Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения [54]. Однако, выделение только трех уровней познавательной активности на наш взгляд не отражает современную картину активности младших школьников. Ближе к истине будет классификация следующего автора. И.П.Подласый, ориентируясь на активность ребенка, подразделяет младших школьников на пять типов [37, 142]. Наиболее распространен первый тип — хорошие исполнители («слушалки и отвечалки»). Они старательны, но безынициативны. Ведущий мотив их деятельности — опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать авторитет в классе, заслужить похвалу учителя. Второй тип — дети с интеллектуальной инициативой: они имеют собственное мнение, избегают подсказок, стараются работать самостоятельно, любят сложные задания. Третий тип — дети, у которых проявляется особое отношение к напряженной учебной деятельности. Они активны, хорошо соображают, но думают медленно, а потому пребывают все время в напряжении. Требуют индивидуального подхода. Четвертый тип — дети с заниженными интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять учебные задания, находятся в подавленном состоянии или, наоборот, демонстрируют бесшабашность. Главное для них, чтобы учитель их не заметил. Причины здесь разные: незрелость ребенка, слабая дошкольная подготовка. Наконец, в каждом классе есть небольшая группа детей, которых объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.
Констатирующий эксперимент по выявлению уровня познавательной активности младших школьников
Исследование начато в декабре 2003 года во втором классе «А» школы №26 г. Новокузнецка, занимающемся по системе Эльконина - Давыдова. Эта система базируется на ценности развития, поэтому технология развивающего обучения предполагает постановку и решение детьми учебных задач. А это значит, что основными действиями учащихся в процессе обучения становятся: рефлексия собственных знаний и способов, постановка задач по нахождению новых способов действий (или новых знаний), осуществление исследовательских (поисковых) действий, контроль и оценка результатов деятельности. Насколько самостоятельно и успешно учащийся может осуществлять все данные действия, настолько он успешен как учащийся с точки зрения педагогов. В качестве основного параметра познавательной активности в нашем эксперименте был выбран уровень мотивации учения. Для диагностики мотивации учения использовался комплекс методик, собранный Н. В. Елфимовой [18]. В качестве методик исследования в констатирующем эксперименте применялись косвенные, прямые и проектирующие методики. Косвенные методики Метод наблюдения применялся для определения исходной мотивации учения школьника. Наблюдения проводились на уроках русского языка, чтения и математики в течение двух недель. В качестве показателей наблюдения, выявляющих отношение школьника к учению, были выделены: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них; общая активность на занятиях (задают вопросы по существу дела и т.п.); наличие и характер отвлечений; отношение к средствам действия; наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию; поведение детей по окончании занятия (радуются или хотят заниматься еще, задерживаются после занятия и обсуждают с учителем содержание урока). На каждого ученика заводилась карточка наблюдений[1]. Приведенные в таблице показатели наблюдения отражают отношение школьника к осуществляемой им деятельности учения: исходную (№ 1), процессуальную (№ 2 —5) и результирующую мотивацию (№ 6). Результаты наблюдений представлены в Приложении в таблицах 1-4. Кроме наблюдений в это же время проведено анкетирование для выявления степени самостоятельности учащихся в выполнении домашних заданий и их объема (результаты представлены в таблице 5 Приложения), а также анкетирование родителей.[2] В качестве прямой методики диагностики мотивации младшего школьника использовалась беседа-интервью.[3] Вопросы, входящие в беседу-интервью, составлены таким образом, что направлены на диагностику всех четырех показателей мотивации учения младших школьников. Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 31. Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30. Виды личностно значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов № 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31. Личностно значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 30. Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования, — № 1, 2, 3, 5. Ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |