Направления совершенствования организации социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста
Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том, или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой. Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения. Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения – устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов. В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности. О резком падении жизненного уровня пожилых граждан свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе. Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации. В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам Проведенное исследование показало, что система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики. Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. Таким образом, социально-экономические преобразования в России усилили проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни. Как уже отмечалось, негативные последствия осуществляемых в стране реформ ухудшили социальный статус граждан пожилого и старого возраста, поставили их в крайне маргинальное положение в обществе. Поэтому в сложившихся условиях трудно переоценить роль и значение системы социального обслуживания населения в реализации комплекса государственных мер по улучшению условий жизнедеятельности, компенсации утрат и вынужденных потерь, которые понесли ветераны в последние годы по независящим от них причинам. Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям: 1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний: - создания социальной адвокатуры и социальных судов; - создания специальных газет и журналов, в которых бы приводились все изменения в законодательстве в отношении пожилых людей, условия получения и предоставления льгот, адреса и телефоны организации занимающихся данными вопросами; - волонтерское движение среди студентов ВУЗов юридических факультетов, это может быть практика и подработка в летнее время (возможно и зачисление стажа или опыта, что поможет в дальнейшем устройстве на работу); - диспетчерские службы «телефон доверия», которые будут оказывать юридическую, психологическую, медицинскую помощь; 2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей: - посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, - повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий; - расширение сети социальных магазинов, социальных столовых, аптек и парикмахерских; - создание служб «социальных такси» (специально оборудованные машины обслуживают по вызову только инвалидов и пожилых, оплата услуг при этом будет проводиться на льготной основе, актуально для районов области); - консультация и развитие такого направления как пожизненное содержание с иждивением, а именно заключение договоров пожизненной ренты между пожилыми людьми и муниципалитетами, с фондами социальной поддержки населения и т.д. (это наиболее актуально для одиноких стариков). Хоть данный договор и предусмотрен гл.33 ГК РФ, однако он очень мало применяется, из-за боязни и незнании пожилых людей об этом. Суть такого договора заключается в том, что пожилой человек передает принадлежащую ему квартиру, жилой дом, земельный участок, или иную недвижимость в собственность муниципалитета или иного плательщика ренты, который обеспечивает его в свою очередь питанием, одеждой, а если того требует состояние здоровья – также и уход за ним. 3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания: - формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях; - развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям; - обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию; - создание индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм; - обновление и улучшение «социального паспорта» пожилых людей, в котором формируются сведения о пожилых людях, нуждающихся во внимании медицинских и социальных работников и об оказании им различных видов социальной и медицинской помощи; - создание мобильной службы по предоставлению негарантированных действующим законодательством социальных услуг пожилым людям на дому, укомплектованная медицинским работником, парикмахером, продавцом, специалистом по ремонту бытовой техники и социальным работником, для удаленных от центра населенных пунктов. Например, в Оренбургской области мобильные службы организованы в 12 районах и городах, разработан порядок предоставления услуг этими отделениями, осуществляется сбор информации о потребностях пожилых людей в конкретных услугах, формирование «портфеля» законов и разработка графиков выездов специально сформированных комплексных бригад специалистов; - Развитие коммерческого сектора и улучшение качества обслуживания за счет создания «сервисной службы», а также вовлечение самого пожилого человека в процесс планирования и получения социальных услуг. Необходимость развития коммерческого сектора социального обслуживания обусловлена двумя основными причинами: невозможность в существующих финансовых и технических условиях полностью обеспечить социальными услугами всех желающих, что выражается в наличие очередности на социальное обслуживание; чтобы предоставить пожилому человеку законное право самому выбирать виды услуг, периодичность их оказания, специалистов призванных оказывать ему помощь. Развитие коммерческого сектора предусматривает не только расширение спектра платных дополнительных услуг, но и создание на коммерческой основе отделений надомного обслуживания. Эта система получила развитие и удачно реализована в г. Сызрани. Создание данной службы и дополнительные источники финансовых средств помогают оснастить учреждения социального обслуживания техническими средствами, направляются на материальное стимулирование работников учреждения. 4. содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми: - экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар; - создание «Корпоративной информационной системы социальной защиты населения», в которой внедрить «электронный паспорт семьи пожилого человека». Электронный паспорт должен содержать данные о социальном состоянии семьи, обследования социально-бытовых условий, констатацию факторов социального неблагополучия, если они есть, и другую информацию, которая позволяет создавать адресные программы, направленные на решение проблем семей, учитывать потребности конкретной семьи в различных видах помощи, сократить при оказании услуг количество запрашиваемых от семьи документов, разрабатывать и реализовывать эффективные алгоритмы работы. Данная система уже существует во многих субъектах РФ. Например, в Тюменской области создана «Корпоративная информационная система социальной защиты населения», формируется база данных «Электронный социальный регистр населения». В 2007 году в «Корпоративной информационной системе социальной защиты населения» внедрен «Электронный паспорт семьи», в который на данный момент занесено 75% семей (см. Приложение №7). Также очень интересен опыт г. Тольятти, они разработали предложения по созданию социального регистра населения и внедрению системы «Единое социальное окно», а результаты от ведения системы (см. Приложение №8). В Самарской области на введение одного узла системы затратили около 300 тыс. руб. [47]; - на уровне школ, институтов проводить лекции о роли семьи в жизни пожилых людей, почему мы должны заботиться о пожилых людях; - создание платной службы «семейный социальный работник». Эта служба должна быть создана для тех пожилых людей, которые нуждаются в постоянном уходе и присмотре, в том числе в вечернее, ночное время и в праздничные дни, а также предоставлять консультативные услуги семьям пожилых людей. Служба эта будет являться платной, но, тем не менее, вполне конкурентоспособной в сравнении с частными предприятиями, предоставляющими услуги сиделок, так как будет укомплектована высококвалифицированными кадрами медицинских сестер и социальных работников и будет предлагать значительный комплекс услуг по умеренным расценкам. 5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста: - модернизация, реконструкция и ремонт домов и квартир; - проектирование и строительства новых типов жилища; - улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха; - строительство социальных общежитий с отдельными комнатами, сан узлами, столовой, актовым залом и медицинским кабинетом, в который раз в неделю будет приходить врач и социальный работник (это поможет разгрузить нагрузку на центры социального обслуживания, то есть тем, кому требуется медицинская помощь будут находиться в стационаре, а кто поступает в центры из-за ветхости жилья будут направлены в общежития, тем самым сократиться очередь из пожилых людей). Для строительства одного социального общежития потребуется около 12229 тыс. руб. (см. Приложение №5); - строительство социальных деревень. Их преимущество от социальных общежитий в наличии подсобного хозяйства, которое пойдет на нужды пожилых людей и улучшит существенно качество питания. Кроме того, такая форма обслуживания менее затратная, эффективна. Для строительства одного дома в социальной деревне потребуется около 2491,5 тыс. руб. (см. Приложение №6). Все предложенные направления и методы реализации в отношении граждан старшего возраста помогут поддержать их социальные способности, улучшить взаимодействие с общественными организациями, вовлечение в самопомощь и взаимопомощь. Взаимодействие этих факторов является источником творческих возможностей, и будет способствовать развитию новых форм социальной работы, направленных на оказание помощи и поддержки пожилым людям. Также измениться представление о пожилых людях как о непродуктивных членах общества.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |