растения.

 

Раздел «Зоология»

21. Простейшие

22. Кишечнополостные

22. Черви

23. Моллюски

24. Паукообразные

25. Насекомые

26. Рыбы

27. Земноводные

28. Пресмыкающиеся.

29. Птицы

30. Млекопитающие

 

Оформление

Общая характеристика: строение, питание, размножение.

Классификация (виды, представители)

Распространение и значение в природе и для человека.

Занимательные факты об объекте исследования.

 

Методические рекомендации к подготовке реферата

 

Студенту после выбора темы реферата необходимо уяснить себе                 содержание темы, её узловые теоретические аспекты и отдельные проблемы. С этой целью сначала нужно ознакомиться с избранной темой по программе курса, прочитать соответствующую литературу, предлагаемую в данном пособии и только после этого приступать к подбору дополнительной литературы.

 Следует соблюдать требования, предъявляемые к оформлению                                            реферата:

1) содержание темы раскрывается в соответствии с планом, включающим введение, 3-4 вопроса, заключение и список использованной литературы.

 2) объём реферата – не менее 15 печатных страниц. На титульном листе должны быть приведены исходные данные: название института, факультета, название темы, фамилия, имя, отчество студента, город и год написания реферата.

Литература

 

1. Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологи. – Мн., 1991.

2. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. М., 2002.

3. Петросова Р.А и др. Естествознание и основы экологии. – М., 1997

4.  Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М., 2001.            5. Яковлев Г.П., Челомобитько В.А. Ботаника. – М., 2000.

Задание 3. Ведение фенологических наблюдений за сезонными изменениями в природе.

 Цель: закрепитьтеоретические знания по естествознанию и экологии; развивать умение наблюдать и описывать наблюдаемые объекты; расширить знания о местной фауне и флоре.

Задание: Систематически в течение года проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе  и данные записывать в таблицу

 

СЕЗОН года (Осень)

Месяц (сентябрь)

Наблюдения за

метеорологическими явлениями

Наблюдения за растениями

Наблюдения

за животными

Дата (число)

Методические рекомендации

Организация фенологических наблюдений — очень важ­ная часть в подготовке учителя начальных классов. Феноло­гические наблюдения проводят в течение всего года.

           Студенты наблюдают за сезонными явлениями в неживой и живой природе. К явлениям  неживой природы относят:

           - климатические явления: первые проталины, сход снежного покрова, поздние снегопады и заморозки, зимние оттепели и грозы и т.д.

           - гидрологические явления: начало и конец ледохода, половодья, образования ледяных закраин, ледостав и т.д.

           К явлениям живой природы относят:

           - фенофазы у растений: распускание почек, цветение; созревание плодов и семян, осенняя раскраска листьев, начало и конец листопада и т.д.

           - фенофазы у животных: появление насекомых весной, исчезновение осенью, весенний прилет птиц, появление птенцов, осенний отлет и т.д.

 

Наблюдения за неживой природой

Метеорологические наблюдения

 Цель: познакомиться с особенностями погоды и кли­мата своей местности, проводить наблюдения за погодными явле­ниями, приобрести умения работать с ме­теоприборами, устанавливать связь между погодой и климатом на  конкретном материале.

К числу местных признаков, определяющих погоду и ее изменения, относятся форма облаков и вид атмосферных осадков, сила и направление ветра, давление и температура воздуха, образование росы, тумана. При этомприобре­таются умения и навыки пользования метеоpoлогически­ми приборами.

Температура воздуха. Наблюдения за температурой воздуха ведут по термометрам, защищенным от прямых солнечных лучей, искажающих их показания.

Давление атмосферы. Для определения давления служит барометр-анероид.

Ветер. Прибором для определения направления и ско­рости ветра служит флюгер. Обычно он состоит из легкой металлической флюгарки, которая под действием ветра поворачивается и указывает его направление.

Влажность воздуха. Для измерения влажности воздуха используют волосной гигрометр — прибор, на шкале ко­торого нанесены деления, указывающие процент относи­тельной влажности.

Облачность определяется на глаз. Облака мысленно сго­няют в одну сторону и устанавливают, какая часть неба покрыта облаками. Оценка ведется по десятибалльной шкале от 0 до 10: ясно — 0, незначительная облачность — 1—4, половина неба в облаках — 4-6, облачность с просветами — 7—9, пасмурно или сплошная облачность — 10 баллов.

Форма облаков определяется по внешнему виду: обла­ка верхнего яруса (выше 6 км) — перистые; облака сред­него яруса (от 2 до 6 км — высокослоистые, высококу­чевые; облака нижнего яруса (от 2 км и ниже) — слоис­тые, слоисто-кучевые, кучевые, кучево-дождевые, слоисто-дождевые.

Атмосферные явления. К атмосферным явлениям отно­сят все виды осадков, туманы, пыль, дождь, метель, опти­ческие и электрические явления. Для краткости их записы­вают условными  знаками.

  По заданию преподавателя каждый студент один раз в неделю проводит наблюдения за погодой, за климатическими и гидрологические явлениями фиксирует их в своих дневниках наблюдений в виде таблицы (см. ниже). Для более точных результатов можно проводить 3—6 на­блюдений за день. Преподаватель ежемесячно проверяет и оценивает индивидуальные дневники наблюдений.

 

Фенологические наблюдения за растениями

Для ежедневных (еженедельных) наблюдений выбира­ют один или два объекта растений и животных, наиболее распространенных в данной местности (наблюдают заих развитием и образом жизни). В качестве растительных объек­тов подходят древесные и кустарниковые породы. В этом случае наблюдения проводят с марта — апреля идо конца сентября. 

 Наблюдения необходимо прово­дить регулярно, чтобы не пропустить отдельные фазы раз­вития растений или животных.

Для фиксации фенологических наблюдений рекоменду­ется использовать несколько таблиц, позволяющих более точно и последовательно характеризовать сезонные изме­нения в растительном и животном мире. В таблицы записы­вают названия 5 — 7 деревьев и 2 — 3 видов кустарников, которые растут поблизости от учебного заведения или ме­ста жительства студента.

Ежегодные наблюдения и их фиксация позволяют со­ставить фенологический календарь, содержащий важные сведения, которые рекомендуется использовать при изуче­нии живых организмов.

Необходимо фиксировать все сезонные изменения в повадках животных. Наиболее удобные объекты — птицы и насекомые. Наблюдая за птицами, следует отметить время прилета, начало весеннего пения или токования, постройки гнезда, откладывания яиц, их насиживания, появления птенцов, вылета птенцов из гнезда, осеннего отлета. В го­родских условиях легче проводить наблюдения за грачами, скворцами, городскими ласточками. В парках, на лесопо­лосах можно наблюдать за зябликами, дятлами и другими птицами.


 Фенологические наблюдения за древесными растениями

           Фенофазы
1. Начало сокодвижения
2. Набухание почек
3. Начало распускания почек
4. Появление первых листьев
5. Полное распускание листвы
6. Зацветание
7. Начало массового цветения
8. Конец массового цветения
9.Первое появление плодов и семян
10.Массовое созревание плодов
11. Вторичное цветение
12.Начало осеннего расцвечивание     Листвы
13. Начало листопада
14. Массовый листопад

 



2019-12-29 389 Обсуждений (0)
Фенологические наблюдения за растениями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фенологические наблюдения за растениями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)