Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Речевой этикет в современной школе



2019-12-29 289 Обсуждений (0)
Речевой этикет в современной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




речевой школьник младший этикет

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям.

Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами рече-двигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает принцип внимания к материи языка, к фонетическому развитию органов речи.

Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.

У ребенка-дошкольника, который слышит и воспринимает лишь устную форму речи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. С приходом ребенка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причем важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Однако в действие вступает новое существенное обстоятельство – процесс усвоения орфоэпических норм продолжается под значительным воздействием написания, которое является источником наиболее типичных, общих для всех русских младших школьников орфоэпических ошибок.

Третье направление работы – совершенствование интонационных умений учащихся. Для решения этой сложной задачи учителю необходимо хорошо понимать сущность данного лингвистического явления. Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий

выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели и передают субъективное отношение к высказываемому.

2. Лексический уровень. Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:

1)Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.

2)Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершенностью, определенной внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнем умения, которые относятся именно к уровню текста:

•умение понять, осмыслить тему, выделить ее, найти границы;

•умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

•умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

•умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также

 

•исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Под речевым этикетом понимают выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Остановимся подробнее на понятии «этикет». Понятие это – философское, этическое. «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям».

Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа «старший – младший – равный».

Предлагаемые наукой многочисленные определения общего понятия «этикет» не включают конкретных сведений о речевом этикете, ограничиваясь следующими формулировками:

•так в «Малой энциклопедии этикета» дается следующее определение: «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям;

•Бушелева Б.В. предлагает другое определение: «Этикет – это правила, регулирующие форму, манеры поведения личности в межличностном пространстве»;

•ряд авторов, например, Бгажноков Б.Х. и др., определяют этикет, как «ядро, организующий центр традиционно – бытовой культуры общения».

Таким образом, этикет – это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей разного правового, социального, интеллектуального статуса. Этикет – это часть нравственной культуры, а нравственные ценности – главное содержание сферы действия этикета. Выбор этикетного знака – тактический прием реализации этих ценностей. Этикет, как внешняя форма поведения личности, всегда связан с определенным внутренним содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней, и если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это не проявлялось, он означает духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявится в отношениях с другими людьми.

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в культуре внешнего вида, обхождении с окружающими, формах приветствия и обращения, поведения в общественных местах, манерах вербального и реального поведения.

Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Но самую важную роль в выражении отношения к людям играет наша речь. Наша речь – это вербализация наших поступков. Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали,

сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, эстетическую, этическую, воспитательную функции.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обращению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно – поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

Исходя из определений этикета, можно сделать вывод о том, что в жизни общества этикет играет очень важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. По манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою, он принадлежит.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности.

В отличие от общих определений этикета, можно привести несколько определений именно речевого этикета. Так, А. Акишина и Н.И. Формановская предлагают следующее: «Речевой этикет – правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения и т.д.»

Другое определение мы находим у Л.П. Ступина и К.С. Игнатьева: «В широком его значении речевой этикетследует понимать как форму нормативного речевого поведения в обществе между представителями единой нации. В более узком значении под речевым этикетом подразумевается совокупность типовых высказываний, закрепленных национально-культурными и языковыми традициями в данном языковом коллективе для использования в конкретных социально-коммуникативных ситуациях».

Под речевым этикетом также понимается микросистема национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности.

Некоторые ученые указывают, что понятие «речевой этикет» имеет двойственное толкование. В широком смысле это все правила речевого поведения, все установленные обществом разрешения и запреты, связанные с речью. А в узком смыслеэто специфические формулы, принятые для поддержания общения.

На наш взгляд, наиболее точным и всеобъемлющим, которого мы придерживались в нашем исследовании, является определение, предложенное Н.И. Формановской: «…под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

Можно сделать вывод, что русский речевой этикет – понятие широкое и многогранное, он представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, доброжелательности, без которых невозможно обойтись в обществе. Поэтому оно выработало особую систему ритуалов и соответствующих словесных формул, обслуживающих потребность – устанавливать контакты принятым способом и поддерживать доброжелательную тональность общения.

На основе анализа определений речевого этикета можно сформулировать основные его функции, главной из которых является контактоустанавливающая функция. Эта функция языка проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации, т.е. эта функция обслуживает речевой контакт собеседников.

С контактоустанавливающей функцией связывают функцию ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речевых взаимодействиях. Конативная функция тесно связана с понятием вежливости.

К единицам речевого этикета имеет отношение функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на него. Ярче всего такое предназначение языка проявляется в речевом этикете в ситуациях просьбы, приглашения, совета, предложения. Из выделяемых наукой функций языка к речевому этикету имеет отношение и эмотивная функция, связанная с выражением эмоций, чувств.

Этикетное общение играет важную роль в жизни каждого человека. Но человеческое общение не сводится только к ритуалам. Этикетные ситуации составляют лишь некоторую часть общения.

Речь колеблется в такт человеческим отношениям – это этикетное видоизменение речи. Специальное этикетное общение совершается лишь время от времени, а вот видоизменение речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходит всегда.

Речь – важнейшее средство общения. Нередко о людях судят по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли, впечатления и знания. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям. Но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде и даже смерти. В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты – добрые слова, раскрывающие достоинства человека. Один и тот же комплимент, произносимый нескольким лицам или одному и тому же человеку в разное время, свидетельствует о неискренности или неумении его автора видеть лучшие качества других.

Неискренний комплимент похож на лесть и вряд ли приведет к взаимопониманию. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: «Слово не стрела, а ранит», «Слово не обух, а от него люди гибнут».

Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять позиции в споре, при этом не задевая самолюбия оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания. Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование. «Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу», – писал В.А. Сухомлинский.

Профессиональная речь всегда правильная, литературная, лишенная сленговых слов и выражений. Ребенок впитывает речь учителя и на всю жизнь сохраняет ее в своей памяти. Вот почему важно знать родной язык, пользоваться специальными словарями, слушать и смотреть передачи о правильном русском языке.

Язык народа всегда связан с его прошлым. Например, слово «пожалуйста» связано с древним обычаем уважения старших и когда-то звучало как «пожалуй, стар», слово «спасибо» происходит от пожелания наших предков «Спаси Бог».

Простейшая формула речевого этикета выглядит следующим образом: думай, кому, что, как, где, зачем говорить и какие из этого возникнут последствия.

Искусство быть приятным собеседником помогает нам в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные его правила: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильностью своей речи; соблюдать приятные речевые манеры. Кроме этого велико значение приветствия: оно настраивает людей на доброжелательный лад, так как рабочий день учителя начинается с приветствия учеников, родителей, коллег.

Из сказанного выше следует, что русский речевой этикет – сложное явление, требующее специального, целенаправленного обучения.

Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н.Г. Комлев, «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной».

Иванов А.В. выделяет несколько аспектов этикета учеников, дает определение понятию «этикет ученика», определяет этические нормы и правила этикета обучающегося, которые разработаны совместно с педагогами и учениками.

«Этикет ученика – это совокупность норм, предъявляемых образовательным учреждениям к внешнему виду, культуре речи, правилам поведения и отношениям школьника, возникающим в процессе общения как внутри школы, так и вне нее с педагогами, другими учениками и окружающими людьми. Этикет ученика базируется на общечеловеческих ценностях и этических нормах, которые сложились в обществе по отношению к школьнику.

Этические нормы, предъявляемые к ученику, определяют нравственную деятельность и нравственные отношения, возникающие в процессе жизнедеятельности школьника. Формирование этических норм ученика связано с мотивацией нравственного поведения школьника, освоением нравственных знаний, способов деятельности и отношений, востребованных обществом, поддержкой процесса саморазвития.

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Например, он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста». Но учитель расширяет и углубляет возможности ребенка в использовании этих знаний, добавляя новое, на что тот раньше не обращал внимания, например, кого и как приветствовать, какие еще вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что «освоение правил этикета происходит в реальной жизни детей. Например, утром ученики приветствуют учителя, вечером прощаются, в течение дня, обращаясь к нему и к товарищам, употребляют необходимые речевые обороты. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день – в школе и за ее пределами. Отсюда велика важность совместной работы учителя, родителей и других, близких для ребенка людей, чтобы то, что он узнал в школе, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью».

Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Начинать ее нужно уже в дошкольном возрасте, так как даже в это время ребенок может осознавать язык в качестве отдельного феномена. Исследования С.Н. Цейтлин показали, что «уже двухлетние дети способны исправлять ошибки в своей речи и замечать ошибки других;… менять свое речевое поведение в зависимости от взятых на себя ролей в различных играх и инсценировках;… проявлять попытки адаптации своей речи к условиям общения;… ощущать удачность или неудачность коммуникации и при необходимости не только повторять, но и изменять свои высказывания».

Особенно активизируется интерес ребенка к языку в период овладением чтением и письмом. В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. Это находит отражение в программах «Речь», «Речь и культура общения», «Детская риторика». В соответствии с их содержанием учащиеся младших классов получают представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладевают умениями построения связного текста в различных стилях; у них развивается чувство уместности высказывания, формируются навыки речевого этикета. Особое внимание должно уделяться правильности речи, так как одним из условий овладения литературным языком является осознанное соблюдение его основных норм – орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены

возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.

В последнее время современная школа все больше стала опираться в построении процесса обучения на его интерактивные формы как основу личностного развития школьников. Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест. Существует ряд исследований, обосновывающих особо сильное влияние диалогического способа обучения на развитие личности младшего школьника, его интеллектуальных, нравственных, духовных качеств.

В начале 90-х годов XX века группа преподавателей Пензенского государственного педагогического университета разработала курс «Речевое развитие младшего школьника». Курс был апробирован в экспериментальных классах и обсуждался широкой аудиторией учителей. И уже в течение многих лет учителя начальных классов Пензенской области один раз в неделю проводят уроки речевого развития.

В настоящее время педагоги дают высокую оценку курсу, отмечают, что появление региональной программы делает возможным проведение глубокой, полноценной работы над речевым развитием младших школьников, обеспечивает целостный подход к изучению родного языка. Дети, обучавшиеся по данной программе, умеют легко, свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно письменно.

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.

Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению. В связи с этим Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработана экспериментальная программа предмета «Культура общения. Речевой этикет». В помощь учителям, работающим по этой программе в начальных классах, выпущены семь пособий, как для преподавателей, так и для учащихся, создан комплект аудио – и видеопособий.

В основном все усилия учителей начальных классов, русского языка и литературы с 1 по 11 кл. направлены на обучение письменной речи. Устная же речь, основная форма существования языка и «носитель» повседневной культуры общения остается в тени, ей уделяется крайне мало внимания.

Особенностью концепции формирования культуры общения, которая реализуется в региональной программе и отличает ее во многом от других программ подобного типа – в приоритете обучения устной речи и в устной основе обучения.

Программа предмета «Культура общения. Речевой этикет» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения и общения в начальной школе через освоение этикетных форм поведения и общения в среднем звене к освоению правил и норм эффективной коммуникации в старших классах.

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом учащиеся должны освоитьэтикетные нормы общения и правила и приемы эффективного общения.

Основные задачи, стоящие перед учителем, преподающим культуру общения, следующие:

-сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функция общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

-научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

-сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного
поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
и участников актов общения;

-вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

-обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Адекватное коммуникативное поведение основывается на определенных коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Основная задача курса – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Именно это и составляет основное содержание занятий по этому предмету.

Необходимо иметь в виду, что в рамках только уроков по предмету «Культура общения» умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков

– это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов и, КВН, фестивалей, посещение театров, музеев, выставок и т.д.

На уроках необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать, говорить и как.

Урок в начальной школе по названному предмету обычно включает речевую гимнастику, анализ коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры.

Как показывает практика, уроки культуры общения для младших школьников – одни из самых любимых. Они помогают снять страх перед самостоятельным высказыванием; прививают навык анализировать свои поступки и проходящие события; дети узнают себя как партнера по общению, открывают в себе самые разнообразные стороны личности.

 



2019-12-29 289 Обсуждений (0)
Речевой этикет в современной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Речевой этикет в современной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)