Организация исследования.
РЕФЕРАТ Козеев П. В. Особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии: Дипломная работа / П. В. Козеев; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Институт искусств. Каф. эстрадного искусства – Тамбов, 2008. – 96 с., 4 табл., 3 прил. Ключевые слова: музыкотерапия, дети с ЗПР, КРО. Объект исследования - процесс среднего профессионального образования. Предмет исследования - изучение использования возможностей музыкотерапии в качестве методических особенностей развития детей с ЗПР. Цель исследования - обосновать методические особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии. Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, материалов периодической печати, педагогических и учебно-методических изданий; сравнение творческих методов выдающихся отечественных и зарубежных исследователей; наблюдение; беседа. Основные результаты исследования: рассмотрено общее представление сущности понятия «дети с ЗПР»; определены социально-педагогические основы использования отдельных приемов музыкотерапии для создания условий развития детей с ЗПР; разработана педагогическая модель опытно-экспериментальной программы «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования»; подготовлены методические рекомендации в помощь студентам, изучаемым курс «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования».
СОДЕРЖАНИЕ
Список обозначений и сокращений…………………………………………..……4 Введение…………………………………..…………………………………………5 1 Теоретические особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) средствами музыкотерапии……………………………………………………..10 1.1 Основные подходы исследователей к анализу проблемы детей с ЗПР……………………………………….……10 1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения (КРО) в системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР……………... 20 1.3 Социально-педагогические проблемы создания условий развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии…………………………31 2 Технологические подходы к использованию музыкотерапии в системе среднего профессионального образования………………….….41 2.1 Педагогическая модель использования методов музыкотерапии в системе среднего профессионального образования…………………..…41 2.2 Методические особенности преподавания курса «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования» ……………………60 Заключение………………………………………………………………………..68 Список использованных источников…………………………………………… 70 Приложения…………………………………………………………………….….79
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 1) ААМТ – американская ассоциация музыкальных терапевтов 2) АМТА – американская музыкальная терапевтическая ассоциация 3) г. – год 4) гл. – глава 5) ЗПР – задержка психического развития 6) ЗУМ – знания, умения, навыки 7) и др. - и другие 8) и т.д. - и так далее 9) КРО – коррекционно-развивающее обучение 10) Кн. – книга 11) М. – Москва 12) МО РФ – Министерство обороны Российской Федерации 13) и б. – и более. 14) НАМТ – национальная ассоциация музыкальных терапевтов 15) п. – пункт 16) с. – страница 17) сб. – сборник 18) СПб. – Санкт-Петербург 19) Т. – том 20) ч. - часть 21) т. к. - так как 22) ЦНС – центральная нервная система ВВЕДЕНИЕ Обоснование выбора темы работы. В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей. Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов[25]. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов. Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Исследователи изучали причины ЗПР, раскрывали особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с ЗПР, определяли их типы. Несомненно, что рекомендации ученых помогли учителям в работе с такими детьми. Но на современном этапе развития системы среднего профессионального образования особую актуальность приобретает необходимость целенаправленного формирования новых эффективных методов обеспечения условий для продуктивного развития детей с ЗПР. Особый интерес вызывает использование в качестве одного из таких средств музыкального искусства, в частности музыкотерапии. Музыкотерапия – метод лечения, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка с ЗПР.[45] Обращение к термину «музыкотерапия» не случайно. Научно-исследовательская деятельность ученых, работающих в этой области в течение многих лет, привела к осознанию того, что для достижения конечной цели музыкального воспитания ребенка недостаточно использовать только традиционные методы и приемы, выдвинутые современной музыкальной педагогикой. Существуют многовековые традиции определения процесса применения произведений музыкального искусства в качестве методов воздействия музыкотерапии на личностные качества ребенка[35]. Теоретический анализ специальной литературы позволил познакомиться с достижениями педагогов в области музыкального воспитания, начиная с античности, изучить опыт работы музыкальных психологов в области профилактики неврозов, выявить эффективные методы и приемы вживания подрастающего поколения в богатейшую сферу мирового музыкального искусства, способствующую формированию мировоззрения, гармонизации отношения с окружающим миром и т.д. Думается, что использование мирового опыта данных достижений в сфере организации учебно-воспитательного процесса детей с ЗПР, а также ее развития и социальной адаптации представляется возможным. Оценка разработанности темы. Методологической базой исследования детей с ЗПР являются концепция готовности (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, А. А. Кандыбович, М. М. Дьяченко), принцип единства сознания и деятельности как один из аспектов деятельностного подхода в социальной работе с детьми с ЗПР (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), личностно-ориентированный подход в работе с детьми с ЗПР (Н. А. Алексеев, И. С. Якиманская), концепции социальной работы с детьми с ЗПР (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.), совместной деятельности в работе с детьми с ЗПР (А. Л. Журавлев, Г. М. Андреева и др.), основные положения теории развития нормальных детей и детей с ЗПР (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер и др.), концепции ЗПР (К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Т. В. Егорова, Г. Е. Сухарева и др.). Исследования проблем ребенка с ЗПР (С. Г. Шевченко, Е. Р. Смирнова и др.), указывают на необходимость разработки специальных мер по предотвращению данного вида заболевания. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на ребенка, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, И. М. Сеченова, С. П. Боткина, И. П. Павлова, В. Г. Люстрицкого, В. С. Спиртова и др. возникают данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение детей. Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия на организм ребенка существенно возрос. Музыку активно внедряют в работу клиник и психотерапевтических центров: А. С. Ирисов, В. Я. Ткаченко, В. Б. Полякова, Л. С. Брусиловский, Н. Н. Захарова, В. М. Авдеев, Л. Н. Мельников, С. Н. Яковлев, В. И. Шапошникова, В. П. Лапшин, М. Х. Левитан, А. И. Копытин, В. И. Петрушин, С. В. Шушарджан и многие другие ученые. Проблемы, посвященные развитию детей с ЗПР средствами музыкотерапии, анализировались учеными: М. Л. Лазаревым, Н. А. Володиной, О. А. Блиновой, Е. Бомбардировой, Е. Перламутровой и др. Цель работы; обосновать методические особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии. Задачи работы: 1) проанализировать основные подходы исследователей к анализу проблемы детей с ЗПР; 2) изучить основные направления КРО в системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР; 3) рассмотреть социально-педагогические проблемы создания условий развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии; 4) разработать педагогическую модель опытно-экспериментальной программы «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования»; 5) подготовить методические рекомендации в помощь студентам, изучаемым курс «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования». Объектом работы является процесс среднего профессионального образования. Предмет работы; изучение использования возможностей музыкотерапии в качестве методических особенностей развития детей с ЗПР. Методы работы; в работе был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, среди которых: анализ и обобщение литературных источников, материалов периодической печати, педагогических и учебно-методических изданий; сравнение творческих методов выдающихся отечественных и зарубежных исследователей; наблюдение за учебно-творческой деятельностью студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование»; беседы с преподавателями и студентами различных специальностей. Новизна и практическая значимость работы; результаты исследования, систематизированные в данной работы, могут быть внедрены в учебные процессы детских музыкальных, образовательных школ, учреждений дополнительного образования, а также среднеспециальных и высших учебных заведений. Апробация работы; результаты работы апробированы участием в конференции по направлению № 3 «Некоторые аспекты педагогики и методики в деятельности музыканта-профессионала», проводившейся в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова в апреле 2008 г.Название исследования «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования». Структура работы; дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Организация исследования. Первый этап подготовительный – 2005-2006 гг. Рассматривались современные подходы к исследованию данной проблемы, а также происходило изучение методической литературы. Второй этап формирующий – 2006-2007 гг. В этот период была разработана экспериментальная педагогическая модель «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования». Третий этап заключительный – 2007-2008 гг. Данный этап посвящен подведению итогов исследовательской деятельности, а также оформлению научных результатов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |