Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По итогам исполнения за январь-июнь 2008 года уровень доходов федерального бюджета РФ составил 23,4% ВВП, уровень расходов федерального бюджета -15,7% ВВП, а профицит бюджета - 7,7% ВВП. По итогам января-мая 2008 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 34,8% ВВП, расходы консолидированного бюджета -24,8% ВВП, а профицит бюджета - 10,0% ВВП. На 1 июля 2008 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 3 141,4 млрд. руб., что по отношению к ВВП в годовом исчислении составляет 11,3%. Наиболее заметным событием в бюджетно-налоговой сфере стало принятие Закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ".

В таблице 5представлена динамика основных параметров федерального бюджета РФ в 2007-2007 гг. По предварительной оценке Министерства финансов РФ по кассовому исполнению в январе-июне 2009 г. федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 3 244,9 млрд. руб. (23,4% ВВП), по расходам 2 171,9 млрд. руб. (15,7% ВВП), профицит федерального бюджета составил 1 073,98 млрд. руб.(7,7% ВВП). По абсолютной величине доходы и расходы федерального бюджета за рассматриваемый период оказались несколько выше соответствующих показателей прошлого года (доходы - 2 931,8 млрд. руб., а расходы - 1 870,4 млрд. руб.). В то же время по отношению к ВВП данные показатели несколько снизились (соответственно 24,9% и 15,9% ВВП). Следует отметить, что профицит федерального бюджета в номинальной величине близок к показателю прошлого года (1 061,4 млрд. руб.), в то время, как в долях ВВП наблюдается снижение по сравнению с предыдущим периодом (9,0% ВВП).

 

Таблица 5 Основные параметры федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. (в % ВВП)

Год  2007 июнь 2008  2008 июнь 2009
Доходы  23,7% 24,9%  23,5% 23,4%
Расходы  16,2% 15,9%  16,2% 15,7%
Дефицит (-)/ Профицит (+)  7,5% 9,0%  7,4% 7,7%

 

Рис. 4. Соотношение доходов и расходов федерального бюджета в 2007 и 2009 году

 

Наибольшее падение в долях ВВП за период с января по май 2008 г. было зафиксировано по следующим доходным источникам: вывозные таможенные пошлины (-2,1% ВВП), НДПИ (-1,2%), налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территории РФ (-0,7%). Следует отметить, что в сумме эти налоги составили почти 60% от суммарных доходов федерального бюджета за январь-май 2007 г. Наибольший рост в долях ВВП наблюдался по следующим статьям: налог на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ (+0,6%) и ввозные таможенные пошлины (+0,2%), единый социальный налог (+0,1%). Доля этих налогов в доходах федерального бюджета достигла чуть более 25% по результатам исполнения бюджета за первые 5 месяцев 2008 г. По остальным статьям изменения были незначительны (менее 0,1% ВВП). Вышеописанные изменения в поступлениях по различным видам налогов и сборов привели к падению доли доходов федерального бюджета в ВВП как за первые 5 месяцев, так и за январь-июнь 2008 г.

Сравнивая показатели расходов по отдельным статьям за январь-июнь 2008 г. с аналогичным периодом прошлого года, можно заметить, что изменения носили разнонаправленный характер. Наибольшее падение (в долях ВВП) наблюдалось по следующим статьям: межбюджетные трансферты (-0,18%), социальная политика (-0,14%), общегосударственные вопросы (-0,11%), национальная оборона (-0,06%). При этом в сумме эти статьи составили 66,4% от общего объема профинансированных расходов федерального бюджета за январь-июнь 2008 г. Наибольший рост (в долях ВВП) был зафиксирован в расходах на национальную экономику (+0,26%), образование (+0,14%), ЖКХ (+0,07%), национальная безопасность (+0,07%), здравоохранение и спорт (+0,07%). Расходы по этим статьям достигли 32,3% от суммарных расходов федерального бюджета. По остальным статьям изменения были незначительными (менее 0,01% ВВП).

Рассмотрим более детально динамику изменений доходной и расходной частей федерального бюджета.

Отметим, что номинальный рост ВВП за январь-июнь 2008 г. составил 18%. Это связано, в том числе, с возросшей инвестиционной и потребительской активностью. Также можно отметить, что аномально тёплая зима позволила не прекращать строительные работы (это способствовало значительному росту ВВП в начале года).

На фоне общей тенденции снижения показателей в долях ВВП некоторые статьи расходов федерального бюджета продемонстрировали, напротив, заметный рост. Это обусловлено значительным ростом в номинальном выражении по этим статьям, который перекрыл эффект роста ВВП. Наибольшее увеличение наблюдалось по разделам "национальная экономика" и "образование". Рост расходов по разделу "национальная экономика" во многом определялся ростом по подразделам "транспорт" и "другие вопросы в области экономики". Можно отметить, что расходы на инфраструктуру и образование являются одними из приоритетов бюджетной политики (что следует, в том числе и из Посланий президента РФ Федеральному собранию). Наибольшее снижение доли в ВВП произошло по разделу "межбюджетные трансферты". Это снижение вызвано ростом ВВП.

 

Таблица 6 Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2007-2009 гг. (в % ВВП)

Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2006-2008 гг. (в % ВВП) 2007 Май 2008 2008 Май 2009
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - ВСЕГО 23,72% 25,07% 23,58% 21,77%
1. Налог на прибыль организаций 1,75% 1,99% 1,92% 1,89%
2. Единый социальный налог 1,24% 1,19% 1,19% 1,29%
3. Налоги на товары и услуги, реализуемые на территории РФ 5,16% 4,63% 3,82% 3,90%
3.1.Налог на добавленную стоимость 4,75% 4,25% 3,47% 3,54%
3.2. Акцизы по подакцизным товарам 0,41% 0,38% 0,35% 0,35%
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 2,15% 2,19% 2,27% 2,76%
4.1. Налог на добавленную стоимость 2,07% 2,12% 2,20% 2,68%
4.2. Акцизы по подакцизным товарам 0,08% 0,06% 0,06% 0,09%
5. Налог на добычу полезных ископаемых 3,95% 4,61% 4,11% 3,44%
6. Ввозные таможенные пошлины 1,25% 1,28% 1,28% 1,51%
7. Вывозные таможенные пошлины 6,25% 7,66% 7,12% 5,60%

 


Таблица 7 Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. (в % от ВВП)

Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2006-2008 гг. (в % от ВВП) 2007 Июнь 2008 2008 Июнь 2009
Общегосударственные вопросы 2,58% 2,32% 2,19% 2,20%
из них: обслуживание государственного долга 1,06% 0,75% 0,65% 0,46%
Национальная оборона 2,71% 3,03% 2,57% 2,97%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,05% 2,31% 2,08% 2,37%
Национальная экономика 1,17% 1,22% 1,31% 1,49%
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,04% 0,20% 0,20% 0,27%
Охрана окружающей среды 0,02% 0,03% 0,03% 0,03%
Образование 0,73% 0,95% 0,78% 1,09%
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,22% 0,23% 0,21% 0,22%
Здравоохранение и спорт 0,42% 0,59% 0,56% 0,66%
Социальная политика 0,88% 0,95% 0,81% 0,81%
Межбюджетные трансферты 5,77% 6,28% 5,68% 6,10%
ВСЕГО РАСХОДОВ 16,58% 18,10% 16,40% 18,21%

 

Доходы федерального бюджета в 2008 году ожидаются на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38% к ВВП.

 В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 3855,4 млрд. рублей (12,57% к ВВП); неналоговые доходы – 2393,3 млрд. рублей (7,80% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 0,5 млрд. рублей.

 По сравнению с параметрами, утвержденными Федеральным законом от 19.12.2007 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год", доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 716,2 млрд. рублей.

 Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей, из них факторы снижения:

 -  изменение цен на нефть марки "Юралс" – на 433,0 млрд. рублей;

 -  изменение экспортных цен на природный газ – на 57,6 млрд. рублей;

 -  снижение объема ВВП – на 45,7 млрд. рублей;

 -  изменение курса рубля по отношению к доллару США – на 34,8 млрд. рублей;

 -  снижение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных организаций) – на 11,2 млрд. рублей.

 Факторы увеличения:

 -  изменение объемов экспорта – на 52,2 млрд. рублей;

 -  изменение объемов импорта – на 49,2 млрд. рублей;

 -  изменение структуры объемных показателей – на 11,2 млрд. рублей.

 Изменения основных макроэкономических показателей 2007 года приведены в таблице (Приложение 2).

 В результате влияния факторов, не связанных с изменением величины макроэкономических показателей, доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 246,6 млрд. рублей, из них факторы снижения:

 -  увеличение на 1 января 2007 года остатков сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению по ставке 0 процентов – на 122,5 млрд. рублей;

 -  увеличение сумм налоговых вычетов по НДС – на 130,7 млрд. рублей.

 Факторы увеличения:

 -  уточнение поступлений по результатам контрольных мероприятий налоговых органов – на 207,9 млрд. рублей;

 - увеличение уровня собираемости – на 5,2 млрд. рублей.

 По оценке основное снижение доходов ожидается по поступлениям от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин.

 Поступления по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2007 год оцениваются в размере 1048,9 млрд. рублей, что на 329,9 млрд. рублей меньше суммы, предусмотренной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год".

Основным фактором, повлиявшим на снижение оценки поступления налога на добавленную стоимость в 2007 году по сравнению с суммами, предусмотренными в бюджете, является изменение налоговой базы 2006 года, анализ которой показал, что налоговое законодательство, введенное в действие с 1 января 2006 года, оказало влияние на ее формирование в большей мере, чем предполагалось. В частности, переход на уплату по методу начисления вызвал значительный рост налоговых вычетов, доля которых выросла в 2006 году до 40,73% к ВВП, или на 6,54 пункта больше, чем в 2005 году, поскольку с 1 января 2006 года к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) без их оплаты поставщикам. Доля налоговых начислений за 2006 год выросла в меньшей мере и составила в 2006 году – 46,14% к ВВП, или на 5,6% больше чем в 2005 году.

 Доля начисленного налога на добавленную стоимость (45,8% к ВВП) и налоговых вычетов (38,1% к ВВП) за исключением вычетов, предъявляемых подрядными организациями при выполнении капитального строительства; вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, в расчете ожидаемой оценки на 2007 год приняты на уровне сложившихся долей за 9 месяцев 2006 года без учета 1 квартала, в котором отражено влияние переходного периода. При прогнозировании доходов федерального бюджета по налогу на добавленную стоимость на 2007 год эти доли составляли 45,16% к ВВП и 36,6% к ВВП соответственно.

 Однако следует отметить, что в последующих периодах возможна корректировка налоговой базы, что повлечет изменение указанных сумм.

 Прогнозируемое в 2007 году возмещение налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений разделе продукции уменьшит поступление налога на 6,6 млрд. рублей.

 С учетом всех факторов ожидаемая сумма поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на 2007 год оценивается в размере 1048,9 млрд. рублей.

 Доходы федерального бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых 2007 года ожидаются в сумме 911,5 млрд. рублей и по сравнению с показателями Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" уменьшаются на 126,3 млрд. рублей.

 При ожидаемом в 2007 году среднем уровне мировых цен на нефть марки "Юралс" в размере 55 долларов за баррель коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 4,6106. С учетом корректировки налоговой ставки на указанный коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти на 2007 год планируется в размере 1931,83 рубля за тонну нефти.

 Уменьшение мировых цен на нефть по сравнению с заложенной в расчетах к бюджету мировой цене на нефть в размере 61 доллара за баррель приведет к уменьшению поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 120,3 млрд. рублей. Увеличение объема добычи нефти, подлежащего налогообложению, с 456,448 млн. тонн до 457,721 млн. тонн приведет к увеличению поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 2,5 млрд. рублей.

 Изменение объемов добычи:

 -  прочих полезных ископаемых в 2007 году приведет к уменьшению поступлений налога на 0,6 млрд. рублей;

 -  газа горючего природного и газового конденсата увеличит доходы бюджета на 1,6 млрд. рублей и 1,4 млрд. рублей соответственно.

 Доходы федерального бюджета на 2007 год доходы от вывозных таможенных пошлин ожидаются в размере 1629,1 млрд. рублей, что на 369,8 млрд. рублей меньше, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год".

 Вывозные таможенные пошлины на товары (кроме группы 27 ТН ВЭД) оцениваются с учетом фактического поступления в федеральный бюджет за 2006 год по этой группе товаров и объемов экспорта в 2007 году, снижения и отмены экспортной пошлины по отдельным видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (за исключением углеводородного сырья) на сумму 100,0 млн. долларов США или 2,6 млрд. рублей.

 Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2008 - 2010 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году.

 При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

Как сообщили в Министерстве регионального развития РФ, в феврале 2009 года в сравнении с аналогичным месяцем 2008 года налоговые поступления сократились в 57 регионах России. Максимальное снижение демонстрируют Тюменская область и Ямал - налоговые доходы здесь сократились на 70%, в ХМАО они снизились на 50%, в Удмуртии и Челябинской области - на 45%, в Пермском крае и Москве - на 43%, в Свердловской области - на 38%. В целом же по России в феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008 года сокращение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 26%.

За февраль в "копилки" российских регионов поступило 122 миллиарда рублей налогов на доходы физических лиц, что на 4% больше показателя февраля прошлого года. Доходы выросли в 67 регионах, из них в 30 более чем на 10%. Однако и тут Свердловская и Челябинская области, вместе с Кемеровской продемонстрировали отрицательный результат - там поступления НДФЛ, наоборот, снизились на 10%.

Налог на прибыль принес в "кошельки" регионов России 9,9 миллиарда — это всего 11% от объемов аналогичного периода прошлого года. При этом в ряде субъектов, в том числе в Тюменской и Челябинской областях, на Ямале, а также в Пермском крае поступления и вовсе отсутствуют. Это связано с возвратами данного налога хозяйствующим субъектам.

 Формирование доходов федерального бюджета на 2008 - 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

 Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно. Прогноз поступления доходов с учетом формирования нефтегазовых доходов приведен в приложении №3.

 


Рис. 5. Планируемые нефтегазовые доходы в млрд. руб.

 

Рис. 6. Доходы федерального бюджета в млрд. руб.

 

Доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозируются в размере 6673,2 млрд. рублей, или 19,14% к ВВП (Приложение №4).

В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4200,7 млрд. рублей (12,05% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2471,2 млрд. рублей (7,09% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей.

 По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы увеличатся на 424,1 млрд. рублей.

 Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:

 -  рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;

 -  изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;

 -  увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. рублей;

 -  изменение структуры объемных показателей – на 6,8 млрд. рублей;

 -  изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3 млрд. рублей.

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

 -  изменения цены на нефть марки "Юралс" - на 74,2 млрд. рублей;

 -  изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. рублей;

 -  снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 6,2 млрд. рублей (Приложение 5).

 Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей. В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.

 Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 году составит 19,14% и по сравнению с 2007 годом снизится на 1,24 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства – на 0,67% к ВВП, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов – на 0,57% к ВВП.

 Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 год и 2010 год в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП) и 8035,2 млрд. рублей (18,07% к ВВП) соответственно.

В апреле 2009 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 670 млрд. рублей, что на 5% меньше уровня апреля 2008 года. Об этом говорится в докладе о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в апреле 2009 года.

Объемы поступлений снизились в 34 регионах. В 11 из них доходы упали более чем на 15%. Наибольшее падение доходов зафиксировано в Красноярском крае и Тюменской области (на 27%), г. Москва (на 25%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 20%), Челябинской области (на 19%), Республике Коми, Удмуртской Республике и Кемеровской области (на 18%).

Рост доходов зафиксирован в 57 регионах, из них в 26 – более чем на 30%. Данный факт обусловлен предоставлением в апреле 2009 года в финансовой помощи из федерального бюджета.

В апреле 2009 года сокращение бюджетных поступлений произошло в 26 регионах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Сахалинской области (падение доходов на 40%), Красноярском крае (на 39%), г. Москва (на 38%), Тюменской области (на 28%), Челябинской области (на 24%).

 



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)