Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к разработке показателей эффективности реформ государственного управления в России



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Подходы к разработке показателей эффективности реформ государственного управления в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Ряд недавних эмпирических исследований показывает, что качество государственного управления влияет на приток иностранных инвестиций в страну[8], а прозрачность государственных органов и эффективные механизмы внешней подотчетности тесно связаны с показателями экономического роста[9]. Наконец, существует взаимосвязь между качеством государственных услуг и уровнем бедности[10]. Таким образом, повышение эффективности государственного управления является одним из условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния населения.

В настоящее время в России реализуется и разрабатывается целый ряд реформ, направленных на совершенствование качества государственного управления как на федеральном, так и на суб-национальном уровнях. Масштабность преобразований в государственном секторе, большое количество взаимосвязанных мероприятий, параллельная реализация реформ в отдельных отраслях государственного управления существенно осложняет задачу мониторинга и оценки результатов реформ. Поэтому для целей разработки системы показателей реформы государственного управления предлагается выделить ключевые направления реформ: административную реформу, реформу государственной службы и бюджетные реформы. В соответствии с таким выделением можно определить основные цели реформы государственного управления на федеральном уровне (Рис. 1). Необходимо отметить, что существует ряд отраслевых программ модернизации, которые способствуют развитию органов государственного управления в отдельных областях (модернизация казначейской системы, налогового администрирования и т.п.).


Стратегическая цель : повышение эффективности государственного управления для обеспечения достижения целей социально-экономического развития

Цель 1: Создание оптимальной структуры и системы распределения функций ФОИВ для обеспечения эффективной работы органов госуправления и повышения качества госуслуг Цель 2: Снижение уровня гос. регулирования в экономике   Цель 3: Повышение профессионализма, престижа и конкурентоспособности госслужбы   Цель 4: Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов   Цель 5: Укрепление механизмов прозрачности и внешней подотчетности органов госуправления  

Рис. 1 Цели реформы государственного управления[11]

Учитывая ограничения, связанные с использованием международных интегральных показателей государственного управления, представленные в предыдущем разделе, представляется целесообразным рассматривать международные показатели государственного управления в комплексе, предполагая, что возможные отклонения в значениях данных показателей не носят системного эффекта. В то же время, необходимо принимать во внимание, что значения данных показателей во многом носят справочный характер, и анализ динамики данных показателей в отрыве от показателей результативности на уровне целей и задач может привести к ошибочным выводам. 

Таким образом, для целей мониторинга и оценки реформ государственного управления наиболее актуальны показатели результативности и индикаторы непосредственных результатов реализации отдельных целей и задач реформы государственного управления. В Таблице 1 представлены предложения по формулировке целей и задач выбранных направлений реформ в сфере государственного управления. Для уровня целей представлены показатели результативности ( outcome), отражающие влияние предпринятых мероприятий реформ на достижение их целей. Для уровня задач сформулированы показатели непосредственных результатов (output) проведения отдельных мероприятий в рамках реформ государственного управления .

Предлагаемая ниже схема целей и задач является предварительной и требует уточнения после принятия соответствующих концептуальных и программных документов в области административной реформы. Перечень предлагаемых показателей непосредственных результатов и показателей результативности не является исчерпывающим и во многом учитывает международную практику. Разумеется, опыт различных стран и разработанные диагностические инструменты предлагают гораздо более широкий спектр возможных показателей эффективности государственного управления. Показатели результативности и непосредственного эффекта, включенные в таблицу, были отобраны, так как (а) представляется, что они в большей степени актуальны для российских условий; (б) многие из них были успешно использованы в других странах; (в) показатели основаны на использовании широкого спектра источников данных, в т.ч. данных ведомств, обследований, результатов оценки результатов собственной деятельности, правовых документов и т.д., и поэтому представляют более объективную основу для проведения оценки.

 

Таблица 1. Система мониторинга реформ государственного управления в России

Блоки реформ Цели и задачи Показатели результативности/показатели непосредственного эффекта Источники данных
Административная реформа Цель 1: Создание оптимальной структуры и системы распределения функций ФОИВ для обеспечения эффективной работы органов госуправления и повышения качества государственных услуг § Восприятие населения о доступности и качестве госуслуг[12]; § Ориентация государственных служащих на оказание услуг; институциональный климат на государственной службе; § Доля исполнения утвержденных стандартов госуслуг и административных регламентов § Опросы населения о качестве оказания госуслуг (ВБ) § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.) § Независимый мониторинг со стороны НПО, общественных организаций, оценка государственных органов
Задача 1.1. Оптимизация структуры и численности государственного аппарата и подведомственных организаций § Количество ФОИВ по типам органов; § Доля вакансий; § Численность госслужащих в % к численности населения; § ФОТ госслужащих в % к ВВП (к расходам федерального бюджета)[13] § Доля фактически реструктурированных/ упраздненных подведомственных организаций к общему количеству, утвержденному Комиссией по административной реформе § Динамика численности и расходов на содержание подведомственных организаций § Законодательные и нормативные акты; § Данные ФОИВ; § Данные ФСС; § Решения Комиссии по административной реформе  
  Задача 1.2. Оптимизация исполнения функций исполнительной власти на основе результатов функционального обзора § Доля фактически ликвидированных (переданных на другой уровень власти, в СРО, в частный сектор) функций по результатам проведения функционального обзора ФОИВ по сравнению с количеством функций, подлежащих ликвидации (передаче на другой уровень, в СРО, в частный сектор) по решению Комиссии по административной реформе; § Количество упраздненных/вновь учрежденных должностей по результатам функционального обзора ФОИВ § Решения Комиссии по административной реформе § Данные ФОИВ
  Задача 1.3. Оптимизация деловых процессов и внедрение административных регламентов и стандартов государственных услуг § Количество ФОИВ, создавших комиссии по разработке административных регламентов; § Количество утвержденных административных регламентов функций и межведомственного взаимодействия; § Доля утвержденных регламентов, внедрение которых позволило сократить время/повысить качество исполнения государственных функций; § Количество жалоб внешних лиц (граждан, организаций) по несоблюдению административных регламентов, в т.ч. рассмотренных в пользу внешних лиц; § Доля госуслуг с утвержденными стандартами исполнения в общем количестве госуслуг; § Количество ФОИВ, осуществляющих регулярный мониторинг и оценку качества оказываемых госуслуг; § Доля госуслуг, информация о качестве исполнения которых представлена на официальных веб-сайтах ФОИВ § Доля ЭАР в общем количестве административных регламентов; § Доля госуслуг, оказываемых по принципу «единого окна» § Доля государственных услуг, оказываемых с использованием электронных средств связи, в общем количестве оказываемых госуслуг (оценивается как доля услуг, которые могут быть оказаны с использованием электронных средств связи и количество фактических транзакций) § Данные ФОИВ § Данные Комиссий по разработке административных регламентов § Опросы населения о качестве государственных услуг § Результаты мониторинга веб-сайтов
Административная реформа/ Цель 2: Снижение уровня государственного регулирования в экономике § Восприятие представителями бизнеса уровня административных барьеров в отдельных сферах экономической деятельности § Рост доли малого и среднего бизнеса в ВВП и общей численности занятых § Рост доли частного сектора в ВВП   § Мониторинг реформы дерегулирования (ЦЕФИР) § Обследования бизнес-кругов (ВБ – BEEPS)
Задача 2.1. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования § Снижение количества органов, осуществляющих инспекции хозяйствующих субъектов § Количество государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, внедрившие принцип «единого окна» § Количество режимов   § Данные ФОИВ
Задача 2.2. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам § Доля контрольно-надзорных функций, переданных в СРО   § Данные ФОИВ
Реформа государственной службы Цель 3: Повышение профессионализма, престижа и конкурентоспособности государственной службы § Восприятие населением престижа и качества работы государственных служащих § Восприятие госслужащими уровня престижа госслужбы и степени внедрения принципа учета заслуг и достоинств § Индекс доверия к ведомственной политике (позволяет выявить аспекты: (а) последовательность данной политики; (б) доведение политики до госслужащих; (в) поддержка политики со стороны госслужащих; и (г) наличие вмешательства в управление на микроуровне со стороны политических сил) § Индекс доверия к правилам по вопросам набора сотрудников, оценки эффективности труда, управления производительностью, подготовки кадров, делопроизводства, справедливости, предсказуемости карьерного роста) § % текучести кадров на должностях начальников управлений/департаментов и заместителей руководителей ФОИВ при смене руководителя ФОИВ (деполитизация) § Опросы населения ФОМ (проведенные МЭРТ в рамках программы) § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.) § Данные ФОИВ
  Задача 3.1[14] Создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы § Прогресс в создании современной нормативно-правовой базы построения и функционирования государственной службы (принятие закона о ГГС и соответствующих правовых актов, позволяющих внедрить новые принципы управления госслужбой) § Оценка международных организаций (например, ОЭСР)
  Задача 3.2. Определение обязанностей, полномочий и мер ответственности госслужащих на основе должностных (служебных) регламентов § Доля ФОИВ, внедривших должностные регламенты для государственных служащих § Восприятие госслужащими степени внедрения должностных регламентов на практике § Мнение госслужащих о взаимосвязи административных и должностных регламентов в практике их фактического внедрения § Данные ФОИВ § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)  
  Задача 3.3. Внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности госслужащих, рациональное использование ресурсов в системе госслужбы § Доля ФОИВ, внедривших принцип оплаты труда по результатам; § Динамика изменения структуры денежного содержания госслужащих (должностной оклад, надбавки, премии по результатам работы) § Доля льгот, переведенных в денежную форму § Соотношение уровня оплаты труда и льгот в ФОИВ и в частном секторе § Отношение средней начисленной заработной платы госслужащих ФОИВ к ВВП на душу населения § Коэффициент сжатия размеров оплаты труда в федеральной государственной службе § Отношение госслужащих к процедуре периодической аттестации и ее влиянию на премирование госслужащих/продвижение по службе § Количество дисциплинарных санкций, примененных к госслужащим за невыполнение должностных обязанностей § Данные ФОИВ § Данные ФСС § Сравнительные обследования уровня оплаты труда в государственном и частном секторе (DFID – федеральный уровень, 2003 г., ВБ – региональный уровень 2004 и 2005 гг., федеральный – 2005 г.)
  Задача 3.4. Обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства Показатели непосредственного эффекта и показатели результативности по данной задаче представлены в составе Цели 5 «Укрепление механизмов прозрачности и подотчетности органов государственного управления»  
  Задача 3.5. Применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности госслужащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста § Доля вакансий, замещенных по результатам открытого конкурса (в %); § Доля вакансий, замещенных на конкурсной основе из числа внешних кандидатов; § Среднее количество претендентов на замещение вакансий государственных служащих; § Доля вакансий, замещенных с использованием кадрового резерва; § Восприятие госслужащими процедур отбора и продвижения по службе; § Доля госслужащих, повышенных по службе по результатам проведения периодической оценки (аттестации) § Доля вакансий в ФОИВ; § Динамика текучести кадров в ФОИВ § Данные ФОИВ §  Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)  
  Задача 3.6 Реализация программ подготовки кадров для госслужбы и профессионального развития госслужащих § Доля госслужащих, прошедших программы переподготовки/повышения квалификации § Доля госслужащих, покинувших государственную службу в течение 1 года после прохождения переподготовки § Доля программ повышения квалификации госслужащих, содержание которых адаптировано к новым подходам к государственному управлению (требуется разработка методологии оценки курсов) § Оценка качества программ переподготовки и повышения квалификации госслужащими § Данные ФОИВ § Данные РАГС, УМНО § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)                  
  Задача 3.7. Внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе , а также законодательного регулирования профессиональной этики госслужащих § Восприятие госслужащими уровня соблюдения этических норм; § Количество дисциплинарных санкций, примененных к госслужащим при выявлении случаев конфликта интересов § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.) § Данные ФОИВ  
  Задача 3.8. Создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования госслужбы и исполнения госслужащими своих должностных (служебных) обязанностей § Восприятие госслужащими уровня материально-технических условий § Оценка уровня материально-технических условий ФОИВ § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.) § Данные ФОИВ  
  Задача 3.9. Обеспечение развития системы управления госслужбой § Создание и функционирование органа, координирующего деятельность по управлению госслужбой § Создание и ведение реестра федеральных государственных гражданских служащих § Подготовка периодических отчетов о состоянии госслужбы с использованием показателей результативности ее деятельности § Данные органа, ответственного за управление госслужбой
Бюджет-ные реформы Цель 4: Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов § Улучшение качества и доступности государственных услуг на 1 руб. затрат на предоставление данных услуг (в реальном выражении) по видам услуг § Восприятие объективности системы государственных закупок бизнес-сообществом § Опросы предприятий (BEEPS) § Опросы населения о качестве оказания госуслуг (ВБ) § Данные ФОИВ
  Задача 4.1. Повышение качества бюджетного планирования и возрастание роли перспективного финансового плана § Отклонение бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о бюджете, от ассигнований, предусмотренных перспективным финансовым планом, % § Среднее отклонение фактических бюджетных расходов (по ведомственной классификации) от предусмотренных Законом о бюджете (без последующих поправок), % § Перспективный финансовый план, Закон о бюджете, данные об исполнении федерального бюджета
  Задача 4.2 Упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета § Расходная часть бюджета разделена на бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств § Закон о федеральном бюджете, Бюджетный Кодекс, нормативные документы Правительства и Минфина
Бюджетная и административная реформы Задача 4.3. Внедрение стратегического планирования деятельности ФОИВ и отчетности по результатам деятельности и совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования § Доля министерств, имеющих стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективу, с показателями результативности деятельности и ежегодными отчетами о достижении стратегических целей; § Доля отраслевых стратегий, использующих в качестве показателей результативности повышение качества оказываемых услуг § Доля бюджетных расходов, осуществляемых в рамках федеральных и ведомственных целевых программ к общему объему непроцентных бюджетных расходов, % § Доля бюджета принимаемых обязательств, формируемая по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ, % § доля докладов о результатах деятельности СБП, качество которых признано "хорошим" и "отличным" (на основе формализованных критериев оценки) § Данные Минфина и Комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов
  Задача 4.4. Повышение качества бюджетного планирования на ведомственном уровне § Доля СБП, качество бюджетного планирования которых соответствуют утвержденным формализованным требованиям § Данные Минфина
  Задача 4.5. Определение бюджетных расходов на единицу результата по каждому направлению деятельности министерств и ведомств § Доля СБП, в которых процедуры определения и управления уровнем бюджетных расходов на единицу результата деятельности соответствуют утвержденным формализованным требованиям § Данные Минфина
  Задача 4.6. Повышение качества и конкурентности системы закупок товаров и услуг на ведомственном уровне § Доля ФОИВ, в которых система закупок товаров и услуг соответствуют утвержденным формализованным требованиям, охватывающим весь цикл закупок от определения потребностей в закупках тех или иных товаров или услуг до контроля за ходом реализации заключенных контрактов § Доля государственных контрактов, размещенных на конкурсной основе § Доля государственных контрактов, размещенных с использованием автоматизированной системы госзакупок § Среднее количество участников конкурсов на поставку товаров для государственных нужд (на сумму свыше 500 тыс. долл.) § Доля контрактов (на сумму свыше 1 млн. долл.), размещенных по итогам международных конкурсных торгов[15] § Данные Минфина § Данные Минэкономразвития § Данные ФОИВ
  Задача 4.7. Укрепление ведомственной системы управления финансами § Доля СБП, в которых система управления финансами соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части контроля и управления имеющимися ресурсами, финансовыми обязательствами и платежами § Данные Минфина
  Задача 4.8. Повышение оперативности и информационности системы финансовой отчетности ведомств и создаваемой системы отчетности о достигнутых результатах § Доля СБП, в которых система финансовой отчетности и отчетности о достигнутых результатах соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части автоматизированной обработки бухгалтерской отчетности, привязки финансовой информации к конкретным показателями деятельности (результата), мониторинга уровня расходов на единицу результата § Данные Минфина
  Задача 4.9. Создание системы управления активами § Доля СБП, в которых система управления активами соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части ведения актуализированных реестров активов, определения потребности в содержании, ремонте, обновлении активов, управления унитарными, казенными предприятиями и предприятиями с госучастием в акционерном капитале, и т.д. § Отношение доходов от государственных активов к затратам на управление ими (их содержание) § Данные Минфина
  Задача 4.10. Создание системы внутреннего ведомственного финансового контроля § Доля СБП, в которых система внутреннего финансового контроля соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части контроля за соблюдением процедур и правил, выявлении неэффективных бизнес-процессов, и т.д. § Данные Минфина
  Задача 4.11. Совершенствование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета § Организация бюджетного учета по методу начислений; § Бухгалтерский учет позволяет группировать расходы по функциям и программам § Закон о бухгалтерском учете для бюджетных организаций, данные Минфина
  Цель 5. Укрепление механизмов прозрачности и внешней подотчетности органов государственного управления § Снижение восприятия уровня коррупции деловым сообществом (BEEPS) и населением (опросы TI) § Восприятие госслужащими уровня коррупции § Доля информационных запросов, направленных в ФОИВ, по которым был получен своевременный ответ/ответ с задержкой/отказ § Опросы НПО (TI), предпринимателей (BEEPS) § Опросы госслужащих § Мониторинг НПО
Реформа государственной службы Задача 5.1. Повышение прозрачности и открытости органов государственной власти § Доля ФОИВ, соблюдающих требования Постановления №98 § Доля ФОИВ, имеющих консультативные органы (с участием заинтересованных лиц), принимающие участие в разработке стратегий развития § Количество жалоб о не предоставлении информации, рассмотренных в пользу лиц, запрашивающих информацию § Количество ФОИВ, поддерживающих «горячие линии» по вопросам нарушения профессиональной этики и коррупции (и динамика обращений в «горячие линии») § Мониторинг веб-сайтов ФОИВ § Данные НПО
  Задача 5.2. Усиление системы внешней подотчетности § Мониторинг исполнения рекомендаций внешних проверяющих органов § Данные ФОИВ и Счетной палаты


2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Подходы к разработке показателей эффективности реформ государственного управления в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к разработке показателей эффективности реформ государственного управления в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)