Представления софистов о праве и законе
Зачатки юридической науки в представлениях софистов проявились, в первую очередь, в обосновании возможности установления норм социальной жизни человеком. «Человек есть мера всех вещей», — утверждал Протагор (481—413 до н.э.). Согласно Протагору полисы и законы — это нс данность природы, а «мудрые изобретения», продукт человеческого познания природы вещей. Софист Горгий (ок. 483—375 до н.э.) к важнейшим достижениям человеческой культуры относил писаные законы, которые называл «стражей справедливости». При этом от писаного закона Горгий отличал «божественный и всеобщий закон», который по ценности ставил выше полисного. Необходимо отметить, что ряд софистов вводят разграничение закона полиса (nomos , а) и закона природы (phisis, а) (младший софист Гиппий, 460—400 до н.э.). Другой младший софист Антифонт (ок. 400 до н.э.) впервые заметил различие естественных прав, или «равенства всех людей по природе», и прав, которые дает полис (позитивное право). При этом приоритет Гиппий отдавал «велениям природы»: «Многие (предписания, признаваемые) справедливыми по закону, враждебны природе человека... Ибо предписания законов произвольны (искусственны), (веления же) природы необходимы». И хотя представления софистов подвергаются критике за повышенный субъективизм в оценке объективного мира и человека, живущего в нем, софисты первыми положили начало философскому выяснению оснований разграничения права и морали, подчеркивая земную природу законов, а не мифологически-божественную. Софисты не оставили специальных исследований по праву (а это и невозможно, учитывая слабо дифференцированный характер гуманитарных знаний в древнюю эпоху). Рационализация политико-правовых представлений в творчестве софистов связана, в первую очередь, с передачей права установления норм социальной жизни человеку. Определение человека как меры всех вещей (Протагор) открывало возможность рационального — аналитического, а не сакрального — апологетического отношения к существующему праву. Тем не менее софисты внесли определенный вклад в формирование юридической науки: обосновали деление права на естественное и позитивное, что впоследствии легло в основу теории естественных прав человека; с позиций естественного права обосновали аксиому правового равенства людей; обосновали факт разнообразия законов. При этом стремились доказать условность государства и закона (nomos, а), их несовершенство. Знание, выработанное софистами, носило фрагментарный и во многом умозрительный характер, не вылилось в целостную и законченную научную концепцию. С именем Сократа связано появление концепции «философско-правового рационализма» или рационального понимания права. Подобно софистам, Сократ (469—399 до н.э.) различал естественное право и законы полиса. Сократ формулирует важную идею тождества разумного, справедливого и законного. Человек, не знающий законов, требований справедливости, считал Сократ, не может поступать правильно. Утверждая, что править должны знающие, Сократ, по сути, формулирует принцип компетентного правления. Конечно, теоретическая позиция Сократа была далека от существовавших в его времена политических порядков. Сократ предстает символом долга (С. Кьеркегор), он отождествлял закон и справедливость, полагая любой закон справедливым, расходясь во мнении по этому вопросу с большинством софистов. Сократ был уверен, что все законы должны исполняться, а изменять их следует при помощи рациональной аргументации, а не насилия. Он остался тверд в своих убеждениях даже перед лицом смертного приговора. Своими воззрениями Сократ стремился возвысить роль законов, создаваемых на основе разума, знания в противовес правовым функциям обычаев, обрядов, ритуалов. Обсуждение нравственной и правовой проблематики Сократ поднял на уровень логических дефиниций и понятий, заложив тем самым начало собственно теоретического исследования в данной области. «Государство» и «Законы» в объективном идеализме Платона Платон — ученик Сократа, уделял особое внимание проблемам справедливости, законности, порядка и равенства. Им создана целостная концептуальная система знаний относительно государства и права. В диалоге «Государство» представлена концепция идеального государства (эйдос), которое первично и существует независимо от воли людей, но может быть реализовано ими в политико-правовой действительности (в мире вещей). Эта концепция носила исключительно философский характер и не опиралась на эмпирический материал. В идеальном государстве Платона правители — философы управляют «по добродетели и науке». Реальные государства для Платона — это искажение идеи государства в угоду корыстным интересам и сиюминутной выгоде. Еще один знаменитый диалог «Законы» направлен на изучение реального государства. В реальности, как полагает Платон, трудно найти тех, кто управлял бы «по добродетели и науке», поэтому реальное государство отличается от идеального, в первую очередь тем, что носителем высшей власти должен быть закон, следовательно, необходима конституция. В «Законах» Платон выдвигает целый ряд важных политико-правовых идей — создает классификацию форм правления государства в зависимости от количества правящих и их отношения к законам, вводит понятия «смешанной конституции» (под конституцией подразумевается форма государства) и «пропорционального равенства». Вклад Платона в юридическую науку состоит в обосновании основных постулатов, ставших аксиомами для правовой жизни античных полисов, а позднее трансформированных другими мыслителями в главный принцип правового государства: господство закона и равенство всех граждан перед законом. Для идеального государства, полагал Платон, необходима строгая иерархия обязанностей (правители, стражи, ремесленники, земледельцы), при этом справедливость понималась как состояние, в котором каждый занимается своим делом. Сословная (кастовая) структура общества более всего соответствует интересам государства, так как гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание. При этом закону подчиняются все без исключения граждане; не должно быть отрыва самых бедных от самых богатых; нельзя допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством. И тем не менее учение Платона нельзя назвать конкретно-правовым, оно является философским, т.е. основанным не столько на опытном, сколько на сверхопытном знании. Политико-правовая проблематика освещается Платоном с позиций идеального понимания государства и права.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (552)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |