Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология и программа юридического научного исследования. Выбор исследовательской методики.



2019-12-29 539 Обсуждений (0)
Методология и программа юридического научного исследования. Выбор исследовательской методики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Высший уровень образует философская методология. Ее содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень методологии можно обозначить как уровень общенаучных принципов и форм исследования. Сюда входят как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или по крайней мере на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, хотя и необязательно в одинаковой степени, так и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач. Следующий уровень – конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур,

применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Наконец, последний уровень методологии образуют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой его только и можно включать в массив наличного знания

В научном познании используются фундаментальные понятия разной степени общности. Это – частнонаучные категории, область применения которых ограничена, как правило, предметом частной (специальной) науки, общенаучные категории, используемые многими науками; всеобщие, философские категории, на которые опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без философии и её категориального аппарата. Такое же трехуровневое деление в зависимости от сферы применения существует относительно методов познания – частнонаучные, общенаучные, всеобщие методы. Существующая система категорий и методов соответствует первым трем уровням методологии. Они наглядно представлены в таблице.

Уровень Методология методы категори

1 философская всеобщая всеобщая

2 Общенаучных принципов и форм исследования Общенаучные Общенаучные

3 Конкретно-научная Частонаучные специальные Частонаучные

4 Методика и техника исследования _ _

Как следует из таблицы 1, 2. 3-му уровням методологии присущи свои методы и категории, а у 4-го уровня они отсутствуют.

Методика и техника исследования не являются методологией. На наш взгляд, они представляют собой активный процесс поиска и сбора средств (интеллектуальных и предметных) и их применения для решения конкретной единичной научной проблемы отдельным исследователем или коллективом, основывающимся на своих предпочтениях и мировоззренческих позициях. Как видно, этот процесс состоит из двух этапов:1) поиска и сбора необходимых средств и 2) применения этих средств.

Каждый исследователь видит решение отдельной научной проблемы, опираясь на свое мировоззрение, благодаря чему и вырабатывается своя методика и техника исследования, а с изменением изучаемой научной проблемы меняется и методика и техника. Выработка методики – это творческая деятельность исследователя, которая показывает, насколько умело он может использовать свои знания в области методологии и методов в решении научной проблемы. А результат этой творческой деятельности в виде научного трактата может перейти в разряд конкретно-научной методологии, если в нем содержится качественно новый подход к исследованию проблем государства и права. Вторая причина кроется, на наш взгляд, в самом названии «методология». Термин «Методология», если проанализировать его исторические корни, производен от греческих слов «methodos» и «logos». «Methodos» – это «путь, исследование, прослеживание». «Logos» – «понятие; мысль, разум».

Рассмотрим каждый компонент методологии в отдельности. а) Мировоззренческая позиция исследователя – обусловленное социально-культурными, иными внешними факторами и личностными характеристиками отношение исследователя к изучаемой проблеме. Сейчас мало кто отрицает тот факт, что выбор исследователем в процессе изучения государственно-правовых явлений научных принципов, методологических подходов, сама постановка целей исследования и их результаты в значительной мере предопределяются философскоюридическим мировоззрением, миропониманием или позицией ученого. Ведь приступая к исследованию тех или иных специальных проблем, в частности правовых, исследователь неизбежно выражает свое отношение к этим проблемам и ко всем тем сопричастным научным решениям, которые уже выдвинуты и освещены в литературе. Критическая оценка этих решений осуществляется на основе специальной

(профессиональной) мировоззренческой ориентации автора, его принадлежности к той или иной школе или направлению в науке, лишь после ознакомления с которой становится понятным, почему конкретный вопрос, избираемый для исследования темы, становится и решается именно так, а не иначе. б) Фундаментальные общетеоретические концепции права представляют собой различные типы правопонимания или способы осмысления права. Тип правопонимания – базирующийся на особенностях методологии правопознания философско-юридический (методологический) подход обоснованию общего понятия права, закономерностей его происхождения, сущности, форм (источников) выражения, взаимоотношений с государством. В зависимости от того, что берется за основу понимания права – идеи, нормы или действия (отношения) – можно выделить следующие типы правопонимания: 1) естественно-правовое; 2) нормативное; 3) социологическое; 4) психологическое. В истории правовой мысли эти направления (теории, учения) развивались обособленно, в оппозиции друг к другу. Кроме того, каждое из этих крупных научных направлений имеет свое собственное подразделение, обусловленное особенностями подходов в рамках этого общего направления. У каждого типа правопонимания свое видение формирования права и своя трактовка понятия «право» в) Понятия и категории права .Ранее мы упомянули о существовании трех уровней категорий. Это всеобщие философские, общенаучные и частнонаучные категории. Категории – это широкие, предельно обобщенные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства, признаки и связи определенной совокупности объектов реального мира. Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в категориях, понятиях и научных определениях свой предмет. Поэтому каждая наука вырабатывает свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат юридической науки – система преимущественно правовых категорий, идеально (в мышлении) воспроизводящих строй правовой жизни общества и выступающих инструментом изучения и освоения правовой действительности. В более широком значении - это система философских, правовых и иных категорий и понятий, применяемых наряду с принципами и законами диалектической логики (философского метода), частнонаучными методами для познания, изучения и освоения государственно-правовой действительности.

 



2019-12-29 539 Обсуждений (0)
Методология и программа юридического научного исследования. Выбор исследовательской методики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология и программа юридического научного исследования. Выбор исследовательской методики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)